Народы Дагестана

№ 5, 2018 от 18 Декабря 2018 г

в номере:

Последний выпуск » Просвещение » О месте и роли литературы и искусства в духовно-нравственном развитии личности

О месте и роли литературы и искусства в духовно-нравственном развитии личности

 

Духовно-нравственное развитие личности – это непрерывный процесс совершенствования индивидом своего духовно-нравственного мира, его умение и способность нравственно творить себя, используя все возможные пути и средства, могущие побудить занимать в жизни активную жизненную позицию, работать над собой в соответствии с идеалом духовно и нравственно богатой личности.

В ряду средств, призванных активно формировать духовно-нравственный мир личности, литературе и искусству принадлежит одно из ведущих мест. Связано это, прежде всего, с тем, что литература и искусство, раскрывая личности все богатство и многообразие жизни, призваны выражать представления людей о том, какой должна быть жизнь, к каким идеалам и нормам должен стремиться человек в своей жизнедеятельности. Отражая действительность по законам красоты, литература и искусство помогают человеку понимать самого себя, «бороться, – как отмечал М. Горький, – с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтобы люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты».

Литература и искусство призваны утверждать в жизни добро и активно осуждать зло. Но для этого вовсе не обязательно изображать только «доброе» и избегать отрицательных оценок, изображения злого, низменного и уродливого. Наоборот, осуждая зло, изображая жизнь во всей ее сложности и противоречивости, литература и искусство способствуют тому, чтобы человек правильно понял аморальную сущность зла и верно определил к нему свое отношение.

Разумеется, сами по себе литература и искусство не могут превратить зло в добро. Осуждая зло, литература и искусство вызывают у читателя определенное отрицательное отношение к нему. Разоблачая носителей зла в жизни, художник обращается к «положительным» людям, к их нравственному самосознанию как средству преодоления зла и утверждения в жизни норм и требований добра.

Наглядным подтверждением тому является история дагестанской литературы и искусства, которые на всех этапах их развития, борясь со всем косным, отрицательным в жизни, стремились к тому, чтобы способствовать утверждению во взаимоотношениях людей норм и требований общечеловеческой морали, прогрессивных адатов и обычаев, облекая их в конкретные положительные художественные образы. Таков основной лейтмотив многих произведений классиков дагестанской литературы: Етима Эмина, Омарла Батырая, Ирчи Казака и Махмуда из Кахаб-Росо. Так поступали и аксакалы дагестанской литературы Сулейман-Стальский, Гамзат Цадаса, Рабадан Нуров, Абдулла Магомедов, Абуталиб Гафуров и другие, когда в первые послереволюционные годы в республике, как и во всей стране, остро встали вопросы борьбы с вредными адатами и неравноправием женщин.

Остро осуждали Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса и другие писатели и поэты Страны гор времена, когда в дагестанском ауле царили невежество, а женщина не имела равных с мужчиной прав. Примечательны в этом плане стихотворение Cулеймана Cтальского «Погибни старый, мертвый мир» и сборник стихов Гамзата Цадасы «Метла адатов», где авторы решительно утверждали, что хранители старых адатов не желают людям добра, не хотят, чтобы простые труженики учились уму-разуму, тянулись к новой жизни.

Большое внимание уделял в эти годы теме борьбы с вредными адатами прошлого и воспитанию нового человека один из классиков даргинской литературы Рабадан Нуров, который в своих пьесах «Айшат в когтях адата» и «Разоблаченный шейх» последовательно подводит читателя к мысли о том, что ревнители старины – это заклятые враги народа, мешающие воспитанию нового человека, строительству в горах светлой радостной жизни.

Одним из вредных пережитков прошлого, мешавших формированию в Дагестане нового человека, утверждению между людьми гуманных взаимоотношений, являлась кровная месть, уносившая ежегодно сотни жизней. Осуждая тех, кто выдавал этот зверский обычай за национальную особенность горцев, Гамзат Цадаса в стихотворении «Слово о кровной мести» пишет о том, что глупо называть дикий зверский обычай доблестью, удальством. Он призывает людей отказаться от диких распрей, жить в мире и согласии между собой. Эту тему активно развивали в своем творчестве также З. Гаджиев («Кровная вражда», «Разве это герои?»), Р. Динмагомаев («Кровь за кровь»), А. Иминагаев («Долой кинжал», «Уберите кинжал») и другие наши авторы.

Важнейшим вопросом в борьбе за новую жизнь, за духовно-нравственное воспитание молодого поколения в двадцатые, тридцатые годы выступала проблема раскрепощения женщины-горянки. Известно, что отношение мужчины к женщине есть показатель очеловеченности человеческих отношений, мерило нравственной культуры личности. «В этом отношении, – писал Карл Маркс, – проявляется в чувственном виде, в виде наглядного факта то, насколько природа стала человеческой сущностью человека, на основании этого отношения можно, следовательно, судить о степени общей культуры человека». Трудно назвать писателя в республике, в творчестве которого тема воспитания людей в духе уважительного отношения к женщине, женского равноправия в той или иной степени не нашла в те годы своего отражения.

Рисуя неравноправное положение, в котором находилась женщина в Дагестане в досоветское время, Cулейман Cтальс-кий в речи на съезде женской молодежи Cеверо-Кавказского края говорил: «Прежде родиться девушкой было большое несчастье. Появление девушки на свет наши горцы встречали такими словами: «Чем родить тебя, лучше родить камень, он пригодился бы, чтобы занять свое место при стройке стены». Женщина, родившая девочку, не смела смотреть в лицо мужу и родителям, как будто она совершила великое преступление». Положение девушки раньше было подобно положению осла. Наши горцы очень любят коней, они ухаживают за ними, хорошо их кормят, остатки дают ослу. И, несмотря на то, что дают остатки, его заставляют работать больше, чем коня. И вот положение девушки в семье было подобно положению этого осла, все ласки родителей, все внимание получали мальчики.

Новая власть коренным образом изменила ее положение в обществе. Об этой ее новой судьбе и пишет Сулейман в ряде стихотворений, в таких, как «Суна», «Красавица» и других. При этом примечательно, что Стальский, Цадаса, другие поэты и писатели Дагестана, не ограничиваясь простым описанием тяжелой доли горянки в прошлом, призывали ее смело осознать свое место в жизни, активно бороться за свои человеческие права, строить на равных свои взаимоотношения с мужчинами. В этом русле написаны многие произведения таких дагестанских авторов, как Загид Гаджиев, Азиз Иминагаев, Расул Гамзатов, Тагир Хрюгский, Фазу Алиева, Ханбиче Хаметова, Шах-Эмир Мурадов, Хизгил Авшалумов, Абдул Раджабов, Алирза Саидов и др.

Вопросы борьбы женщины за свои права, за равноправие с мужчиной нашли свое отражение также и в таких произведениях дагестанской литературы, как «Даргинские девушки» А. Абубакара, «Разрыв» И. Керимова, «Сулак – свидетель» М. Хуршилова, «Cердце, оставленное в горах» К. Меджидова, «Мачеха» Ю. Семенова, «Встреча у родника» Х. Авшалумова и др.

Важнейшее назначение литературы и искусства – не ограничиваться одной лишь критикой носителей старой морали, а смело ставить и решать проблему создания положительных образов, в которых воплощались бы типичные черты лучших представителей народа. Таковыми являются герои произведений Расула Гамзатова, Ахмедхана Абубакара, Фазу Алиевой, Ханбиче Хаметовой, Кияса Меджидава, Ильяса Керимова, Магомеда Ахмедова, Магомеда Гамидова, Юсупа Хаппалаева, Сугури Увайсова, Абдуселима Исмаилова, Акима Курбана, Арбена Кардаша, Абдуллы Даганова, Жамидина, Магомед-Расула, Камала Абукова, Казима Казимова, Мердали Жалилова, Наримана Ибрагимова и многих других, вобравшие в себя лучшие моральные черты, присущие нашему народу, такие, как глубокая любовь к Родине, уважение к старшим, забота о других, нравственная чистота, совестливость, гостеприимство и др.

Благодаря этим и другим положительным образам дагестанская литература сыграла огромную роль в духовно-нравственном развитии молодого поколения дагестанцев, продемонстрировалa миру то, как выросли, духовно и морально окрепли наши горцы в ходе строительства новой жизни.

Сила и значимость художественного образа заключается прежде всего в том, что он, благодаря обобщению, поднимает единичный случай до значения типического, выражающего сущность жизненного явления. Это обобщение, выраженное в произведении через конкретный художественный образ, способно воздействовать не только на мысли, но и на чувства людей, их стремления и поступки, целенаправленно пробуждая в них определенные нравственные и интеллектуальные ориентиры.

Разумеется, человек и без литературы и искусства может познать мир, видеть и понять его положительные и отрицательные стороны. Но если при этом ему на помощь приходит еще и художник, помогая ему еще раз пережить знакомое, случившееся, то его переживания становятся более стабильными и действенными в формировании его духовно-нравственных ориентиров.

Художественное произведение и выводимые в нем образы воспитывают не только тогда, когда автор обращается к современной жизни, но и когда произведение написано на историческую тему. Все дело в том, какие при этом цели ставит перед собой художник в произведении, как он подходит к освещению и оценке прошлого, как ему удается показать прошлое через призму современных идеалов и ценностных ориентаций. При этом важно не только то, c какой стороны художник смотрит на известные вещи, но и то, какое будущее он предлагает читателю, какими образцами жизни и поведения он его заполняет, увлекая этим будущим помыслы и чувства современного человека. Настоящая поэзия, отмечал Маяковский, хоть на час, но должна опережать жизнь.

Отражая реальную действительность, художник так или иначе выражает в произведении свою авторскую позицию, дает свою оценку событиям. Читатель, воспринимающий произведение, может либо согласиться с художником, принять его оценку, либо возразить ему, выработать свою линию, что наглядно говорит о том, что художественное произведение – это не просто инструмент познания действительности, а важнейшее средство формирования определенного отношения человека к жизни, другим людям, к самому себе.

Литература и искусство выступают формой творческого самовыражения личности. Если это так, то для читателя важно, чтобы у него былa постоянная, глубокая и органическая потребность в общении с литературой и искусством. Эпизодическое же обращение к литературе и искусству, когда последние не являются органической духовной потребностью человека, приводит к тому, что они не только не становятся фактором творческого самовыражения личности, а превращаются в средствa забавы и развлечения. Вот почему важно понять, что глубокая внутренняя потребность в литературе и искусстве, преданность им, серьезный анализ способствуют превращению последних в фактор развития человека, обогащения его духовно-нравственного мира.

Воспитание литературой и искусством невозможно без самовоспитания. Но и самовоспитанию помогают литература и искусство. Дело в том, что самовоспитание предполагает умение человека как бы со стороны видеть себя, сопоставить свою жизнь, поведение и поступки с действиями литературных героев.

У нас величайшая в мире литература, величайшая культура. Имеется в виду не только общероссийская, но и литература и искусство народов Дагестана. Величие нашей культуры, нашей литературы и искусства особенно бросается в глаза на фоне деградирующей постмодернистской западной культуры с ее европейской вседозволенностью. Наши литература и искусство ставят основные проблемы бытия, поэтому у нас есть шанс самим не погубиться и мир спасти. При этом следует решительно отказаться от современной интерпретации нашей российской и дагестанской классики. Нам нужно вернуть наши художественные советы, вернуть цензуру. Государство вправе оградить раздачу на площадях дешевых рукописей, очистить интернет, социальные сети от всего того, что противоречит нашей высокой культурe, что разрушает человеческую личность, навязывая нашей молодежи противные нормальному человеческому существу стандартные образцы жизни. Наши образовательные стандарты должны быть направлены на наши российские национальные культурные ценности и образцы.

Культура проявляется в каждом художнике по-своему. Художник, его темперамент, его отношение к жизни не могут не повлиять на нашe выживание. Поэтому к культуре, литературе и искусству надо относиться с уважением, трепетом. Каждый художник должен быть личностью, зовущей своих читателей к тому, чтобы глубоко любить свою Родину, заботиться о ее благе, сострадать, сочувствовать тем, кто нуждается в помощи и поддержке со стороны общества, воспитывать молодое поколение в духе преданности идеалам дедов и отцов, боровшихся за утверждение в жизни общечеловеческих ценностей, идеалов добра и красоты.

«назад

Фотолента

фотографий: 8

Поэты Гамзат Цадаса, Айбала Дадав, Сулейман Стальский

Категория фото: Просвещение вДагестане »

Поэты Адалло Алиев, Абуталиб Гафуров, Нурадин Юсупов

Категория фото: Просвещение вДагестане »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив