Народы Дагестана
Последний выпуск » Образование » Повышенное внимание к системе образования

Повышенное внимание к системе образования

 

– Тагир Мухтарович, скажите, какие изменения произошли за последние годы в Махачкалинской системе образования? Какие из них наиболее серьезные, существенные, значимые?

– Деятельность школ города направлена на развитие инновационного потенциала, новых форм работы с одаренными детьми, создание условий для обеспечения реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из приоритетных задач муниципальной системы образования является размещение учащихся в односменном режиме.

В сентябре 2018 года введены 2 общеобразовательные школы № 60, 61, каждая на 804 ученических места. Ввод этих школ снял нагрузку с близлежащих школ № 12, 51, 52 и позволил школам № 32 и 36 перейти с трехсменного режима обучения на двухсменный.

В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» созданы условия доступа и обучения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В столице функционируют 3 специальных коррекционных общеобразовательных учреждения, реализующих основные общеобразовательные программы с охватом 657 учащихся, 51 ребенок (дети-инвалиды с ДЦП) получает инклюзивное образование на базе гимназии № 4.

Наши образовательные учреждения принимают активное участие в процедурах оценки качества общего образования – всероссийские проверочные работы.

В прошлом учебном году проведение ВПР вступило в штатный режим, и приятно отметить, что процент качества обученности наших детей в целом выше, чем в среднем по республике.

Самая обсуждаемая в образовании тема – это государственная итоговая аттестация, объективность проведения и ее результаты. Управлением образования были проведены организационные мероприятия по подготовке и проведению кампании ГИА-2018:

– коррекционная работа с учреждениями;

– встреча с выпускниками 11-х классов;

– родительские собрания;

– пробные экзамены в рамках проекта «Я сдам ЕГЭ».

Совместно с Министерством образования и науки РД при поддержке Администрации города было подготовлено 8 пунктов проведения ЕГЭ, 21 пункт проведения ОГЭ и 1600 организаторов.

Общее количество участников ЕГЭ по городу в этом году составило 2858 выпускников, участников ОГЭ – 6588. Все экзамены прошли в штатном режиме, без особых нарушений.

Наиболее результативно сдали ЕГЭ наши учащиеся по русскому языку, успеваемость составила 99%.

Определенный успех в этом году и по базовой математике: успеваемость 91,4%. Увеличилось количество учащихся 11-х классов, написавших ЕГЭ на 100 баллов – это 8 выпускников школ города. Успешная сдача ЕГЭ напрямую связана как с организацией ЕГЭ, так и с его результатами. И от того, насколько объективно и прозрачно мы проведем кампанию ЕГЭ сегодня, будут зависеть результаты наших будущих выпускников.

Особенное место среди конкурсов занимает Всероссийская олимпиада школьников, где победителями и призерами на муниципальном этапе стали 478 учащихся, из них 189 – победители и призеры республиканского этапа олимпиады.

На Всероссийском этапе научно-практической конференции «Шаг в будущее» в г. Москве республику представили 12 учащихся города Махачкалы из ОО № 3, 8, 38, 39, 22. Все они вошли в состав Национальной сборной России для участия в Международных научных конференциях в США, Великобритании, Польше, в Объединенных Арабских Эмиратах.

В этом учебном году наши руководители и педагогические работники добились значительных успехов на республиканских этапах конкурсов профессионального мастерства.

Педагоги Махачкалы заняли немало призовых мест в престижных республиканских конкурсах профессионального мастерства. 5 педагогов стали победителями Всероссийского конкурса на получение денежного поощрения учителями образовательных учреждений.

На Всероссийской образовательной выставке «Система образования – 2017» в г. Моск-

ве признаны победителями школы № 9, 17, 30 и начальная школа – детский сад № 66. Лицей № 52 – победитель Всероссийского конкурса по здоровьесберегающим технологиям, лицей № 39 вошел в топ 100 школ лучших образовательных организаций страны химико-биологического профиля. В первом республиканском конкурсе «Лучшая методическая служба» победу одержал методический отдел Управления образования города Махачкалы.

– Профессия учителя стала ли престижной, востребованной? И что для этого требуется?

– Сегодня мы наблюдаем повышенное внимание к профессии учителя со стороны общества. Труд педагога ценится и поддерживается. Востребованность его обусловлена прежде всего увеличением числа общеобразовательных организаций, ростом запросов общества, предъявляемых к современному гражданину страны, потребностью в высококвалифицированных, грамотных специалистах. Чтобы выпускник смог ответить на вызовы времени, он должен получить соответствующее образование и воспитание. Роль учителя в этом процессе остается ведущей. Чтобы престиж профессии возрастал, необходимо желание самого педагога работать, воспитывать умных, талантливых детей. Учитель, будучи образцом для ученика, должен быть увлеченным и ярким. Безусловно, важна и материальная поддержка со стороны государства. Мы видим, что Министерство просвещения РФ в последнее время все активнее обсуждает вопрос повышения зарплаты учителям. Ждем изменений к лучшему.

– В московских школах работает «Московская электронная школа» (МЭШ). А как в Махачкале? Если и у нас работает, насколько полезно использование электронныхсредств в образовании? Происходит ли при этом обогащение учащихся, учителей, обмен опытом?

– Да, действительно, сейчас активно развивается направление МЭШ и постепенно регионы подключаются к Российской электронной школе. Конечно, данная образовательная среда имеет множество преимуществ, главное из которых возможность получения качественного образования независимо от социокультурных условий. В столице республики в 2016 году открылся Центр педагогического мастерства, в котором сделаны первые шаги к освоению новой формы работы. Мы организуем онлайн уроки, мастер-классы, транслируем опыт как в рамках города, так и за его пределы, устраиваем телемосты и онлайн конференции с другими городами страны и зарубежья. Формируется методическая база, которая сохраняется на канале Управления образования на сайте youtube.com. Но, к сожалению, это лишь малая часть того, что предполагает РЭШ. В силу недостаточного материально-технического оснащения школ мы на данный момент не можем запустить электронную школу в полной мере.

– Создан ли образовательный центр в Махачкале, который сегодня стал привычным? Этот подход себя оправдал?

– Образовательного центра в Махачкале пока нет, но есть Центр педагогического мастерства при Управлении образования, о котором я говорил выше. Он оказывает существенную методическую помощь педагогам и учащимся города. В центре, помимо открытых уроков и мастер-классов лучших учителей, проводятся регулярные заседания детских клубов: историко-обществоведческого и литературного направления.

– Тагир Мухтарович, утверждают, что дети, живущие в ситуации с разнообразной, богатой архитектурной средой, развиваются намного успешнее. Согласны ли Вы с этим положением?

– Да, конечно, согласен. Открывая новые школы, мы беспокоимся прежде всего о том, чтобы условия были комфортными и благоприятными.

У нас оборудованы видеонаблюдением 46 общеобразовательных организаций, 27 дошкольных образовательных организаций, 2 организации дополнительного образования.

Оборудованы ограждением 61 общеобразовательная организация.

В сентябре 2018 г. сдана в эксплуатацию общеобразовательная школа на 804 ученических места в районе Таможенного управления. С вводом данной школы снимается нагрузка с МБОУ № 10, 31, 32, 48, 57. И в МКР «Эльтав» – на 804 ученических места, школа № 36 перейдет на двухсменный режим работы.

С 2017 года идет строительство корпусов к МБОУ № 26 и МБОУ № 27, что позволит ликвидировать 3-сменный режим работы указанных школ.

– Как финансируются школы? Все ли школы получают одинаковые субсидии?

– Муниципальные бюджетные образовательные учреждения финансируются согласно утвержденным планам финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Размер субсидий, предоставляемых образовательным организациям на реализацию основных общеобразовательных программ, зависит от ряда факторов: количества классов, учащихся, учебных часов по учебному плану, статуса учреждения.

– Реализуется ли этнокультурное образование в школах города Махачкалы?

– В целях развития познавательного интереса обучающихся к историческому краеведению, воспитания патриотизма, любви к своей Родине в образовательных организациях г. Махачкалы функционируют школьные музеи. Гимназия № 35 известна своими давними устоявшимися традициями в деле воспитания молодежи в духе патриотизма и интернационализма. Всех гостей знакомят с работой образовательного учреждения по воспитанию патриотизма и организуется экскурсия в музей историко-этнографического профиля, функционирующий на базе школы. Начало его работы было положено в 1975 году. Сегодня в фонде музея 10 тысяч уникальных экспонатов, свидетельствующих об истории, древней культуре и обычаях народов Дагестана. В музее имеются разделы по определенной тематике. Самый дорогой для детей и взрослых – раздел Боевой Славы, где собраны материалы о дагестанцах, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Осуществляется ежегодное пополнение фондов музея: «По аулам Дагестана», «Кабинет Расула Гамзатова», «Кабинет братьев Гаджиевых», «Золотая слава Дагестана», «Махачкала – моя столица» и т.д. Гимназия № 35 – это базовое учреждение ТОКСа Республики Дагестан. Здесь также организовываются экскурсии и поездки по местам боевых сражений и т.д. В гимназии семь отрядов краеведов-следопытов, ежегодно принимающих участие в республиканском слете ТОКСа.

– Каково взаимодействие семьи и школы?

– В современном обществе школа наиболее полно взаимодействует с семьей, взаимодействие начинается еще до момента поступления ребенка в школу и не заканчивается с выдачей аттестата.

Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы.

Главная задача школы при этом – найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами.

Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательно-развивающее, формирующее, охранно-оздоровительное, контролирующее, бытовое.

При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи.

В школах г. Махачкалы регулярно проводятся:

– родительские собрания (классные, общешкольные, с отдельными группами родителей), направленные на знакомство родителей с учебно-воспитательным процессом школы, задачами и итогами работы школы, знакомство с положениями о государственной итоговой аттестации, проведении единого государственного экзамена, профильном обучении, вопросами профориентации учащихся и условиями поступления в высшие учебные заведения;

– родительские собрания (классные, общешкольные), в том числе и нетрадиционного типа в форме педагогических студий, совместных встреч, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и школе;

– проведение психолого-педагогических лекториев с приглашением специалистов различного профиля (педагогов, психологов, медиков, юристов);

– открытые уроки, классные мероприятия;

– индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и эффективного взаимодействия со своими детьми;

– индивидуальная работа педагогов с родителями, направленная на объективный анализ работы, достижений, поведения, особенностей ученика.

– совместные общешкольные и классные праздники, спортивные соревнования, конкурсы;

– совместные экскурсии.

Родители принимают участие в организации кружков, секций, в работе родительских комитетов классов, в традиционных школьных мероприятиях, в укреплении материально-технической базы школы, в социологических опросах, направленных на выявление степени удовлетворенности родителей процессом и результатами учебно-воспитательного процесса в школе, выявление образовательных потребностей и индивидуальных особенностей различных категорий семей.

– Тагир Мухтарович, охарактеризуйте систему дошкольного образования города Махачкалы.

– Коротко охарактеризовать систему дошкольного образования сложно. Несмотря на то, что образование – дошкольное, нами ведется большая и серьезная работа, направленная на охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

В настоящее время в городе функционирует 64 дошкольных образовательных учреждения и 6 образовательных организаций «Начальная школа – детский сад».

Дошкольные образовательные учреждения посещают 17630 воспитанников, из них: 79,2% детей охвачены кружковой работой; 1177 детей с ограниченными возможностями здоровья (6,4% от общего количества воспитанников) и 419 детей-инвалидов. Образовательные и коррекционные услуги через систему дошкольного образования получают дети-инвалиды в специализированных учреждениях. На сегодняшний день в городе функционирует 21 ДОУ коррекционно-педагогической направленности для детей с речевой патологией, с нарушениями интеллекта, зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Особенности образовательного процесса каждого из этих учреждений представлены на их официальных сайтах, что является обязательным в соответствии с современным законодательством. На сайтах же можно увидеть результаты участия воспитанников в фестивальном и конкурсном движении города, республики, страны, их личные и коллективные достижения.

В городе Махачкале проживает 70801 ребенок дошкольного возраста, численность детей, стоящих на учете для определения в ДОО, составляет 26852 ребенка в возрасте от 0 до 7 лет. До трех лет – 16294 ребенка, от 3 до 7 лет – 10558 детей. С целью обеспечения доступности дошкольного образования и уменьшения очередности в дошкольные учреждения города Махачкалы совместно с Администрацией города, Управлением образования реализован проект «Билдинг-сад». Над данным проектом упорно трудились городские власти на протяжении полутора лет. В 2018 году введена в эксплуатацию дошкольная образовательная автономная некоммерческая организация детский сад «Кораблик». С 1 июня 2018 г. детский сад «Кораблик» распахнул свои двери для 100 детишек. Также проводится доукомплектование групп за счет реконструкции внутренних помещений дошкольных образовательных учреждений.

Следует отметить, что ключевым фактором успешной реализации стандарта нового поколения по-прежнему является педагог, его профессиональные и личностные качества. В системе дошкольного образования трудятся 1693 работника, из них 1342 воспитателя. Педагоги-дошкольники регулярно проходят курсы повышения квалификации.

Одним из направлений методической работы является проведение конкурсов для дошкольных образовательных учреждений. В целях поддержки творчески работающих педагогов ежегодно проводится профессиональный конкурс «Воспитатель года». Победителем муниципального и республиканского этапов конкурса в этом году стала воспитатель ДОУ № 7. Впервые в республике был проведен конкурс «Лучший детский сад РД», направленный на повышение качества дошкольного образования и формирования его имиджа. По итогам конкурсных заданий победителем признано образовательное учреждение № 66 г. Махачкалы, продемонстрировавшее высокий профессионализм как творческой, так и педагогической деятельности.

С целью усиления контроля за работой дошкольных учреждений на уровне города была проведена рейтинговая система ДОУ, включавшая в себя показатели по оценке готовности дошкольников к началу школьного обучения, ведь конечная цель дошкольного учреждения социализация и подготовка детей к школе.

«назад

Фотолента

фотографий: 6

Т. Мансуров на внеплановой проверке столичных школ

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

На открытии нового корпуса школы № 10 г. Махачкалы

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Махачкалинский лицей № 9 стал победителем Всероссийского детско-юношеского конкурса театрализованных и спортивных представлений «Защитники Отечества – 2018»

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Махачкалинский лицей № 9 стал победителем Всероссийского детско-юношеского конкурса театрализованных и спортивных представлений «Защитники Отечества – 2018»

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Т. Мансуров на внеплановой проверке столичных школ

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив