Народы Дагестана
Последний выпуск » Образование » На основе живого слова и живого общения

На основе живого слова и живого общения

 Модернизация образования, престиж профессии, роль учителя в воспитании гражданственности и патриотизма у современной молодежи – эти и другие вопросы стояли в центре внимания интервью нашего корреспондента с Председателем Совета Махачкалинского центра повышения квалификации, доктором экономических наук, профессором Магомедом Абакаровым.

– Магомед Идрисович, Вы много лет посвятили системе образования, были заместителем декана в ДГУ, ректором негосударственного вуза, сейчас возглавляете учреждение дополнительного образования. Вы непосредственный очевидец того, как осуществлялась в стране, в том числе в нашей республике, так называемая модернизация образования. Что стоит за термином «модернизация», в чем его отличие от «реформы», «совершенствования» и прочих синонимов?

– На мой взгляд, основное различие в терминологии заключается в том, что «реформа» – это преобразование, переустройство, а «модернизация» – привнесение всего самого нового и прогрессивного для достижения высокого качества российского образования, которое должно соответствовать запросам современной жизни страны и обеспечить ее конкурентоспособность на международном уровне. Вообще, термин «модернизация» означает, что мы признаем собственное несовершенство и, как сказал замечательный психолог Альфред Адлер, свой комплекс неполноценности, осознаем свои дефекты – культурные, экономические, социальные, стремимся от них избавиться, и это понимание становится двигателем развития. Население устало от реформ 90-х годов и ждет ясных и эффективных мер по обеспечению стабильности со стороны государства, в том числе и в области образования. Я бы сказал, достойного уровня образования, сравнимого с наиболее передовыми государствами.

– Недавно утверждена структура российского правительства, появились два министерства – просвещения и высшего образования и науки. Что Вы думаете об этом?

– Думаю, что резон в этом есть. Логика разделения такого монстра, как министерство образования и науки, в том, чтобы достичь эффективности в системе общего и высшего образования и результативности научных изысканий. Государство понимает, что ориентация только на сырьевой сектор не сможет обеспечить конкурентоспособность страны. На дворе XXI век и, если мы не будем производить наукоемкую продукцию с применением самых современных технологий, наша страна никогда не сможет догнать развитые страны. Именно производство знаний и высоких технологий служит сегодня основным источником роста современной экономики. Процесс развития такой экономики, которую еще называют экономикой знаний, направлен на повышение качества человеческого капитала, внедрение инноваций и производство высококачественных услуг.

– Образование – это сфера услуг?

– Мне больше нравится термин «социальная сфера». Образовательное учреждение не только должно дать определенные знания и навыки молодому человеку, но и призвано формировать «человеческий потенциал», являясь по сути дела духовным и социальным институтом.

– И еще. Должны ли быть присущи образовательной системе понятия, свойственные рыночной экономике и гражданскому обществу?

– Образовательная сфера относится к социальному институту гражданского общества, поэтому конкуренция, инициатива, самоуправление, выбор, ответственность – все это в комплексе только способствует укреплению наших позиций на мировом образовательном пространстве. Конкуренция была и в советское время, взять хотя бы те же «социалистические соревнования». Правда, тогда работодатель был всего один – государство. А сегодня, когда наравне с государственными набирают силу и негосударственные образовательные учреждения, правила игры ужесточаются. Особенно это касается предоставления платных образовательных услуг. Здесь в полной мере начинают действовать рыночные законы, по которым, как мы знаем, выигрывают сильнейшие и наиболее подготовленные образовательные организации.

– В чем, на Ваш взгляд, заключается сущность инновационного образования?

– Инновационное образование – это все новое, что внедряется в образование для повышения его качества. К примеру, сегодня достаточно широко внедряется дистанционное образование. Надо отметить, что не все поддерживают эти нововведения. Логика противников дистанционного обучения заключается в таком тезисе: «Мы не видим того, кто на той стороне выполняет задачи…». Но, если мы будем давать знания только тем, кто может поехать в Махачкалу или в Москву для их получения, мы просто обделяем этих детей. Разве плохо, если лучшие педагоги со своими знаниями смогут с помощью информационных технологий дойти до самого отдаленного дагестанского села? Перегибы есть везде. Но за такого рода инновациями будущее. Это облегчает человеку процесс обучения и снимает многие ограничения для получения знаний.

– Что Вы вкладываете в понятие «гуманистический характер образования»?

– Это, прежде всего, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Нельзя за формалистическим подходом к образованию забывать об этих важных составляющих образовательного процесса.

– В чем должна заключаться роль учителя в подготовке ребят, обучающихся в образовательном учреждении, к будущей жизни?

– На мой взгляд, школа – это второй дом. И роль учителя заключается в том, чтобы воспитывать своих учеников свободными людьми, приучить их действовать везде, где возможно, рассматривая вещи с точки зрения добра, предвидеть последствия тех или иных событий, активно влиять на них, понимая, что за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями стоят интересы тех или иных сообществ и политических сил.

К сожалению, эта профессия катастрофически теряет свою престижность. У нас в Дагестане огромная нехватка сельских учителей, т.к. выпускники вузов не видят перспективы. Учителям нет времени для самосовершенствования, потому что надо искать иные источники для материального обеспечения своих семей. На встречах с учителями я часто задаю вопрос о том, как же они выживают. Один их сельских учителей прямо и откровенно ответил: «Выручают домашнее хозяйство и огород».

 

Но, несмотря на все трудности, учителя честно делают свое дело, служат главному своему предназначению – образовывать и воспитывать молодое поколение. Именно такими педагогами являются Таисия Бондарь, преподаватель литературы из пос. Тюбе, Разитта Гаджиханова, учитель Республиканского лицея-интерната «Центр одаренных детей». Именно в школе происходят первые шаги на пути социализации личности, его гражданского поведения. Примером такого подхода может служить деятельность педагога – организатора школы №3 Каспийска Залму Абулпазлуевой. С темой «Гений своего народа – Халил-Бек Мусаясул» она стала победителем республиканской краеведческой олимпиады «Дагестан – на разных широтах». Залму Абулпазлуева вошла в состав Координационного центра молодых учителей Всероссийского педагогического общества и является членом Общественно-консультативного Совета нашего центра. Эти прекрасные учителя показывают пример того, каким должен быть учитель в национальной республике, учат своих подопечных сохранению обычаев и традиций.

«назад

Фотолента

фотографий: 0
№ 4, 2018 от 2 Ноября 2018 г

 Артем Здунов представил нового министра информатизации Дагестана Сергея Снегирёва

июль-август
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив