Народы Дагестана
Последний выпуск » Экология » Единство взглядов науки и религии на взаимоотношения человека с природой

Единство взглядов науки и религии на взаимоотношения человека с природой

 Взаимоотношения человека с природой имеют многоплановый характер и меняются в зависимости от уровня развития общества и изменений экологических факторов. С момента возникновения человека они прошли пять этапов: непосредственное единство, охотничье собирательный, сельскохозяйственный, индустриальный, постиндустриальное общество.

В постиндустриальном обществе человек начал крупномасштабную войну с природой, результатом которой стал глобальный экологический кризис. Последний может перейти к экологической катастрофе, которой способствует и превосходство редуцирующей деятельности человека над продуцирующей деятельностью природы.

Учитывая возрастающую проблему взаимоотношений человека и природы (экологии) и значимость образования для приостановления глобального экологического кризиса, Генеральная Ассамблея ООН объявила 2005–2015 гг. декадой образования для устойчивого развития.

Предпосылки феномена экологической компетентности были сформулированы в античной философии. Выдающиеся философы того времени Платон, Аристотель, Зенон из Китиона, Лукреций, Марк Аврелий в соответствии с теорией географического детерминизма полагали, что человек должен жить в согласии с законами природы, стремиться к слиянию или гармонизации с ней. В противном случае человек ускорит исчезновение не только человечества, но и всего живого на Земле. Об этом говорили выдающиеся ученые прошлого и настоящего. Так, Леонардо да Винчи писал, что появятся существа, результаты деятельности которых «...ничего не оставят ни на Земле, ни под водой, что не было бы преследуемо и не подвергалось искоренению». Другой крупный ученый Жан Батист Ламарк в 1820 году писал: «Человек, ослепленный эгоизмом вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушия к себе подобным, он сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым истреблению своего вида. Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» (Промышленная экология, 2007. С. 36–37).

С развитием цивилизации антропогенное воздействие на природу усиливается и, как справедливо отмечает Жан Жак Руссо, «переход человека от природного, естественного состояния к сакральному является источником всех наших несчастий» (М.М. Шихшабеков, 2008. С. 31).

Швейцарский ученый Ж. Дорст (1968) пишет: «...нарушение естественного равновесия в природе началось с тех пор, как на Земле появился человек. Конечно, трудно упрекнуть наших далеких предков за то, что они непреднамеренно изменяли окружающую их среду в целях обеспечения своего существования и своих потомков. Но вместе с тем нельзя умолчать о том, что уже в эту отдаленную эпоху человек приступил к самому настоящему разрушению природы, открыв путь ускоренным процессам эрозии и деградации естественных сообществ без всякой для себя выгоды, а лишь вследствие неправильного ведения хозяйства и непонимания назначения земель и их рационального использования.

...Не раз строились предположения, что деградация природы началась только со времени экспансии «белых».

...Первобытные общества до промышленной эры успели оказать отрицательное влияние на целый ряд естественных местообитаний. Возможно даже, что исчезновение некоторых животных датируется именно этим временем.

Еще на заре своего существования человечество уже несло в себе зачатки разрушения, даже саморазрушения, получившие драматическое развитие на последующих фазах его истории».

Д. Мидоуз с соавторами (1972, с. 178) в книге «Пределы роста», написанной по заданию Римского клуба, пишут: «Одним из распространенных заблуждений нашего современного общества является мнение, что нынешний характер роста ведет к равенству людей.

...Нынешний характер роста населения и производства в действительности увеличивает разрыв между богатыми и бедными в мире и что конечным результатом продолжавшихся процессов роста при сохранении их нынешнего характера будет лишь разрушительная катастрофа».

М. Месарович и Э. Пестель в работе «Человечество на перепутье» (1974, с. 55–57), также выполненной по заказу Римского клуба, пишут: «Найти альтернативу таким катастрофам глобальной системы можно только в глобальном контексте, путем соответствующих глобальных действий. Если же основа для таких объединенных действий не будет создана, никакой из регионов не сможет избежать катастрофы. Для каждого региона придет своя очередь и свое время.

...Подлинно глобальное решение проблемы может быть достигнуто только посредством сбалансированного дифференцированного роста, более отвечающего представлению об органическом развитии, чем недифференцированный рост. То, что второй тип роста подобен раковой опухоли и в конечном счете приведет к раковому исходу, неопровержимо».

С.Н. Залыгин отмечает: «Сегодня экология представляется мне как деятельность, направленная на преобразование всех остальных форм деятельности современного человека: управленческой, социальной, здравоохранительной – всех без исключения. Ибо человечество подошло к тому пределу, за которым, если не будет пересмотрена вся наша жизнь в пользу сохранения природы, мы неизбежно должны погибнуть. Критический момент наступил» (М.М. Шихшабеков, 2008, с. 44–45).

Альберт Швейцер, основоположник экологической идеологии, лауреат Нобелевской премии, пишет: «Человек давно потерял способность предвидеть и предугадывать. Он найдет свой конец, разрушив Землю» (М.М. Шихшабеков, 2008, с. 35).

Наиболее яркий представитель экологической этики А. Швейцер раскрывает основной принцип своей философии как безграничную ответственность за все живое на Земле.

Экологический гуманизм представляет Конфуция, Сократа, Христа и Возрождение.

Четырехсотлетняя война между человеком и природой приобретает печальные последствия. В отличие от войны между государствами эта война приводит к уничтожению обеих сторон. Природа, как и человек, имеет ограниченные возможности самоадаптации, самосохранения, самовосстановления. Всевозрастающий пресс цивилизации на природу исчерпывает ее способности к самосохранению.

Природа уже больна, и признаки болезни проявляются многогранно, в частности, в природных катастрофах: землетрясения, вулканы, наводнения, селевые потоки, смерчи, ураганы, сходы лавин, град. Все эти процессы являются защитными свойствами природы. Интенсивно уменьшается биоразнообразие.

Становится очевидным высказывание Пьера Тремо о том, что человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только бедствия. Мы точно не знаем, насколько социально-политические конфликты, происходящие периодически в различных регионах мира, братоубийственные гражданские войны внутри стран зависят от неразумных воздействий человека на природу, о которых говорят отдельные ученые.

Если согласиться с этими высказываниями, то усиливающиеся войны, социально-политические конфликты – признаки «болезней» в виде увеличения заболеваемости и смертности людей от воздействия ухудшающихся экологических условий, а также возникновения новых болезней человека и животных.

Было сформулировано правило социально-экологического равновесия: «общество развивается до тех пор и постольку, поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на среду и восстановлением этой среды – природо-естественным и искусственным» (Н.Ф. Реймерс, 1992). Это правило устанавливает соотношение и равновесие развития.

Во всех религиозных учениях (христианство, мусульманство и т.д.) говорится о том, что когда-нибудь наступит конец света и исчезнет все живое на Земле. Более тысячи лет тому назад пророк Мухаммад предсказал о глобальных экологических и социальных потрясениях, ныне переживаемых человечеством (М.М. Шихшабеков, 2008, с. 73).

В Коране сказано: «Все виды существ – и маленькие, и большие, и разумные, и инстинктивные – имеют право жить на Земле или в воде, потому что их существование поддерживает гармонию и пропорцию в божьем творении» (М.М. Шихшабеков, 2008, с. 82).

Также в Коране написано, что все на Земле создано для обеспечения условий существования человека. Однако человек лишает себя прелестей жизни, и вместо того, чтобы наслаждаться всеми благами, дарованными господом, он все время испытывает в душе муку и тоску. Человек, лишенный желания постигать мир, не способен даже осмыслить бесчисленные блага, окружающие его, не способен испытывать светлой радости от несметных красот в творениях Всевышнего.

Исламские законы ограничивают вмешательство человека в природу, оберегая лесные массивы от уничтожения, источники воды и воздуха от загрязнений, а экосистему от гибели и разрушения. Коран напоминает человеку, что пренебрежения божьими законами, отказ от справедливого отношения к окружающему миру и подчинения природы своим прихотям чреваты гибелью для нашей планеты.

Кстати, эти и другие представления созвучны с великими законами природы, предложенными выдающимся американским экологом Барри Коммонером.

Все народы Дагестана в прошлом соблюдали исламские законы по охране природы. В адатах и традициях наших народов предусматривали мероприятия по охране лесных массивов, отдельных деревьев, животных и птиц, считая их священными. Нарушителей этих адатов штрафовали различными материальными ценностями (овцами, зерном и т.д.). В некоторых населенных пунктах и в настоящее время сохранились отдельные запреты на использование различных природных ресурсов. Так, например, в селении Ихрек Рутульского района и в настоящее время имеется священный (пиш меше) лес.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что взаимоотношения человека и природы с каждым годом ухудшаются, что ускоряет процесс исчезновения с лика Земли не только человека, но и всего живого. Где же выход? Выход, прежде всего, содержится в «золотом правиле» этики: отнесись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Л.Н. Толстой к этому правилу добавил: «Не только людям не надо делать того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, но также и животным». А в настоящее время это правило стало «золотым правилом экологии» и выражается так: «Относись ко всей природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе» (А.Л. Горелов, 1998).

 

В заключение еще раз следует отметить, что все живые существа важны для стабильного состояния природы, их взаимоотношения в норме создают оптимальные условия жизни и динамичное развитие природы. Природа не создает ненужных видов и их взаимоотношений.

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Уникальная природа заповедника «Дагестанский»

Категория фото: ЭКОЛОГИЯ »

В заповеднике «Кизлярский залив» – самая большая колония редких кудрявых пеликанов

Категория фото: ЭКОЛОГИЯ »

З.А. Шахмарданов

Категория фото: ЭКОЛОГИЯ »

Студенты ДГТУ – участники экологического рейда

Категория фото: ЭКОЛОГИЯ »

Директор заповедника «Дагестанский» Курбан Куниев (справа) с коллегами

Категория фото: ЭКОЛОГИЯ »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив