Народы Дагестана
Последний выпуск » Этнология » Традиционные аварские женские ювелирные украшения. Классификация и символика декора

Традиционные аварские женские ювелирные украшения. Классификация и символика декора

 В науке существует точка зрения, что именно Кавказ был древнейшим очагом металлургической культуры, и в страны Западной Европы она проникла отсюда. С далекой древности дошла до нас легенда о божественном кузнеце Гефесте, сыне Зевса и Геры. Он слыл искусным мастером, он и выковал цепь, которой был прикован к самой высокой кавказской скале герой Прометей за то, что похитил у богов огонь, принес людям и научил их различным наукам. Северный Кавказ, в частности Дагестан, является заповедной территорией древних традиций металлообработки, с разнообразными локальными художественными центрами и орнаментальными школами. Металлургическое производство с архаичных времен составляет фундаментальный пласт, являющийся базой современной художественной металлопластики Дагестана. Археологический материал свидетельствует нам о том, что дагестанский регион был заселен издревле и первые стоянки первобытного человека здесь датируются четвертичным периодом, эпохой палеолита.

Еще в медно-бронзовом веке появились украшения из бронзы. Они представлены в Чиркейском, Гинчинском могильниках. Это подвески, браслеты различных типов, с несомкнутыми концами, с заходящими друг за друга концами, многовитковые и другие украшения. В эпоху раннего железа украшения несли черты локального своеобразия. Это отличительное свойство локальности типов во многом предопределило особенности национальных школ развития металлопластики. В Верхнегунибском могильнике найдено одно из уникальнейших бронзовых украшений – пластинчатый браслет, в сечении имеющий форму сегмента, орнаментированный точечным, структурным декором, датированный II тыс. до н.э.

В этих могильниках представлен широкий ассортимент женских головных бронзовых украшений: витые шейные гривны, спиралевидные подвески, пронизки, височные подвески, булавы, кольца и привески. Древние мастера прекрасно владели искусством металлопластики, формой и декором. В тот период времени мастера декорируют свои изделия всевозможными орнаментами в виде точек, линий и штрихов. В средневековый период культ железа способствовал формированию основных форм украшений и нес сакрально-ритуальные, магические функции применения, нежели декора. Появляются украшения из драгоценного металла: серебра, золота. Расширяется ассортимент украшений: христианские кресты, псевдофибулы, пояса, пряжки, медальоны и т.д.

Распространение исламской религии способствовало формированию новых орнаментальных композиций. Одновременно с этим исчезают изобразительные концепции в декоре украшений. Отрицание сюжетно-изобразительного канона приводит к расцвету нового направления в орнаментальном искусстве Дагестана. Молодая мусульманская религия трактовала в орнаменте растительные элементы декора.

Бесспорно, ислам своим мощным давлением и табу на изобразительные сюжеты способствовал развитию растительного вида декора в металлопластике, становлению орнаментальных школ. В конце XIX – начале XX века на территории горного Дагестана было сформировано несколько художественных центров металлообработки: Гоцатль, Хунзах, Унцукуль, Чох, Кубачи и Кази-Кумух. В современный период времени действующими основными центрами художественных промыслов по обработке металла в Дагестане являются села Гоцатль, Кубачи, Кумух.

Многие народы Дагестана продолжают веровать в сверхъестественную и охранную функцию металла. Предки аварцев верили в магические функции металла, поэтому изделиям из металла придавали большое значения, как оберегу женщины-роженицы, когда она должна была произвести на свет потомство, при родовых схватках и в процессе родов. Как только у роженицы начинались схватки, возле нее укладывали металлические предметы: ножницы, нож, кинжал, иногда вилы или косу.

Металл охранял носительницу серебряных украшений от сглаза, от «дурного глаза», наговоров, даровал здоровье ей и ее ребенку. Боясь потерять ребенка, женщины старались уберечь младенца от сглаза, проклятий, это явление побудило горянок к наибольшей декоративности и фиксации элементов из серебра на головном уборе, на детском одеяле, или же просто одевали на руку ребенка серебряное украшение, которое тем самым фокусировало на себе недобрый взгляд людей, отвлекало их от младенца.

Ребенку обязательно одевали амулет или же прикрепляли небольшое серебряное зооморфное украшение в виде фигурок: петушка, птицы, голубя. Эти амулеты изготавливали из серебра в различной технике: филиграни, полого литья, чеканки. Внутри полых фигурок закладывались серебряные шарики, которые при движении создавали некий металлический звон, этим отпугивали нечесть – шайтанов. Современные аварские женщины, сохраняя генетическую память предков, веруют в магические функции металла. Глобализация вуалирует обережные функции металла, и в связи с этим женщины стали прикреплять к одежде не зооморфное украшение, а стальную булавку к изнаночной стороне своей одежды.

К ушным украшениям аварских женщин можно отнести серьги, серьги-подвески, серьги-обручи. Традиция ношения серег у аварцев устойчиво сохранилась в первой трети XX века, о чем сообщает историк-этнограф А.Б. Закс, побывавшая в некоторых селениях Гунибского района: «Постоянно носить серьги – от простых колец с серебряными шариками или цветными камнями в оправе до затейливых изображений птиц, змей и т.д.».

«Серьги ценятся тем дороже, чем они тяжелее, а потому они не только оттягивали уши, но встречаются дети, у которых уши порваны тяжестью серег» – пишет исследователь Н.Ф. Дубровин. В фольклоре многих народов зооморфное изображение «птицы – петушка» олицетворяло собой начало дня, вестника утренней зари, является поводырем «солнца». Русский фольклорист В.В. Кривицкий выдвигает такую трактовку данного сюжета и соотносит его с богиней плодородия и земледелия.

Образ птицы в дагестанской мифологии имеет особое значение. Он является связующим звеном между двумя стихиями: земли и воздуха. В Албано-Сарматский период времени сюжеты в виде фигурок птиц и петушка бытовали на всем протяжении средневековья, они заходят в новое время и сохраняются до наших дней. Иконография сюжетов с птицами довольно разнообразна. Сюжеты многих дагестанских сказок свидетельствуют о сложных космогонистических представлениях своих создателей. Герои этих сказок совершают подвиги, перемещаясь между тремя мирами. Их помощниками, связанными между мирами, выступают животные: кони, бараны и могучая, чудесная птица «канква».

Все женские украшения аварских, даргинских, лакских, кумыкских и др. мастеров подразделяются на следующие виды: нашивные и носимые, а также на типы: головные, ушные, шейные, наручные, нагрудные, поясные. К современным ручным украшениям относятся браслеты, их одевают женщины всех возрастов. В древности старшее поколение носило большие массивные браслеты, молодые девушки и женщины предпочитали более тонкие, изящные формы. Так по ним можно было определить, к какой группе относится женщина и какой у нее статус, замужем она или нет.

Украшения рук представляют собой различные виды: широкие, пластинчатые, крученные. Они идентичны по форме бронзовым браслетам, обнаруженным археологами на территории Дагестана. К браслетам первого типа относятся витые браслеты с несомкнутыми концами. Прототипом этого вида является браслет эпохи бронзы. Данный тип браслета был распространен до середины XX века, в частности у женщин Гидатлинского общества, ныне Шамильский район. Встречаются такие виды браслетов в селах Урада, Кахиб, Гоор, Советском, Тидиб, Урари, Кунки, Гели, Селик.

У аварцев, даргинцев бытовали и другие виды браслетов: сомкнутые, пластинчатые браслеты, с шарнирным замком. Пластинчатые браслеты в основном носили женщины Хунзахского, Гунибского, Унцукульского, Дахадаевского, Акушинского районов. Они являлись ритуальными. Чаще всего украшения одевали на свадьбу, иногда по два на руку или по одному на обе руки (для этого случая заказывали парные браслеты). Серебряные ювелирные украшения аварки передавали из поколения в поколения, по женской линии, от бабушки к матери, от матери к дочери, стоимость их была сравнительно велика. Цена порой доходила до стоимости бычка или же коровы. Одевались украшения очень редко, в исключительных случаях, в ритуальные дни, затем их снимали и хранили до следующего случая в сундуке.

В начале прошлого века по женским украшениям можно было определить, к какому вольному обществу и к какой определенной этнической группе народности принадлежит носительница данного украшения. Украшения аварок в основном были сконцентрированы спереди, по всей фигуре женщины: на голове, на груди, на поясе, на руках. Свадебный костюм невесты мог покрывать почти всю фигуру женщины. Но имелись и затылочные, накостные украшения. Девушки подвешивали и вплетали их в свои длинные косы.

Н.А. Буш писал в начале XX века о бежтинках с. Бежта Цумадинского района, ураринках с. Урада Дахадаевского района, что «их грудь обильно увешана серебряными монетами и бляхами. Самые бедные женщины вместо серебряных монет носят на груди пуговицы, а вместо серебряных блях – медные бляхи».

Аварки, лезгинки носили на груди украшения в виде медальончиков (ромбовидных, круглых, овальных, четырехугольных и т.д.) с подвесками на цепочках и без них. Свадебные аварские украшения «маргъал», «куц», «къукъем» бытовали во многих высокогорных районах Дагестана: Гунибском, Бежтинском, Тляратинском и в Закатальском районе Азербайджана.

В современный период времени традиционные позолоченные украшения закатальских аварок «къукъем» передаются из поколения в поколение, от матери к дочери и в дни свадебной церемонии одеваются на грудь. На представленном фото мы видим традиционное позолоченное закатальское украшение «къукъем», которое полностью покрывает грудь девушки. Это украшение сложное по своей конструкции, подвижное, соединенное техникой плетения цепочками. Украшение выполнено в технике литья, штампа и филиграни, оно позолочено и усыпано декоративными цветными вставками из стекла, иногда из пластмассы. В основе украшения лежит символ исламской религии – элемент формы полумесяца и звезды (многогранники пятиконечные и шестиконечные). Реже в украшении «къукъем» встречаются и вставки из природных материалов – сердолик.

Остановимся на украшении ругуджинской невесты «куц». «Данное украшение принадлежит аварской группе народности, т.к. именно изделия этой народности отличаются устойчивостью типов, стабильностью их форм для различных районов и этнических групп». Украшение сложное и многоярусное, заключает в себе множество плоских и объемных элементов различных форм, «могло покрывать полфигуры девушки, причем его иногда одевали как нагрудное или поясное украшение. Порой на невесту надевали по нескольку «куц» и не только спереди, но и по бокам и сзади».

В украшениях часто завуалировано схематичное изображение коня. Конь в древности символизировал солнце и являлся посланцем неба. С развитием скотоводства и земледелия все больше связывается с аграрным культом.

В Бежтинском могильнике Д.А. Атаевым было обнаружено ритуальное платье тысячелетней давности, сплошь покрытое бусами, металлическими бляшками, трубочками. Причем, на левой стороне бляшки располагались в три ряда, на правой их было меньше.

Существует библейская легенда, что бог создал первую женщину Еву из левого ребра Адама, соответственно генетический код женщин сохранил память об этом, что отражается в том, что нужно закрывать левую щеку в знак уважения к супругу. Следующий свадебный элемент украшения аварки-ругуджинки называется «маръгал» (жемчуг). Это украшение представляет собой кусок дорогой материи (бархата красного цвета), на который нашиваются бляхи, бусины и подвески. Его относят к устойчивому типу традиционных аварских украшений невесты. Нельзя было созерцать лик невесты до свадьбы, чтобы не сглазить. Ругуджинские невесты могли позволить себе дорогие свадебные украшения. Жемчуг, серебряные монеты, бирюльки, бусинки, бляшки, медальоны и цепочки, пришиваемые на кусок дорогой ткани, все это отвлекало внимание от главного действующего лица на свадьбе – невесты.

Ювелирные техники также архаичны – это литье, простейшая гравировка, собирание украшений из отдельных элементов, цепочек и бусин, кручение, зернь, широко распространенные еще в средневековом Дагестане. Поясные украшения «камал», пояс и поясные пряжки бытовали в некоторых высокогорных районах Дагестана: в Хунзахском, Тляратинском, Цунтинском, Бежтинском, Кахибском районах (именно в селении Кахиб) и Закатальском районе Азербайджана. Пряжки и пояса прямоугольной, вытянутой конфигурации. Плоскость поясов покрыта растительным черневым гравированным орнаментом. В декоре присутствуют и геометрические, языческие элементы, кресты, спирали, лабиринты, изображения солнца, звезд, человеческих рук, фигурки людей и животных.

Следующий вид традиционного ювелирного украшения аварок – кольца, перстни. Они также имеют отличительные и характерные особенности. Кольца массивны, орнаментированы техникой глубокой гравировки и чернью, использованы в декоре накладная филигрань, зернь, камни – самоцветы и цветные вставки из стекла. Вставки чаще всего обрамлялись камнями – самоцветами: сердолик, агат, бирюза, жемчуг. Шинки колец имели высокие и объемные канты, они представляли собой резную и гладкую окантовку. Рисунок орнамента передавал архаическую пластику элементов, как растительного типа, так и языческого закамуфлированного мотива, а также древнюю пиктографию наскальных изображений аварцев. Методология построения орнамента в металлопластике аварцев одновременно сложна, загадочна и метаморфозна. Архаические символы прекрасно сочетаются с пластичными растительными элементами орнамента, которые свободно заполняют фон изделия. Орнамент не перегружен, он плавно растекается по поверхности украшения.

В заключение отметим, что в основе орнаментальной системы металлопластики аварцев лежит древняя, сакральная, закамуфлированная символика моего народа, которая по сей день находит свое отражение в традиционных ювелирных изделиях. Мы имеем наиболее самобытное, традиционное наследие аварцев в металлопластике Дагестана. Но без государственной поддержки, без финансовых вливаний и субсидий в народные художественные промыслы, в частности в традиционное ювелирное искусство, нельзя говорить о сохранении и дальнейшем развитии этнокультуры металлопластики аварцев.

 

Нельзя также не упомянуть выдающихся аварских художников-ювелиров, основателей профессионального ювелирного искусства Дагестана: М.К. Джамалудинов, Б.Г. Гимбатов, С.М. Магомедалиев, К.М. Магомедов, М.Б. Гимбатов.

«назад

Фотолента

фотографий: 6

Чохто аварки из с. Тинди

Категория фото: Этнология »

Закатальская аварка

Категория фото: Этнология »

Закатальские аварки

Категория фото: Этнология »

Аварка из Гагатли

Категория фото: Этнология »

Чохто аварки из с. Кидеро

Категория фото: Этнология »
№ 4, 2018 от 2 Ноября 2018 г

 Артем Здунов представил нового министра информатизации Дагестана Сергея Снегирёва

июль-август
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив