Народы Дагестана

№ 5, 2018 от 18 Декабря 2018 г

в номере:

Последний выпуск » Политика » Горная политика в Дагестане и СКФО сквозь призму социальной инженерии и экономической социологии

Горная политика в Дагестане и СКФО сквозь призму социальной инженерии и экономической социологии

Основные проблемы устойчивого развития горных территорий Дагестана и Северного Кавказа в целом заключаются в неэффективном использовании природных (земельных и пр.) ресурсов и этнокультурного, социо-культурного потенциала развития, в недоверии горного крестьянства (ЛПХ и ФКХ) к властным органам и мерам по поддержке сельского хозяйства, в индивидуализме и консерватизме значительной части горцев и их общин, которые мы можем рассматривать как серьезные помехи в развитии инноваций, предпринимательства и кооперативного движения, в формировании настроений социального паразитизма у молодых горцев (появление привычки жить не трудом, а на пособия по инвалидности и т.д.), в ведомственной разобщенности и влиянии субъективного фактора при выборе «точек роста» (или якорных проектов) и трудность выстраивания оптимальной модели горной политики, в инфраструктурных проблемах (логистика, энергетика), в отсутствии дифференцированного подхода в федеральных программах развития сельского хозяйства, туризма и др. отраслей, применительно к горным территориям РФ.

В горных районах Дагестана необходимо продолжить учреждение проектных офисов в горных муниципальных образованиях Республики Дагестан и распространять этот дагестанский опыт в других регионах Северного Кавказа; поставить перед проектными офисами новые задачи и определить следующие направления работы:

факторы природно-климатического свойства, благоприятствующие социально-экономическому развитию и инвестициям («портрет» района, села и межмуниципального образования на кооперационной основе для реализации инвестпроектов);

факторы этнокультурного и в целом социо-культурного свойства – позитивные и негативные в контексте социально-экономического развития горных районов: этнокультурный и социальный «портрет» общины и лидеры общественного мнения;

внешние факторы развития – потенциальные и актуальные (реальные) инвесторы: возможности кооперации и создания фонда развития муниципального района или фондов поселений;

принятие на федеральном уровне закона «О горной политике» или специальной программы развития горных территорий на базе интеграции культуры, экологии и экономики.

Работа в данном направлении приведет к устойчивому социально-экономическому развитию муниципального образования, привлечет инвесторов, будет способствовать использованию внутренних резервов развития горных территорий.

Для решения задач социально-экономического направления могут быть использованы различные методы и «технологии». Возможно определение динамики налогового (экономического) потенциала каждого района на основе научной оценки потенциалов: туристско-рекреационного, сельскохозяйственного, энергетико-сырьевого, логистико-транспортного, а также обоснование межмуниципальной (и межрайонной) кооперации и создания общинно-экономического кластера. Также целесообразно индикативное планирование и определение (уточнение и согласование) приоритетных проектов развития (в РД, в других регионах СКФО) и «точек роста» по каждому району и межмуниципальному кластеру, если проектными офисами соседних районов будет признано целесообразным создание общинно-экономического кластера, в том числе и межрайонного.

Отраслевые планы и программы по каждому муниципальному образованию и межмуниципальному кластеру в РД должны быть согласованы.

Решению поставленных задач будет способствовать и разработка бизнес-проектов, предполагающих создание и опору на культурные факторы и традиции, инновации и кооперативное движение в горных муниципальных образованиях: потребительских, производственно-сбытовых кооперативов, на основе объединения ЛПХ и/или КФХ (садоводческих, полеводческих, животноводческих).

Защита и отбор проектов, основанных на связке «культурные факторы (и традиции)+ кооператив + бизнес-проект», должны проходить в Правительстве РД (в министерствах сельского хозяйства, экономики и территориального развития) с целью включения в программы финансирования на основе государственно-частного партнерства.

В настоящее время такие подходы, задачи реализуются, хотя и в неполной форме, в Минсельхозе РД и Минэкономики и территориального развития РД. Необходимо рассмотреть вопрос создания в Администрации Главы и Правительства РД Управления интеграции науки и инноваций, прогнозирования и стратегического планирования, которое взаимодействовало бы с Организационно-проектным управлением Администрации Главы и Правительства РД и с Минэкономики и территориального развития РД; обязать МО привлекать дагестанские НИИ (ИИАЭ ДНЦ РАН, Институт сельского хозяйства им. Ф.Кисриева и др.), которые на научной основе могли бы определить культурные факторы развития и экономические потенциалы района; провести классификацию МО по вышеперечисленным признакам; дать обоснованные рекомендации по использованию земельных и др. ресурсов, по развитию тех или иных отраслей, по созданию межмуниципальных (и/или межрайонных) кластеров.

Что же относится к методам социальной инженерии, каковы принципы, способы, «технологии» использования социо-культурных факторов? Рассмотрим основные из них. Это мониторинг и анализ этнокультурного и социального «портрета» каждой общины горного МО по признакам: лидеры общественного мнения и их установки, способность и готовность членов общины к инновациям и кооперации ЛПХ и КФХ, традиции землепользования, народных промыслов и социальной организации, уровень развития экономической мотивации и готовности к производительному труду; классификация всей общины и общин МО по 3 категориям: 1) экономическая пассивность и выраженный негативный эгалитаризм, оправдываемый невыгодностью занятия сельским хозяйством в горных условиях; 2) баланс экономической мотивации и негативного эгалитаризма, живучесть традиций активного землепользования; 3) выраженная социально-экономическая активность.

Также формирование социального «ядра» на уровне конкретной общины, для продвижения проектов на основе связки бизнес-проекта и идеи кооперации в горных МО, на базе лидеров общественного мнения и социально-активных представителей общин, фермеров и экспертов, местной прессы и блогеров (в социальное «ядро» должны войти также глава села и руководитель проектного офиса); учреждение кооператива в общине в случае необходимости и межобщинного кооператива кластерного типа, включение кооператива с бизнес-проектом в государственные программы финансирования на основе государственно-частного партнерства.

Методы социальной инженерии: привлечение инвесторов, внешних и внутренних – из уроженцев общин горных муниципальных образований, формирование межмуниципальных кластеров. Поставленные задачи можно решить с помощью таких процедур:

разработка и утверждение уставов фондов социально-экономического развития выбранных горных МО и их планов деятельности, в том числе и на основе партнерства с создаваемыми кооперативами;

презентация концепции и программы устойчивого развития выбранных горных МО на базе «якорных проектов» + межмуниципальных образований;

разработка предложений к проекту республиканского бюджета с учетом начала реализации проектов в выбранных МО в связке «бизнес-проект+ кооператив»;

выход на потенциальных стратегических инвесторов и переговоры с ними;

мониторинг (и постоянное сопровождение) реализации проектов в связке «бизнес-проект+ кооператив» в выбранных горных МО и, если решение принято, в межмуниципальных кластерах;

обобщение опыта реализации проекта, принятие решения по нему и внесение предложений в Правительство РД по проекту республиканского бюджета, а также предложений в Правительство РФ по установлению коэффициента горности с учетом опыта Республики Алтай.

Реализация любого проекта должна иметь на выходе получение каких-либо позитивных изменений. Следовательно, формулирование ожидаемых результатов также является важной частью планирования проекта. Разработчики проекта должны исходить из четкого, конкретного, по возможности детального формулирования ожидаемых результатов:

создание условий (социо-культурных, организационных) для эффективного развития горных территорий и сельских общин;

включение в схемы устойчивого развития позитивных и нейтрализация негативных этнокультурных, в целом социо-культурных факторов;

создание кооперативов в сельских районах;

активизация государст-венно(муниципально)-частного партнерства;

введение в оборот заброшенных пахотных земель и «старых» садов и их использование для сельскохозяйственного производства;

реализация принципа «интеграция культуры, экономики и экологии» в горной политике в РД, а в перспективе и в СКФО;

создание условий и стимулирование развития горного туризма;

сохранение лучших этнокультурных традиций землепользования и народных промыслов;

оздоровление социального и межэтнического «климата», развитие трудовой этики и предпринимательских установок в горных общинах.

Задачи комплексного развития горных территорий могут быть решены только на системной основе, с учетом культурных факторов и традиций. «Чисто» экономические методы, без научно обоснованных социальных технологий и учета культурного фактора не дадут должного результата. Поэтому упор надо делать на культурно-психологические факторы, дополняемые экономическими методами. Без такого подхода невозможно запустить программы экономического развития горных районов. Иначе мы получим результат в полном соответствии со знаменитой фразой В.Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». 

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Вопросы развития горных территорий Дагестана были затронуты на Стратегической сессии

Категория фото: Политика »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив