Народы Дагестана
Последний выпуск » Политика » Доверие к новой власти. Что удалось сделать В. Васильеву за год?

Доверие к новой власти. Что удалось сделать В. Васильеву за год?

 

Стремителен бег времени… Ровно год назад Владимир Васильев, политик российского масштаба, экс-руководитель фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, возглавил Дагестан. И сегодня многие независимые эксперты, рядовые граждане задаются одним и тем же вопросом: как изменилась общественно-политическая ситуация в республике за это время, что реально удалось сделать новой власти?

Напомним, что Владимир Васильев свою деятельность в регионе начал с изучения состояния дел в дагестанском обществе, привлечения руководителей федеральныхструктур, специалистов с тем, чтобы выработать тактику и стратегию очищения и развития региона на ближайшие годы. По инициативе нового руководителя вДагестане идет широкомасштабная борьба с коррупцией и коррупционерами. Предварительные итоги работы комиссии Генеральной прокуратуры РФ наводят насерьезные размышления. Только по результатам этой проверки было выявлено более 2000 грубых нарушений федеральных и республиканских законов практически во всех министерствах, ведомствах, других органах государственной и муниципальной власти. Около 200 руководителей уже наказаны в уголовном и административном порядке.

И эта работа в республике находит полную поддержку и понимание у подавляющего большинства дагестанцев.

В республике продолжаются отставки, новые задержания, аресты высокопоставленных чиновников, депутатов и руководителей территориальных органов, муниципальных образований… И разумеется, в этих сложных условиях модернизацию дагестанского общества невозможно себе представить без дальнейшего развития демократических институтов и структур гражданского общества, появления многочисленного среднего класса, серьезных перемен во всех сферах общественной жизни.

Эксперты на федеральном уровне утверждают, что и в стране, и в республике до сих пор нет четкой и продуманной системы подготовки, воспитания и расстановки кадров. В этой ситуации Владимиру Васильеву приходится действовать весьма осмотрительно и осторожно. Пожалуй, единственной спасительной соломинкой в этом очень актуальном и важном вопросе стало проведение конкурсов управленческих кадров с участием специалистов из федерального центра, известных ученых, общественников, депутатов и руководителей дагестанских вузов.

Впечатляют итоги конкурса управленческих кадров «Мой Дагестан». Более 30 победителей уже назначены на государственные и муниципальные должности в разных структурах Администрации Главы и Правительства РД, а также в министерствах и ведомствах республики, муниципальных образованиях.

По мнению эксперта аналитической программы «Акценты» ГТРК «Дагестан» Шахрудина Халидова и депутата Народного Собрания РД, сопредседателя регионального отделения ОНФ в РД Мухтара Оздеаджиева, конкурс «Мой Дагестан» дал возможность выявить ряд новых современных управленцев и руководителей. А это значит, что в целом конкурс позволил выявить наиболее достойных кандидатов на высокие посты в самых различных сферах. Это еще один серьезный шаг команды Владимира Васильева на пути решения проблемы кадрового «голода». В отличие от того конкурса, который проводился весной, удельный вес действующих государственных и муниципальных служащих среди финалистов и победителей был не таким уж и большим. В коридорах власти появится новая «кровь», профессионалы, представители науки и бизнеса, с новым незашоренным бюрократизмом взглядом на методы работы и нацеленностью на результат. Радует, что было так много участников из районов республики и дагестанцев, живущих в других регионах страны. Тот факт, что заявки на участие в конкурсе подали более 11000 человек, говорит о доверии и надеждах, возлагаемых на новое руководство республики.

Но есть и другие мнения. Так, доктор экономических наук, профессор Сергей Дохолян считает, что конкурс управленцев «Мой Дагестан» не в полной мере учитывает специфику республики, зачастую победители определяются по субъективным оценкам организаторов, чиновников разного уровня. По мнению ученого, необходимо внести серьезные коррективы в организацию таких конкурсов и ограничить участие в них представителей власти, которые не проявили себя за долгие годы на государственной и муниципальной службе. О необходимости совершенствования проведения подобных конкурсов свидетельствуют и итоги опросов молодежи студентами отделения журналистики Дагестанского государственного университета.

Первые шаги В. Васильева в должности руководителя республики многие эксперты, рядовые дагестанцы оценивают весьма положительно. Так, известный дагестанский политолог Эдуард Уразаев считает, что погружение нового Главы и столкновение с реальностью уже состоялись. И сейчас проявляются первые контуры будущей экономической программы. О них в своем программном выступлении говорил на 26 сессии Народного Собрания РД Председатель Правительства республики Артем Здунов. Уже заявлены конкретные приоритеты развития сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, программа развития республики до 2025 года.

В чем же секрет успеха нового руководителя?

Широкая поддержка Васильева в дагестанском обществе, по мнению экспертов, объясняется несколькими факторами.

Во-первых, Глава республики смог продемонстрировать, что у него слова не расходятся с делом. Череда арестов и посадок была не просто необходимым элементом борьбы с коррупцией, но и реакцией на запрос населения на справедливость и неотвратимость наказания, а также демонстрацией его решительности как лидера.

Во-вторых, такие личные качества, как скромность, умение выслушать, пунктуальность при официальных встречах и умение лаконично, доходчиво и без лишних эмоций донести свою позицию, не могут не импонировать дагестанцам. Васильев смог продемонстрировать все эти качества, и наш очень политизированный обыватель пока в большинстве своем воздерживается от едких комментариев и открытого негатива в адрес Главы.

И тем не менее необходимо отметить, что эффект от антикоррупционной кампании имеет ограниченный во времени ресурс. Совсем скоро жители республики настолько привыкнут к громким арестам и посадкам, что будут воспринимать политзачистку как обыденность. Поддержка Главы и доверие к власти не могут быть достигнуты исключительно за счет активной деятельности в фискальной и правоохранительной плоскостях. Наведение порядка предполагает не только карательные меры, но и устранение системных «пороков» республики. Нужно открыто и честно объяснить всем, куда именно мы движемся и чего пытаемся достичь. Необходима четкая стратегия развития, позволяющая решить в перспективе такие острые проблемы, как деградация образования и национальной культуры, деиндустриализация, разбалансированность экономики с уклоном в мелкую розницу и сферу услуг, безработица, размытость профессиональных ролей, архаизация общественных отношений в целом. Решению именно этих задач, при наличии адекватного финансирования и поддержки из федерального центра и консолидации дагестанского народа вокруг идеи возрождения республики, будет способствовать новая формирующаяся команда управленцев. Безусловно, это только начало сложной и напряженной работы по наведению порядка и дисциплины с тем, чтобы вернуть утраченное за многие годы доверие к власти. И в этом плане на первое место выходит организация объективной и прозрачной кадровой политики. По утверждению ряда политологов и экспертов, за первый год работы в Дагестане Владимиру Васильеву в какой-то степени уже удалось нивелировать вопиющие проявления несправедливости, которые были и являются основными причинами протестных настроений.

Анализ ситуации показывает, что в Дагестане процессы демократизации, федерализации имеют свою особую специфику. Так, современная жизнь дагестанского общества характеризуется процессами социального расслоения общества, являющегося одним из катализаторов протестной активности. На данном этапе развития общества правящему режиму все труднее становится обеспечивать диалог ценностей социального равенства, социальной справедливости. Противоречия в обществе связаны в какой-то степени и с кризисом доверия к власти основной массы населения, считающей, что институты власти недостаточно эффективны в удовлетворении их социальных ожиданий.

В любой власти, и прежде всего в муниципальной и региональной, присутствует коммуникативный момент, проистекающий не из силы. Поэтому все правители стремятся к легитимизации власти. Если потеряно доверие населения, разрушается весь политический порядок. Этика власти обосновывает институты контроля власти, чтобы избежать злоупотреблений. Этот контроль должен осуществляться не из мотивов дружбы или из благосклонности политиков, а только по правилам справедливости. Этика власти обосновывает такие институты контроля власти, как свобода общественного мнения, избирательное право, разделение властей, решение большинства и право на иск при независимом судопроизводстве.

Власть должна, обязана быть внимательной к судьбе каждого отдельного человека, которому трудно, тяжело в силу тех или иных жизненных обстоятельств. Только власть, понимающая ценность каждой отдельной личности, уважающая каждого, как принято говорить, отдельно взятого человека, может быть авторитетной.

Без авторитета власти не может быть авторитета республики. Это должны понимать и осознавать чиновники всех уровней. Особенно на этом этапе развития Дагестана.

Не секрет, что должности в Дагестане многие годы покупались и продавались. Профессионализм, высокие результаты в работе стали не нужны, труд бесперспективен. Честно жить и работать стало не только тяжело, но и зазорно. Честность стала синонимом бедности, патриотизм – синонимом глупости, а вот подлость и предательство воспринимаются как совершенно необходимые инструменты для хождения по головам в направлении светлого будущего.

Главное – изменить отношение власти к народу, реально демократизировать политические институты, поставить власть под контроль народа. Как минимум сейчас в перспективе необходимо, чтобы все существующие законы и ключевые политические решения выносились на всенародные обсуждения и референдум, уйти от наследия прошлого: заседательской суеты, заорганизованности, бесконечных пустых обещаний, политических интриг… Необходимо насаждать в республике диктатуру Закона и единых правил поведения для всех дагестанцев. Это очень важно… И теперь во что бы то ни стало надо вернуть доверие к власти. Сегодня, имея огромный резерв пополнения республиканского бюджета, продолжаем ходить с протянутой рукой. И это в то время, когда от 40 до 60 процентов экономики республики в тени. Так продолжаться дальше не может. Владимир Васильев уверен в том, что необходимо проводить активную работу по увеличению налогооблагаемой базы в сфере строительства, торговли, общественного питания, АЗС, на рынках и других отраслях. Выступая на 25-ой сессии Народного Собрания, он особо подчеркнул, что республиканские и муниципальные чиновники будут оцениваться в первую очередь по эффективности работы, этого требуют люди.

Уже объявлены приоритеты дагестанской политики и ее нового курса: стабильность, безопасность, развитие экономики, конкретная и беспощадная борьба с коррупцией и коррупционерами.

Владимир Васильев обозначил задачу вывести Дагестан из аутсайдеров, если не в лидеры, то для начала в крепкие «среднячки» по социально-экономическому развитию. И первые шаги в этом плане уже предпринимаются.

Но факт остается фактом. Сегодня далеко не все представители власти – руководители, чиновники республиканских и федеральных структур, муниципальных образований – работают с полной отдачей, а порой проявляют просто безответственность за порученный участок работы. Такое высокомерное, бездушное, а порой даже преступно-халатное отношение к нуждам рядовых людей, факты превышения должностных полномочий, грубые нарушения законов вызывают раздражение и недоверие к власти в целом и к конкретным чиновникам.

Времена меняются. Безнаказанно грабить бюджет становится, прямо скажем, небезопасно. Все чаще на скамье подсудимых мы видим знакомые лица, начиная от олигархов до чиновников всех рангов и мастей. Сейчас в наших общих интересах помочь новой власти навести порядок и оздоровить экономику, создать новые и новые рабочие места, чтобы можно было повысить уровень жизни дагестанцев. Поэтому в Дагестане должна развиваться экономика, люди должны иметь работу. А сама власть на всех уровнях должна быть уважаемой, авторитетной и главное – доступной, а действия госслужащих и чиновников – прозрачными.

Сегодня мы видим новые подходы к решению застарелых проблем. Таких, как воровство бюджетных средств, земельный и правовой беспредел, тотальная коррупция и т.д.

В интересах дальнейшей демократизации политической системы следует качественно повысить ответственность политиков перед гражданами и для этого ввести норму обязательной, регулярной прямой отчетности выборных народных представителей перед избирателями, причем с правом избирателей отстранить своего представителя от выборной должности в любое время решением большинства.

Основополагающим институтом демократической политической системы общества, обеспечивающим управляемость в местных территориальных образованиях (городских, сельских поселениях), является местное самоуправление. Право граждан самостоятельно, без вмешательства государства, не нарушая его законов, управлять собственными делами местного значения (непосредственным волеизъявлением (референдумы) или через выборных лиц) закреплено в Конституциях России и Дагестана. В соответствии с их нормами структура органов власти местного самоуправления создается населением с учетом исторических и иных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и т.д. Чем внушительнее в общественной жизни представлены эти факторы, тем прочнее укореняются привычки строить свое благополучие без помощи государства. Именно этими факторами определяется роль органов местного самоуправления в системе власти и управления дагестанского общества.

К сожалению, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается. В результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций. Группа экспертов-политологов предлагает сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.

И самое главное – с приходом в Дагестан Владимира Васильева в республике зарождается совершенно новый принцип взаимоотношений в обществе, когда в центре внимания – человек, его права, его быт, даже его настроение.

Позади первый год работы Владимира Васильева в Дагестане. Это время серьезных испытаний, ожиданий перемен и больших надежд. Именно человек должен стать не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом государства. И очень хочется верить, что в нынешних условиях каждый дагестанец на себе почувствует заботу и внимание со стороны власти. Важно, чтобы власть была готова слышать конструктивную критику, конкретные предложения, направленные на улучшение общественно-политической и социально-экономической ситуации в Дагестане. Только так можно вернуть доверие людей к власти!

По мнению известного дагестанского ученого, профессора Юрия Сагидова, в Дагестане в последние годы во всех без исключения сферах практической деятельности и управления основательно нарушена адекватность между трудовыми затратами действующих субъектов (как индивидуальных, так и корпоративных) и результативным присвоением ими различных благ. Основой нарушения эквивалентности является то, что она размыта, прежде всего, отсутствием определившихся идеалов и идейности, которые должны были бы направлять людей в единое русло, обеспечивая одновременно собственное и общественное процветание.

Без хорошего рывка в развитии Дагестана и повышения качества жизни народа решить проблему преступности и экстремизма одними лишь силовыми мерами не удастся. Нужно развивать экономику, снизить уровень коррупции, провести жесткую чистку в органах власти. Причем на всех ее этажах. В высоких кабинетах и креслах должны сидеть не махровые взяточники и бюрократы, не бандиты, а в первую очередь эффективные менеджеры и современные управленцы, умелые руководители, знающие, в каком направлении развивать экономику района или города.

При этом необходимо отметить, что в последнее время повышаются, ужесточаются требования к руководителям и органов исполнительной власти местного самоуправления.

Ежегодно главы муниципальных районов и городских округов перед активом будут отчитываться о проделанной работе. Если нет четких результатов по основным показателям работы, руководитель освобождается от нее.

В условиях Дагестана многонациональный ее состав диктует целесообразность введения принципа назначения министров, руководителей ведомств, других государственных структур на заранее оговоренный срок 4-5 лет. После истечения этого срока выдвигать на ту или иную должность лиц обязательно другой национальности.

Без такого порядка назначения кадров нам трудно избавиться от подозрений в клановости, коррупции, привилегиях и т.п. Кроме того, при таком подходе через каждый срок будет происходить ротация министров и смена национальностей.

Такой порядок обеспечит постоянный приток энергичных кадров разных национальностей, которых заранее нужно готовить к определенной должности. Да и специалисты-психологи считают это целесообразным. Тем более, что мировая практика показывает: при фактическом отсутствии политико-экономического плюрализма и системы правовых сдержек любая доминирующая в обществе сила, независимо от исповедуемой ею идеологии, стремится ограничить возможности оппозиции и увековечить свою власть.

В последнее время на федеральном уровне принимаются конкретные меры по совершенствованию политической системы. Так, политические партии получили дополнительные возможности влиять на формирование исполнительной власти в субъектах федерации и муниципалитетах. Смягчены формальные требования по ряду вопросов партийного строительства и избирательного процесса. Законодательно установлены гарантии равного доступа парламентских партий к государственным средствам массовой информации. Приняты и другие меры. В том числе в области информационно-коммуникационных технологий, развитие которых неразрывно связано с прогрессом политической системы, что предоставляет широкие возможности для реализации фундаментальных политических свобод.

В интервью американским СМИ Президент России Владимир Путин заявил, что верховенство закона и его уважение всеми без исключения гражданами страны должны являться главными демократическими принципами. «Мы будем и дальше работать над совершенствованием нашей политической системы. С тем, чтобы люди чувствовали, рядовой человек чувствовал, что он влияет на жизнь государства и общества, что он влияет на власть. И чтобы власть чувствовала ответственность перед теми людьми, которые доверяют представителям власти в ходе избирательных кампаний», – сказал Владимир Путин.

 

Чтобы построить новый Дагестан, нужны критически мыслящие кадры, думающие не о своей выгоде, а о дагестанских народах и их престиже. Известно, что от умных, безупречно честных руководителей зависит, какой будет наша республика, страна для подрастающих поколений.

 

 

 

«назад

Фотолента

фотографий: 6

Глава РД В.А. Васильев

Категория фото: Политика »

Владимир Васильев наградил Хабиба Нурмагомедова орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан»

Категория фото: Политика »

Возложение венков на могилу Р. Гамзатова

Категория фото: Политика »

Владимир Васильев вручает государственную награду Республики Дагестан

Категория фото: Политика »

На встрече с Дмитрием Медведевым Глава Дагестана доложил о результатах проводимой в регионе работы

Категория фото: Политика »

С Главой Республики Татарстан Рустамом Миннихановым в МФЦ Дагестана

Категория фото: Политика »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив