Народы Дагестана
Последний выпуск » Экономика » Модернизация хозяйственного и государственного комплексов по инновационной инфраструктуре

Модернизация хозяйственного и государственного комплексов по инновационной инфраструктуре

 В Республике Дагестан развернута широкомасштабная работа по разработке стратегии социально-экономического, научно-технического развития до 2025 года. Одним из ключевых факторов развития современной экономики является человеческий капитал. Современный развитый человеческий капитал является несущей конструкцией и важнейшим системообразующим фактором прогресса во всех областях жизнедеятельности, прорывного социально-экономического развития по инновационной инфраструктуре в том числе. Состояние и развитие человеческого капитала, отсюда и воспроизводственный человеческий потенциал республики, зависят от уровня и качества жизни населения. В майском указе Президента РФ от 2018 г. национальные цели прорывного развития нацелены на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Поэтому первоочередным приоритетом стратегии является повышение уровня и качества жизни населения, формирование современного конкурентоспособного человеческого капитала.

Преодоление отставания всей социальной сферы, повышение уровня и качества жизни населения для Дагестана является острейшей экономической, социальной и общественно-политической задачей. Но при острой потребности в специалистах с высшим и средним специальным образованием число студентов средних учебных заведений на 10000 человек населения в республике меньше в 1,3 раза, чем в среднем в России, а в вузах – в 1,4 раза.

В повышении уровня и качества жизни населения, формировании и развитии человеческого капитала существенную роль должна играть целенаправленная и активная работа в идейно-воспитательной и культурной сферах. Сейчас деятельность этих сфер не соответствует современным требованиям. Например, Дагестан среди регионов России на 1000 человек населения по численности зрителей театров занимает 74-е место, числу посещений музеев – 81-е, по библиотечному фонду – 82-е и по выпуску газет – 81-е.

Особого внимания и неотложных мер требует проблема подготовки современных конкурентоспособных, инновационных кадров для отраслей и сфер экономики Дагестана.

Для формирования современного человеческого капитала представляется необходимым прежде всего осуществить инновационную модернизацию всей системы общего и профессионального образования. Майский указ Президента РФ 2018 г. предусматривает внедрение на уровнях основного общего и среднего образования новых инновационных методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих базовые навыки и умения, профессиональную ориентацию всех обучающихся. Это означает, что доминантой в системе общего и среднего образования должно быть воспитание у молодого поколения трудолюбия, профессиональной ориентации и навыков использования знаний в общественной полезной деятельности.

Надо указать, что одним из острейших вызовов современности и базовым условием решения главной стратегической задачи прорывного социально-экономического развития и преодоления отставания Республики Дагестан являются ускорение научно-технического развития, модернизация и перевод всех отраслей и сфер экономики на инновационную модель развития с перспективой выхода на уровень пятого и шестого технологических укладов. В современной экономике важнейшим фактором развития и обеспечения конкурентоспособности являются не физический капитал и материальные активы, а знания, достижения науки, их материализация в новой технологии, продукты и услуги. С учетом активной интеграции России в мировое экономическое пространство и ожидаемых кардинальных мер по переводу экономики страны на новую модель развития Дагестану необходимо обеспечить подлинную научно-техническую революцию в экономике и во всех сферах жизнедеятельности общества.

Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. утверждена стратегия научно-технического развития России. В ней определены цели, принципы и меры по реализации госполитики научно-технического развития страны на 10–15 лет. Принят план мероприятий. Из этого вытекает, что научно-техническое развитие должно быть приоритетом новой стратегии Дагестана. Постановлением Правительства РД от 13.12.2013 принята госпрограмма РД «Развитие научно-технического и инновационного потенциала РД на 2014–2018 годы», цели которой совершенно не реализованы, а планируемые показатели и индикаторы не достигнуты ни в одной инновационной сфере.

В рамках федеральных госпрограмм проводятся мероприятия по технологической модернизации АО «Завод Дагдизель», Кизлярский электромеханический завод, АО «Завод им. Гаджиева», ОАО «Авиаагрегат», ООО «Дагестан Стекло Тара» и др. В целях содействия в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создания и внедрения инновационных разработок распоряжением Правительства РД учреждена автономная некоммерческая организация «Научно-инновационный центр».

Масштабная работа по развитию фундаментальной и прикладной науки, решению актуальных научных и прикладных технических и технологических задач, реализации современных проектов проводится в институтах ДНЦ РАН, высших учебных заведениях, отраслевых НИИ и лабораториях РД.

Инновационные процессы в Дагестане в последние годы набирают темпы, но масштабы создания, освоения в производстве и продвижения на рынок новых, современных товаров, технологий и организационных новшеств совершенно недостаточны для перехода на инновационную модель развития и обеспечения конкурентоспособности экономики. На предприятиях недостаточно количество разработанных инвестиционных проектов, направленных на использование инноваций и освоение современной конкурентоспособной продукции. Основной причиной низкой активности научных организаций и предприятий, занимающихся научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, является ограниченность инвестиционных ресурсов из-за сложного финансового положения большинства из них.

Тормозит развитие инновационной деятельности также отсутствие единой управляемой республиканской инновационной системы, способной обеспечить управление преобразованиями, консолидировать все усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении республики, для обеспечения устойчивого экономического роста, модернизации и повышения конкурентоспособности экономики.

Недостаточно развита в республике инновационная инфраструктура, которая могла бы обеспечить приток в производство новых технологий и разработок. Разработки научных организаций ДНЦ РАН, вузов, отраслевых НИИ и изобретателей остаются невостребованными или с трудом доходят до внедрения на конкретных предприятиях республики. В этой сфере нет действенного государственного регулирования, а инновационно активные предприятия не получают ощутимой поддержки.

В последние годы в Дагестане наблюдается тенденция ослабления инновационной активности организаций. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические новшества, в 2000 г. составлял 6,4 и к 2016 г. снизился до 2,5%. В этом Дагестан отстает от РФ (8,4%) и СКФО (2,9%). В Дагестане научными исследованиями к 2016 г. было занято 45 организаций и 1997 человек, т.е. 26%, а по СКФО – 0,3%.

Аналогичная картина наблюдается также в динамике объема новых товаров. Удельный вес отгруженных товаров в республике составлял в 2000 г. 2,8% (РФ – 4,4%, СКФО – 0,6%), а в 2016 г. – 0,4% (РФ – 8,5%, СКФО – 6,4%). О существенном отставании развития техники и технологии в РД свидетельствует то, что удельный вес республики в общем числе созданных передовых производственных технологий в России в 2016 г. составил 0,4%, а используемых – всего 0,3%.

Особую тревогу вызывает наблюдаемая устойчивая тенденция снижения доли внутренних затрат на исследования и разработку в общем объеме валового регионального продукта. Эта доля по РД снизилась с 0,36% в 2000 г. до 0,17% в 2016 г. Внутренние затраты на исследования и разработки в РД ниже в 8,3 раза, чем в России, и в 1,5 раза, чем в СКФО в целом. Для реализации мер, предусмотренных в указах Президента РФ, надо разработать программу научно-технологического развития республики и план поэтапной ее реализации. С этой целью необходимо: а) доведение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа; б) поэтапное увеличение затрат на исследование и доведение объема инвестиций до 2% ВРП.

В Указе Президента РФ предусмотрено формирование современной системы управления в области науки, технологий и инноваций. Первоочередной задачей является создание четко ориентированной на структурную модернизацию экономики республиканской инновационной системы, объединяющей и координирующей инновационную деятельность всех академических и отраслевых научных подразделений, вузов, исследовательских звеньев предприятий, организаций и т.д. Для определения инновационной политики и успешного управления этой республиканской системой назрела необходимость формирования государственного органа управления в статусе республиканского министерства (агентства, комитета) науки и высшего образования. Основными функциями его должны быть:

– определение стратегии и республиканской политики инновационного развития и структурной модернизации экономики и других сфер деятельности общества;

– координация инновационной деятельности функционирующих в Дагестане академических институтов, отраслевых НИИ, вузов, проектных организаций, предприятий;

– осуществление полной инвентаризации и учета имеющихся в республике инноваций, составление их реестра;

– определение текущих и прогнозных проблем для их решения;

– целесообразно переподчинить этому министерству автономную некоммерческую организацию «Научно-инновационный центр», определить сферу деятельности и развернуть ее работу по созданию и внедрению инновационных разработок, содействию в проведении научно-исследовательских работ.

Наряду с этим, в соответствии с майским Указом Президента РФ 2018 г. следует создать в РД научно-образовательный центр мирового уровня на основе интеграции институтов ДНЦ РАН, вузов и их кооперации с ведущими предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Дальнейшее укрепление инновационного потенциала, развитие инновационной деятельности, использование современных достижений науки и высоких технологий позволят осуществить структурную диверсификацию, перевести экономику Дагестана на новую модель развития и обеспечить ее конкурентоспособность на региональных, отечественном и мировом рынках. Этому будет способствовать республиканская инновационная система. Решение указанных задач является приоритетом новой стратегии и развития инновационной системы Республики Дагестан.

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Открытие цеха по производству плодоовощной продукции в ООО «Кикунинский консервный завод»

Категория фото: ЭКОНОМИКА »

Иранские бизнесмены посетили промышленные предприятия Дагестана

Категория фото: ЭКОНОМИКА »

Цех виноматериалов Кизлярского коньячного завода

Категория фото: ЭКОНОМИКА »

Цех выдержки коньячного спирта Кизлярского коньячного завода

Категория фото: ЭКОНОМИКА »

ООО «Кизляр Урицкий мясокомбинат» запустил два обновленных цеха

Категория фото: ЭКОНОМИКА »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив