Народы Дагестана
Последний выпуск » Культура » Народные традиции и обряды – основа развития культуры Дагестана

Народные традиции и обряды – основа развития культуры Дагестана

 Основой художественного мышления, духовности и культуры народов является любовь к своему языку, фольклорным традициям, истории, к отчему дому, к своим родителям. Это корни, способствующие в дальнейшем воспитанию таких качеств, как патриотизм, толерантность и интернационализм. Народное творчество и народные традиции – это всегда коллектив, который самовыражается. Здесь нет имени собственного, есть общественное «я». И в этом его сила. Народные традиции во многих районах, особенно в селах, хорошо сохранились. Их мы видим в период праздников, свадеб и других мероприятий. Очень интересно проходят свадьбы в сс. Худуц, Дуакар, Кища, Чишили, Харбук Дахадаевского района, в сс. Кирка, Викри Каякентского района. Различные обряды во время свадеб показывают фольклорный ансамбль «Чахри» Карабудахкентского района, ансамбль с. Анди Андийского района, ансамбль «Балхар» Акушинского района. С соблюдением народных традиций проходят свадьбы и праздники в сс. Рутул, Касумкент, Кумух, Ичичали, Согратль, Чох, Куяда, Гоцатль, Тлярата, Эрпели, Хунзах, Параул и т.д.

За последние десятилетия в республике сформировалось новое поколение, которое смогло найти себя в формате изменений социально-политической жизни.

Современная молодежь очень мобильна, креативна, она свободно мыслит, лишена консерватизма. И это естественно и сообразно природе. Но в той же степени, насколько хорошо молодежь владеет новейшими техническими возможностями, она должна знать и любить свою историю, чтить свои традиции, уважать старших, постигать опыт прежних поколений. Только в этом случае возможны преемственность в сохранении художественного наследия, этнических и духовных традиций и прогресс личности.

В этом культурно-познавательном процессе велика роль работников учреждений культуры, участников любительских творческих коллективов, фольклорных ансамблей, в том числе и Республиканского Дома народного творчества Министерства культуры Дагестана. Это единственное учреждение, которое должно бороться за сохранение, развитие традиций, культуры народов. Его деятельность напрямую связана с востребованными реалиями сегодняшнего дня, решением проблем межкультурного диалога.

Сохранение этнокультурной среды и поддержка носителей этого пласта требуют новаций в формах и методах работы.

В сфере традиционного художественного наследия появляются новые этнокультурные проекты, имеющие широкий общественно-политический резонанс. Дальнейшее развитие этих проектов в республике дает надежду, что мы по-прежнему будем узнаваемы в мире, не будут размытыми этнокультурные границы наших народов. Это международные, всероссийские, республиканские фестивали фольклора и традиционной культуры «Горцы», народного творчества «Каспий – берега дружбы», «Поэзия народного костюма», «Играй, душа!», фестивали хоровых, семейных ансамблей, детского творчества и т.д.

В нашей республике традиционные фестивали фольклора, праздники всех жанров любительского творчества проводятся ежегодно. Их зрителями могут стать не только жители и гости нашей столицы, но и многих районов и городов.

Фольклорные фестивали «Навруз», «Масленица», праздники семейного творчества, хорового, циркового, музыкального искусства, народных театров, детские праздники и конкурсы в рамках проекта «Золотые звездочки Кавказа»: «Перепелочка», «Маленькие горцы», «Мы за мир на планете» и многие другие – это жемчужины, собирающиеся в драгоценные ожерелья под названием «Дагестанская народная культура». Такие праздники почти ежегодно проводят в Кизлярском, Кулинском, Гунибском, Хунзахском, Акушинском, Дахадаевском, Агульском, Сулейман-Стальском, Буйнакском, Рутульском и других районах и городах республики.

Проводятся эти праздники не ради самих праздников. У каждого из них есть общие нравственно-эстетические, познавательные и творческие цели. Артисты-любители дарят свой талант, знакомя нас с народной культурой. Кроме того, народные праздники – творческая лаборатория, творческий взаимообмен, хочется, чтобы не только зрителей праздников становилось как можно больше, но и артистов и творческих коллективов из районов и городов РД. Мы можем здесь перечислить десятки и сотни хранителей культуры, народного творчества Республики Дагестан. К таким ярким хранителям относятся: Абакаров Ибрагим (Сергокалинский район), Абдуллаев Каримула (Кизилюртовский район), Абдуллаева Хурия (Кизилюртовский район), Абдуллаев Магомедгаджи (Акушинский район), Абдурахманов Абдулкарим (Унцукульский район), Абдулкадырова Шахрузат (г. Кизилюрт), Адаева Галина (г. Избербаш), Алексеров Гусейн (г. Избербаш), Алиев Тагир (Дахадаевский район), Алимов А. (Новолакский район), Амирбеков З. (Табасаранский район), Ахмедова Роза (Агульский район), Багандов И. (Акушинский район), Гаджиев А. (Сулейман-Стальский район), Гапизов А. (Левашинский район), Гасанов Арсен (Дахадаевский район), Дадаев Арсен (Левашинский район), Джаватханов Юсуп (Чародинский район), Ибрагимова Патимат (Акушинский район), Далгатова Хатимат (Хунзахский район), Ибрагимов Шафи (Рутульский район), Курбанов Абдулла (с. Ламмуслакъата Дахадаевского района), Ярахмедов Ярахмед (Сулейман-Стальский район), Чуркина Ольга (Тарумовский район), Халилов Касум (Карабудахкентский район) и многие-многие другие.

Сегодня народной культуре очень нужна поддержка. Необходимость не только муниципальных, но и государственных вложений в эту отрасль возрастает в силу многих причин.

Мир в последнее время сталкивается на Северном Кавказе с рядом конфликтов, основой которых являются межэтнические, межконфессиональные разногласия, непонимание.

Благодаря этнокультурным традициям наших предков, в основе которых всегда лежало стремление жить в добрососедстве, умение миром решать спорные вопросы, разрушительных катаклизмов удалось избежать.

От упрочения национально-этнических традиций зависит в какой-то мере и урегулирование миграционных потоков. Человек, не привязанный к народным корням, к своей истории, к малой родине, как правило, легче срывается с родных мест в поисках лучшей жизни. А миграция, не только внешняя, но и внутренняя, – это разрыв этнических связей, утрата и забвение традиций, языка, культурного опыта старших поколений и т.д.

Человека, для которого главными стали такие чувства, как патриотизм, уважение к семье, любовь к родине, нельзя принудить к всякого рода асоциальным действиям и поступкам. Поэтому одной из причин роста преступности, нравственной распущенности, духовной деградации в молодежной среде является отход от этнического, культурного опыта прошлых поколений и традиций.

Сегодня одними из хранителей самобытности, фольклора, культурных традиций являются село, сельские клубные учреждения и клубные формирования: фольклорные ансамбли, народные театры, коллективы, представляющие жанры хореографического, хорового, музыкального искусства. Сегодня все наши фольклорные коллективы имеют сельскую прописку. У них давние традиции и опыт выступлений, богатая история. Но, к сожалению, часто сам факт их существования зависит от воли муниципальных властей.

Большинство народных коллективов нуждается в обновлении национальных костюмов и обуви, народных музыкальных инструментов. Фольклор под фонограмму или электронную музыку нельзя представлять зрителю или слушателю. Это выхолащивает саму идею традиционности народной культуры. Ведь она, помимо эстетического, несет познавательное, воспитательное значение, поэтому живой звук, живой голос – обязательное условие функционирования фольклорного наследия, его жизнеспособности.

Изучение фольклора и растущий интерес к нему – общая мировая тенденция, причем растет интерес к познанию не только своего художественного наследия, но и культурного опыта других народов.

Год от года в мире увеличивается число международных фестивалей фольклора и их участников. Это стало ярким свидетельством планетарного интереса к фольклору. В Дагестане распространенными событиями оказались этновыставки «Традиция». Такие выставки в последние годы прошли в Левашинском, Табасаранском, Рутульском, Дахадаевском, Акушинском, Хунзахском, Гунибском, Кулинском, Кизлярском, Ахтынском районах.

Праздники, фестивали «Наследие» прошли в 2017–2018 годах в Кулинском, Табасаранском, Левашинском, Ахтынском, Тляратинском, Кизилюртовском районах, гг. Кизляр, Дагестанские Огни, Дербент. Сохранить самобытность и своеобразие каждой этнической группы, мир, стабильность и взаимопонимание между народами – долг каждого из нас.

Добиться этого можно лишь всем миром. Тем более, что авторитет народной культуры сегодня неоспорим, и надежды на нее возлагаются огромные, поскольку в современных условиях, реалиях поколение новой постиндустриальной формации не только по обязанности, но и по вдумчивому пониманию воспринимает фольклор и народные традиции как золотой фонд культуры своего Отечества.

Обрядовая культура – древнейший вид народного творчества. Это особый способ передачи определенных идей, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к обществу. Народная музыка, песня, танец, определенный ритуал обряда рождались по ситуации.

В каждом времени года свое настроение, свои бытовые занятия, своя тональность. Осенью – одни песни, зимой – другие, с иным настроением народ встречает приход весны и торжествующего лета.

Дагестан – уникальный регион, где до сих пор бытуют обряды и обрядовый фольклор – неотъемлемая часть народной культуры. Созданные народными массами обрядовые песни не только исполняются во время проведения тех или иных обрядов, но и выносятся на клубную сцену художественной самодеятельностью различных сел, районов, городов.

Возникли обряды в глубокой древности вместе со становлением человеческого общества как необходимый элемент его социального бытия и духовной культуры. Обряд – это особый способ передачи новым поколениям свода определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств.

Обряд – это коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к коллективу, обществу.

Слово «обряд» часто сопутствует слову «традиция», обозначающему преемственность, связь поколений, передачу от старших к младшему социальных идей, знаний, нравственных норм поведения, духовных ценностей.

Слово «традиция» обозначает и само духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение; традиционное – это установившееся понятие, освещенное авторитетом старших поколений.

Календарные и семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия в своей основе являются древнейшим видом народного творчества. Они тесно связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей.

Обряды приурочивались к наступлению новых периодов календарного года.

Основным занятием народов Дагестана, наряду с животноводством, было земледелие, и поэтому календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древнейшие взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, а также думы и заботы дагестанского крестьянства о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.

Обряды, как обычаи и традиции, являются по сути своей массовыми формами организаций духовной жизни. Они осуществляют на протяжении тысячелетий передачу нравственного, социального опыта, моральных и этических качеств предшествующих поколений последующим.

Уникальные по многообразию, красочности и богатству народные обряды составляют сокровищницу и непреходящую ценность народной культуры, неотъемлемую часть народной жизни.

Одними из надежных хранителей народной культуры являются фольклорные коллективы. Очень серьезным направлением являются народные художественные промыслы, переросшие в творчество и наоборот. Они появлялись там, где они могли быть. Возникали и жили ограниченно для тех мест, где они рождались, как заготовки, которые будто созданы для дальнейшей шлифовки.

Мастера учились у природы, пользуясь тем, чем наградила она, талантливо, успешно. Где-то были дерево, рог, камень, глина, металл, многое, из чего делали одежду, вязали, пряли, ткали, вышивали, скорняжничали, сапожничали. И казалось, что каждый творил, чтобы отблагодарить и просто – за шанс сделать полезное, редкое и обязательно красивое. Оригинальностью отличалась так называемая кайтагская вышивка, центрами которой были сс. Маджалис, Баржамат, Джибахни, Карацан. Она выполнялась крупной гладью разноцветными шелковыми нитями. Они служили для обшивки подушек, накидок на люльку и т.д.

Одним из широко распространенных видов народного художественного творчества дагестанцев является декоративно-прикладное искусство и его составная часть – народные художественные промыслы, имеющие многовековые традиции. В Дагестане издавна получили распространение и развитие различные виды ремесла: художественная обработка металла, ковроткачество, гончарное дело, резьба по камню и дереву, обработка кости, изготовление национальной одежды и обуви, узорное вязание и вышивка. Значительное развитие достигло и золотошвейное дело, центром которого являлись села Кубачи, Кумух, Чох, Балхар, Согратль и Кулинские села.

Народные художественные промыслы Дагестана, зародившиеся в глубокой древности, прошли длительный путь становления, развития и совершенствования.

Различные виды художественных промыслов продолжали развиваться и в XVIII-XX вв. Высокой степени совершенствования достигла художественная обработка металла в селениях Кубачи, Кумух, Гоцатль, Гамсутль, Чох, Амузги, Харбук, где изготавливались холодное и огнестрельное оружие, а также ювелирные изделия с изысканной художественной отделкой. В производстве и декоративной отделке кинжалов, шашек, кремневых ружей и пистолетов, а также браслетов, серег, колец, женских поясов, всевозможных подвесок, налобных, височных, нагрудных украшений, мужских поясов, газырей кубачинские мастера использовали многообразные технические и декоративные приемы: литье, чернь, позолоту, зернь, филигрань, выемчатую и перегородчатую эмаль, инкрустацию драгоценными и полудрагоценными камнями, цветными стеклами, резной слоновой костью, золотую и серебряную насечку по железу и стали. Центром косторезного дела являлось и продолжает оставаться с. Кубачи.

Оружейное и ювелирное дело было широко известно за пределами Дагестана. Изделия мастеров, работавших в XIX–XX вв., – М. Гасанова, А. Ибрагимова, С. Шахаева из Кубачи, А. Шахшаева, О. Пашаева, А. Габиева из Кумуха, М. Исмаилова из Гоцатля, Мадиева из Чоха, много раз экспонировались на выставках в Тбилиси, Москве, Петербурге, Лондоне, Стамбуле (Константинополь), Тегеране и удостаивались там наград. В это время многие дагестанские златокузнецы работали в городах Центральной России, Ближнего Востока, Северного Кавказа, Закавказья и т.д.

Большого совершенства достигло в Дагестане ковроткачество, центрами которого являлись селения Рутул, Касумкент, Ахты, Микрах, Хив, Халаг, Хучни, Хурик, Ляхля, Артик, Межгюль, Казанище, Каякент, Эрпели, Хунзах, Тлярата, Карата, Кулецма, г. Дербент и т.д.

Крупными центрами медночеканного, гончарного производства являлись аварские, лакские, даргинские села Гоцатль, Ичичали, Кумух, Кубачи, Балхар, Сулевкент.

Камнерезным искусством славились селения Урари, Уллуая, Кумух, Бакни, Сутбук, Кунки, Ругуджа, Чох, Куяда, Андрейаул, Согратль, г. Дербент и близлежащие к нему лезгинские и табасаранские селения.

Резьбой по дереву занимались в районах, наиболее богатых лесом: в Табасаране, Кайтаге, в селах Южного Дагестана и горной Аварии. Мастера села Унцукуль изготавливали из кизилового, абрикосового, орехового дерева широкий ассортимент изделий с серебряной, медной и латунной насечкой: курительные трубки, мундштуки, табакерки и многие другие оригинальные предметы.

В развитии дагестанских художественных промыслов существенные изменения произошли в советское время. На это положительно повлияли объединение мастеров в кооперативы, создание специализированных промысловых артелей, преобразованных в начале 60-х годов в фабрики и художественные комбинаты, участие мастеров в выставках, выполнение государственных заказов, закупка лучших произведений для пополнения музейных коллекций. Для артелей были построены новые здания и созданы новые цеха.

В последние годы значительно повысилось внимание развитию художественных промыслов. Создаются специализированные промысловые крупные артели. Наши мастера и предприятия участвуют в зарубежных и российских выставках, выполняют государственные заказы. Создают более усовершенствованные станки, мастерские, готовят лучших профессиональных специалистов. Труд народных умельцев высоко оценен государством.

Современное искусство народных художественных промыслов зиждется на богатых традициях прошлых исторических эпох. Народные умельцы в своем творчестве опираются на огромный опыт многих предшествующих поколений талантливых мастеров.

Вместе с тем современное состояние и дальнейшая судьба традиционных художественных промыслов Дагестана вызывает озабоченность и тревогу, т.к. изделия наших умельцев теряют былую славу. Снижается их художественный уровень, утрачиваются некоторые виды промыслов. Из-за непродуманных реформ и поспешной приватизации некоторые предприятия художественных промыслов перестали существовать. Например, не работают Дербентская ковровая фабрика, Коврово-красительный комбинат «Дагюн» в Дербенте.

В 2000 г. был принят Закон РД «О народных художественных промыслах». Надо усилить ответственность за выполнение этого закона.

Сегодня сохранение народного художественного творчества, народных промыслов – народного мастерства – это объединяющая сила, важный рычаг сохранения народной памяти и культуры нации.

«назад

Фотолента

фотографий: 12

Балхарки в традиционной национальной одежде

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Долгими зимними вечерами сельские женщины собираются вместе и прядут ковры, валяют валенки, шьют, вышивают приданое на свадьбу

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Праздник, символизирующий смену времен года и начало полевых работ, для балхарцев один из самых любимых

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Даргинские ритуальные хлеба

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Праздник первой борозды в селении Балхар

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Первая борозда в Левашах Левашинского района

Категория фото: КУЛЬТУРА »

В хорошую погоду кубачинки сидят возле своих домов, рукодельничают

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Свадебное покрывало кубачинки

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Праздник первой борозды

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Маленькая лачка

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Балхарская керамика

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Праздник Навруз

Категория фото: КУЛЬТУРА »
№ 4, 2018 от 2 Ноября 2018 г

 Артем Здунов представил нового министра информатизации Дагестана Сергея Снегирёва

июль-август
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив