Народы Дагестана
Архив номеров » №1.2011 от 25 Февраля 2011 г » Религия » ЕДИНСТВО МУСУЛЬМАН – ФАКТОР МОНОЛИТНОСТИ ГОСУДАРСТВА

ЕДИНСТВО МУСУЛЬМАН – ФАКТОР МОНОЛИТНОСТИ ГОСУДАРСТВА

В жизни исламского сообщества России происходят различные события. Сегодняшнюю ситуацию в исламской организации в нашей стране не назовешь спокойной. С одной стороны, ислам в России старается жить на уровне модернизации в мире, не отставать от христианства, иудаизма в попытках оказывать влияние на жизнь общества, а с другой – не завершается, не утихает соперничество между ведущими духовными исламскими организациями, лидерами страны, ближнего зарубежья и регионов; в разных точках страны происходят различные теракты, взрывы, разрушительные процессы, связанные с мусульманами.
Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнудин по просьбе главного редактора журнала «Народы Дагестана» согласился поделиться своим мнением об указанных проблемах и видении задач будущего развития уммы ислама России.
– Уважаемый Равиль хазрат, каким Вы видите продвижение мусульманской общины по пути современности, может ли умма быть составной частью глобального мира? Как уживаются в России представители различных богословских школ – мазхабов?
– Глобализация, хотя и началась далеко не сегодня, остается в целом новым, неодно­значно воспринимаемым общемировым процессом. До сих пор не выработано единого определения понятия – глобализация.
Мусульманские государства, являясь в основном частью третьего мира, страдают от глобализации в ее нынешнем виде, и большинством входящих в этот мир народов глобализация воспринимается как одна из главных причин, возникающих перед ними сложных и трудно разрешимых проблем.
Но следует вспомнить: ведь само становление исламской цивилизации было по существу великим глобалистским процессом, охватившим многочисленные народы, проживающие на гигантских географических пространствах от Испании и Северной Африки – на Западе и до Индонезийского архипелага – на Востоке. Ислам, как никакая другая религия или идеология, изначально всегда был нацелен именно на глобальность. Историческая успешность этого многовекового процесса была предопределена тем, что исламская цивилизация, в отличие от таких цивилизаций, как китайская, индийская, африканская или латиноамериканская, базировалась изначально не на территориальном фундаменте, а на фундаменте идейном, представленном исламом.
Всевышний Творец возложил на людей груз ответственности, нести который люди способны только объединенными усилиями. Отсюда вытекает объективная необходимость их взаимодействия и сотрудничества на самой надежной основе – основе взаимного познания.
В современной России чрезвычайно актуально консолидировать усилия всех школ, мазхабов на пропаганду идей истинного ислама. В отличие от XIX в., когда ислам в России был представлен суннитами ханафитского толка в центральной части и шафиитского толка на Кавказе, сегодня в России проживают последователи различных школ, в частности шииты, количество которых более двух миллионов.
– Уважаемый муфтий, как Вы оцениваете сегодняшнюю роль мусульманских духовных лидеров и их влияние на процессы в обществе?
– Роль религиозных лидеров в построении безопасного мира, созданного на веротерпимости, взаимоуважении и сотрудничестве, возросла как никогда прежде. Ведь священные тексты всех религий достаточно сложны, поэтому направленность проповеди зависит от того, кто и как интерпретирует эти тексты. Мы видим, как некоторые средства массовой информации – иногда по незнанию, а иногда намеренно – дают ложные разъяснения, толкования религиозных постулатов, чтобы сформировать негативный образ религии. От нас зависит доведение до людей правды о наших религиях. От нас зависит и то, какой образец отношений между религиями мы покажем всем нашим верующим. Не все с этими задачами справляются, но все они обязаны уметь выполнять свой долг честно и грамотно.
– Какова ситуация с исламскими вузами в России?
– Исламских вузов в России очень много. Сегодня, в период новейшей истории, для всех вузов и мусульман без исключения самой актуальной задачей является массовое просвещение самих себя, изучение своей цивилизации, ее места в истории человечества и перспективы ее дальнейшего развития. Речь идет о вузах и возвращении с их помощью мусульман к глубокому знанию своих вероучений, заложенных в Священном Коране и сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), как образцовой практике реализации божественных установлений ислама. Но мусульманское просвещение не может ограничиться только одним религиозным знанием.
Исламское просвещение не должно замыкаться лишь в границах шариатских или гуманитарных наук вообще. Исламское образование и просвещение должны стать процессом, охватывающим все области интеллектуальной, научной и культурной жизни мусульманских сообществ.
Только на базе комплексного просвещения мусульмане обретут тот надежный компас, что позволит верно ориентироваться в стремительно глобализирующемся мире.
Два высших учебных заведения: исламские университеты в Москве и Казани,
медресе и мактабы дают знания о нашей благословенной религии. Алимы – выпускники
медресе и университетов – становятся квалифицированными наставниками новых учеников,
и мы молимся и верим, что эта цепь не прервется.
– Как решается в исламских школах России проблема исламского образования, воспитания? Хватает ли мечетей и служителей в них?
– Главной задачей исламских школ мы считаем повсеместное воспитание в подрастающем поколении уважения не только к своей культуре и религии, но и к иным, особенно к тем народам, с которыми школьник живет рядом. На это должно быть нацелено содержание всех без исключения учебников, всей внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Пока наша государственная, светская школа далека от текущих проблем. Чтобы убедиться, достаточно увидеть, что пишется в школьных и вузовских учебниках об исламе, его учении, ценностях и распространении, какое место в них отводится истории и культуре мусульманских народов.
Важный аспект в этой области – деятельность средств массовой информации. Скажу так: вред, который они нанесли единству и дружбе народов своими материалами об «исламском терроризме», исламе как источнике экстремизма и радикализма, «мусульманах-фанатиках», слепо преданных своей религии и во имя нее готовых уничтожать всех и вся, российскому обществу предстоит преодолевать многие и многие годы. Важно оказывать научную и богословскую помощь журналистам, пишущим на связанные с исламом темы, чтобы ислам занял достойное место в СМИ.
В России ко времени распада СССР в 1991 году сохранилось менее ста мечетей, a до революции 1917 года их было более 15 тысяч. Сегодня в России насчитывают около шести тысяч мечетей и молельных домов. Важная для нас задача – обеспечить прихожан
мечетей квалифицированными кадрами. Хвала Всевышнему Аллаху, в мечети приходит
много молодежи.
– Возможно ли в современной жизни избежать межнациональные конфликты
и разногласия между последователями различных религий?
– Очень часто приходится слышать от наших мусульманских гостей, приезжающих
в Россию с визитами, о том, какое благоприятное впечатление производит на них
ситуация в Российской Федерации, в частности в регионах Поволжья. Отмечая
положительную тональность государственно-исламских отношений, в отношениях
между мусульманами и российским обществом в целом, приходится констатировать, что
полностью бесконфликтной современную жизнь назвать тоже нельзя. Мы стараемся,
чтобы в отношениях между людьми разных верований, разных национальных культур
главной определяющей стала внутренняя культура, умение понимать и допускать, что кто-то иначе выглядит и иначе мыслит.
На протяжении всей российской истории мусульмане жили исключительно мирно рядом с православными христианами, для их религиозного менталитета было характерно отсутствие религиозного радикализма – даже в условиях отсутствия нормальных условий для исповедания веры и при настойчивых попытках государства «христианизировать» татар и башкир. Мы всегда осуждаем хулиганские массовые выступления, такие как на Манежной площади, в Санкт-Петербурге, и СМИ, подливающие масло в огонь.
– Равиль хазрат, какой Вы считаете современную мусульманскую молодежь?
– Я не разделяю бытующую точку зрения о падении нравственности в обществе, неуважении к общечеловеческим ценностям, засилье культа денег и силы. Не разделяю я ее полностью именно потому, что общаюсь со многими людьми. Всех их, подчеркиваю всех, беспокоит образованность нашего народа, отличает стремление к знаниям, к духовности, к самосовершенствованию. Вдумайтесь в эту цифру: 89% мусульман в возрасте до 19 лет сказали, что ислам занимает в их жизни значительное место. И ни один не сказал, что ислам для него ничего не значит. Согласитесь, что наша молодежь «в пух и прах» развеивает мифы о падении нравственности и неуважении общечеловеческих ценностей.
В то же время нельзя отрицать очевидного: есть факты антисоциального поведения и неуважения законов. Мы считаем, что во многом такие случаи вызваны комплексом социальных причин. Как раз заполнить эту нишу, дать человеку веру в лучшее будущее, помочь ему в сложном настоящем и может образование, в т.ч. ислам.
Религиозные организации России видят свою главную задачу в приумножении нашего общего наследия, чтобы придать верующим уверенность в сегодняшнем дне, убежденность и гордость за нашу страну, веру в ее завтрашний день, воспитывать эту веру в молодежи, прививая созидательные идеалы.
– В начале декабря 2010 г. возник уже четвертый центральный муфтият страны после Центрального духовного управления, Совета муфтиев России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа плюс еще азербайджанский шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паше-заде также считает себя руководителем мусульман Кавказа. Нельзя ли создать один центр, единую исламскую организацию России?
– Консолидация мусульманского сообщества, мусульманских духовных центров – это прежде всего единение на идеологическом уровне. Этот процесс идет и найдет свое организационное воплощение, хотя это и сложный процесс. Еще ни одна из центральных мусульманских структур – СМР, ЦДУМ, УКМСК, РАИС – официально не объявляла о приостановке объединительного процесса. Созданная нами рабочая группа ведет согласительную работу. Слишком глубоки оказались проблемы, которые многие годы игнорировались. Объединение мусульманского сообщества России тоже называется интеграцией. Те, кто этого не понимает, те, кто исходит из своих личных интересов, не только преследуют корыстные интересы, но и наносят ущерб интересам России.
– Уважаемый муфтий, какой Вы видите борьбу с терроризмом и завтрашний день ислама в России?
– Мы живем в мире, когда изменилось отношение к исламу и имеются попытки
идентифицировать ислам с радикализмом, а то и терроризмом. В Совете муфтиев России
мы исходим из того, что любовь к Родине является частью мусульманской веры и частью
того образа жизни, который предписан исламом. Полагаю, ни о каком радикализме в связи с деятельностью мусульманских религиозных организаций нашей страны речь сегодня идти не может. Наоборот, верующие, проживающие от Владивостока до Калининграда, от Карелии до Осетии, демонстрируют коллективизм, взаимное уважение, жажду к знаниям. Сегодня в мечети приходит все больше людей и особенно молодежи. Искренне верующий молодой человек не может быть террористом и убивать людей. Правоохранительные органы должны покончить с терроризмом и этой идеей. Все мусульмане им помощники.
Молодежь – это самая активная часть общества, восприимчивая ко всему новому, и очень важно, что именно слышат и видят вокруг себя те, на кого возложена надежда завтрашнего дня, те, кому будет передано бесценное наследие и кому предстоит приумножать и развивать духовное наследие и экономический потенциал России.
В мечетях России наши мусульманские религиозные деятели прилагают усилия, чтобы передать ту позитивную силу, которая заложена в благословенной религии. Этому же посвящены все усилия в нашей просветительской и научной деятельности, в наших книгах и статьях. Этими книгами мы стремимся дать нашей молодежи воспользоваться в полной мере бесценным опытом предыдущих поколений россиян, которые своими трудами и подвигами создали и сберегли великую российскую цивилизацию с ее уникальной практикой сосуществования традиционных религий, различных национальных культур.
Россия во всем мире известна тем, что до сих пор умела противостоять любому нашествию, ни один враг не мог сломить её.
Мы, современные мусульмане, являемся гражданами своей страны и частью мировой уммы. Это ко многому обязывает нас, возлагает ответственность перед днем сегодняшним и следующими поколениями мусульман. И наши молитвы обращены к Всевышнему Аллаху с просьбой благословить все наши благие дела и намерения и даровать процветание.
Да благословит всех нас Всевышний Аллах в том, что угодно Ему в нашем служении исламу и мусульманам!
Мир вам, милость Всевышнего Аллаха и Его благословения!

«назад

Фотолента

фотографий: 1

С патриархом Алексием II

Категория фото: Вторая категория »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив