Народы Дагестана
Архив номеров » №1.2011 от 25 Февраля 2011 г » Образование » Инновационная политика - генератор роста

Инновационная политика - генератор роста

Из 6 государственных вузов в нашей республике Дагестанский государственный институт народного хозяйства (ДГИНХ) является самым молодым. Он начал функционировать с 1991 г. Несмотря на свою молодость, ДГИНХ достиг значительных успехов. За последние 10 лет с нуля построен современный вуз, оснащенный новейшим оборудованием, введены в эксплуатацию 8 учебных корпусов, строится общежитие на тысячу мест. ДГИНХ стал одним из наиболее крупных и интенсивно развивающихся вузов на Северном Кавказе. В институте 9 факультетов, 23 кафедры, 15 центров, профлицей, строительный и экономический техникумы, где обучаются около 15 тыс. студентов; есть 4 спортзала, 3 клуба, 4 столовые, тренажерный зал, открытые спортплощадки; идет строительство Дворца спорта. Тысячи людей воспитываются здесь в духе честности, порядочности. Основатель ДГИНХ академик Г. Бучаев заложил святую традицию – относиться к сту­дентам как к своим детям, отдаваясь полностью их воспитанию и обучению.
Редакция журнала «Народы Дагестана» всегда с интересом наблюдает за развитием ДГИНХ, вот и сегодня мы предлагаем читателям интервью с ректором ДГИНХ д.э.н., профессором Я.Г. Бучаевым.
– Яхья Гамидович, с момента вступления в должность ректора прошло более двух лет. Сложно ли было адаптироваться к новой должности?
– До вступления в должность ректора я уже имел 15-летний опыт работы в вузе, из них 13 лет был деканом финансово-экономического факультета, где обучались до двух тыс. студентов. Конечно, ректор и декан – это разные ступени управления. Если раньше мне часто приходилось контактировать со студенческой молодежью, то с вступлением в новую должность, помимо студенческих проблем, пришлось иметь дело с трудовыми отношениями между сотрудниками института, профессорско-преподавательским составом. Но адаптация прошла быстро, т.к. Гамид Ахмедович Бучаев – президент ДГИНХ и основатель нашего вуза – находится рядом и помогает во всем своими мудрыми советами и огромным жизненным опытом. Коллектив наших сотрудников также очень хороший.
Большую помощь и содействие развитию института оказывают руководство республики, министерства и ведомства, бизнес-структуры, за что выражаем им искреннюю благодарность.
В настоящее время мы переходим на новые профессиональные образовательные стандарты третьего поколения, которые предусматривают уровневую подготовку по соответствующим направлениям вместо ступенчатой, как было ранее. Изменились и требования к выпускникам вузов – если раньше они должны были владеть комплексом знаний, то теперь должны иметь совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств для успешной деятельности в определенной области. Это требует разработки новых профессиональных образовательных программ, соответствующих стандартам третьего поколения.
– Специалистов каких областей готовит ДГИНХ? На каком уровне сегодня развивается инновационная деятельность института? Какие условия создаются здесь для развития науки и активной работы молодых ученых республики?
– На сегодняшний день мы реализуем 25 программ высшего, 23 программы среднего и 6 программ начального проф-образования, осуществляем довузовскую подготовку на под-отделении и послевузовскую подготовку в аспирантуре, программы дополнительного проф-образования, широкий спектр специальностей и профессий по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки по профилю основных образовательных программ. ДГИНХ – единственный вуз в Дагестане, в составе которого имеются подразделения начального и среднего профобразования, а в России такая практика только набирает обороты.
Только на базе института проходят обучение слушатели по президентской программе переподготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ. Слушатели проходят у нас шестимесячное обучение, а потом направляются на стажировку в страны Европы, Америку и др.
Сегодня ДГИНХ – это высшее учебное заведение, для кото­рого основными видами деятельности являются научная и образовательная деятельность на основе инновационных подходов. Как инновационный вуз, ДГИНХ стремится к тому, чтобы образователь­ный процесс объективно основывался на постоянно обновляемых новых научных знаниях. В период с 2006-го по 2010 годы в институте была продела­на большая работа по созданию и развитию инновационной инфраструктуры.
Кафедры активно внедряют в учебный процесс различные современные технологии обучения студентов. На лекциях преподавателями активно применяются слайд-фильмы по каждой теме. Также используется инструментальная программная среда для создания автоматизированных обучающих контролирующих курсов. Для реализации программы работают 25 компьютерных классов. В компьютерных классах есть доступ к сети Интернет. В каждом читальном зале библиотеки установлены компьютеры с возможностью выхода в Интернет. Во всех лекционных аудиториях института установлена проекционная и мультимедийная аппаратура, подключенная к Интернету и внутрикорпоративной сети института.
Для проведения научной работы также делается многое. При вузе есть аспирантура, свой диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций; выпускаем два научных журнала. Во Всероссийском конкурсе по организации науки среди молодежи наш институт в 2008-м и 2009 годах занял 8 и 9 места из тысячи вузов-претендентов. Ежегодно проводятся научно-практические конференции. Выпускаем студенческий сборник научных статей.
За последний год завоевали первые места в престижных конкурсах и олимпиадах преподаватели Р. Адамова, И. Османова, З. Абдуллаева, Д. Бабаева, А. Чамкурова, Н. Османова, З. Абдуллаева и В. Манапова. Студенты, активно занимающиеся научно-исследовательской деятельностью: И. Казимагомедова, М. Мусалаев, А. Миспахов, Р. Аббасов, С. Шихшамилова, Э. Магомедов, А. Ильбаева, М.Мирзоев, Ш. Галаев.
– При создании новых факультетов ректорат из чего исходит?
– ДГИНХ всегда вовремя реагирует на потребности рынка труда, вводя новые специальности и организуя под­готовку кадров, в которых экономика испытывает дефицит. В этом и есть одно из главных отличий нашего вуза, который по праву занимает ключевое место в активизации инновационной деятельности в Республике Дагестан, как один из основных источников высококлассных специалистов и перспективных научных разработок. Современные экономические реформы меняют содержание и характер образования ДГИНХ. В 2008 г. утверждена программа развития вуза до 2020 г., которая позволит нам к этому году стать настоящим научно-образовательным инновационным комплексом. С учетом реалий жизни в эту программу развития мы будем вносить небольшие коррективы.
– Яхья Гамидович, сегодня вошло в традицию перенимать зарубежный опыт в обучении студентов. Последовал ли ДГИНХ примеру этих вузов? На Ваш взгляд, насколько он эффективен? Каково отношение студентов и преподавателей к нему?
– Болонское соглашение, к которому присоединилась Россия, предусматривает переход вузов стран-участниц на единые стандарты ведения образовательной деятельности, обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей. В академической среде проходит много дискуссий о том, нужна ли нашей стране такая стандартизация, но решение уже принято – с 2011 г. все вузы РФ должны осуществлять образовательную деятельность по новым уровневым федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения. Они предусматривают более общую первую ступень высшего образования – бакалавриат, после которой выпускник в полной мере может начать свою профессиональную деятельность, и узкоспециализированную вторую ступень – магистратуру, которая необходима тем, кто решил заняться наукой, поступать в аспирантуру, получить после бакалавриата одного направления еще одну профессию другого направления, готовиться к преподавательской работе. Уровневая система образования не совсем является западной, ее ранее практиковали в какой-то мере и советские, и российские вузы. А как студент сможет полноценно учиться в вузе, не обладая школьными знаниями? Необходимо создать культ образования, науки и провести реформу образования. Реформа ожидается и в профессиональной среде, когда для допуска к работе по той или иной специальности выпускнику вуза надо будет сдавать квалификационный экзамен и получить сертификат от профессионального сообщества. В ближайшие 20–30 лет Россия и Европа будут единым пространством со схожей культурой и ценностями, мобильность людей возрастет, и к этим процессам мы должны быть готовы уже сейчас, начав с общей системы образования – фундамента будущего общества.
У нас сложились хорошие деловые отношения с некоторыми вузами Германии и Великобритании, есть договоренности о совместной реализации некоторых образовательных программ, что, естественно, предусматривает обучение студентов по единым правилам. С введением новой системы образования появились дополнительные механизмы повышения компетенций студентов. Все это для нас является новым, и мы с удовольствием перейдем на новую систему, так как ее плюсы очевидны.
– Яхья Гамидович, отвечает ли уровень подготовки выпускников ДГИНХ сегодняшним реалиям и требованиям жизни? Востребованы ли выпускники Вашего вуза на рынке труда?
– Мы очень стараемся, чтобы уровень подготовки наших выпускников соответствовал реалиям и требованиям сегодняшнего дня, работаем над тем, чтобы постоянно поднимать планку качества образования. Наши успехи в этом деле подтверждаются государственной аккредитацией, которую мы проходим раз в пять лет, последняя государственная аккредитация была в 2009/2010 году. Помимо тех требований к качеству образования и соответствия нашего образования требованиям государственных образовательных стандартов мы дополнительно работаем над повышением практических компетенций наших выпускников посредством учебно-практического центра, где ведущие специалисты и руководители различных учреждений и предприятий обучают студентов практическим навыкам работы по своему профилю. В качестве примера могу привести результат работы одного нашего практического центра по банковскому делу, который вел вице-президент «Экспресс-банка» Т.А. Омаров, в результате чего 70 выпускников работают в системе ОАО АКБ «Экспресс» и 30 выпускников – в Дагестанском отделении Сбербанка РФ.
ДГИНХ ведет постоянную целенаправленную работу по вопросам содействия трудоустройству выпускников института. У нас создан Центр трудоустройства выпускников и студентов. Его главной задачей является содействие занятости учащейся молодежи, трудоустройству и адаптации выпускников института к рынку труда, а также ведение информационного учета и создание банка данных о выпускниках в целях информирования абитуриентов и потенциальных студентов о том, где работают выпускники по выбранной ими специальности. Каждая выпускающая кафедра и деканат каждого факультета не выпускают из вида своих выпускников – ежегодно проводится мониторинг их трудоустройства и создается банк данных о них.
Наши выпускники востребованы во всех сферах производства, экономики, юриспруденции, образования, науки.
Более половины молодых специалистов трудоустраиваются в первые 6 месяцев после окончания вуза. Они работают в государственных учреждениях, коммерческих структурах, на промышленных предприятиях, в коммерческих банках, торговой сети и магазинах, учреждениях образования различных уровней. Многие выпускники открыли свой бизнес, работают в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Костроме, Новосибирске, Саратове, Сочи, РСО-Алании, Волгоградской области, Ставропольском крае, Чеченской Республике.
Можно привести несколько фамилий наших известных выпускников. Это А. Алиев – директор крупной фирмы по продаже компьютерной и оргтехники, электробытовых товаров и косметических средств; У. Халидов – директор Дагестанского ЦНТИ и представитель Зворыкинского проекта в РД, З. Каравалиева – директор журнала «Свадебная легенда»; Г. Абдуллаев – руководитель «Секвойя кредит консолидейшн», г. Омск; М. Ферзиев – руководитель службы внутреннего контроля ОАО АКБ «Экспресс» и т.д.
Наши выпускники отделения заочного обучения работают в различных министерствах, ведомствах, учреждениях на руководящих должностях. Среди них И.М.-С. Умаханов – зам. Пред. СФ ФС РФ, министр здравоохранения РД И.А. Мамаев и другие.
Наиболее способные поступают в нашу аспирантуру и работают в институте.
– Каковы перспективы развития ДГИНХ в ближайшем будущем? Будут ли у Вас студенты учиться бесплатно и получать стипендию?
– С 2010/2011 учебного года студенты первого курса всех специальностей, а это тысяча человек, получают стипендию и учатся бесплатно. Старшие курсы будут завершать свою учебу по договорной системе обучения. Прием студентов на первый курс в 2011/2012 учебном году мы также планируем осуществлять на бюджетной основе. Таким образом к концу года уже два курса будут учиться на бюджетной основе.
Мы очень благодарны руководству РД, министерствам финансов России и Дагестана за такое положительное решение сложнейшего социального вопроса для дагестанцев. Их уровень жизни остается низким, и перевод студентов на бесплатное обучение и обеспечение стипендией – это большая помощь органов власти республики студентам и их родителям.
Есть интересные проекты по развитию науки, повышению качества образования студентов и квалификации преподавательского состава.
– В Дагестане существует множество филиалов российских вузов. Зачастую они не отвечают никаким нормам и требованиям. Вы, ректор крупного вуза, как прокомментируете сложившуюся ситуацию? Как обстоят дела сегодня с регулированием деятельности вузов и филиалов в республике?
– Законом об образовании вузам разрешено открывать свои филиалы. На сегодня в Дагестане функционируют около 70 филиалов различных вузов страны, из них 55 имеют государственную аккредитацию. Не секрет, у многих филиалов есть коммерческие цели. Нет у них ни материальной, ни кадровой базы. Конечно, среди множества филиалов есть и нужные, перспективные, которые следует поддерживать. Наш вуз не имеет филиалов ни в одном городе, и мы их не планируем.
– Занимаются ли спортом Ваши студенты? Что Вы делаете для развития спорта и здорового образа жизни?
– Наши спортсмены – это наша гордость! У нас много студентов, которые достигли в спорте высоких результатов. Среди них С. Гаджимагомедова – чемпионка мира, Европы, России по ушу-саньда; Ш. Абдурашидов – чемпион мира и России по кекусин каратэ-до; А. Медетов – победитель Международного кубка по ушу-саньда; Х. Гаджибегов – победитель Международного кубка единоборств по кунгфу-саньда, шут-боксингу; К. Эчилов – победитель первенства России по тхэквондо, бронзовый призер чемпионата мира по тхэквондо среди юношей; Р. Магомедов – кандидат в мастера спорта по тхэквондо; А. Магомедова – чемпионка Европы по каратэ; И. Гамзатханов – чемпион по боям без правил; М. Укаев – чемпион по боксу, мастер спорта; К. Абдурахманов – мастер спорта по джиу-джитсу и чемпион Азии по джиу-джитсу среди Прикаспийских государств в 2011г.; А. Далгатов – чемпион России по регби среди студентов, серебряный призер Кубка России по регби среди профессионалов. Мы много внимания уделяем развитию массового спорта и пропаганде здорового образа жизни. Материальная база для этого у нас достаточная, идет строительство Дворца спорта ДГИНХ. Кроме обязательных занятий по физкультуре, мы дополнительно организовываем спортивные секции по интересам. На ежегодном конкурсе-игре «Ополченец» наши студенты всегда занимают призовые места.
– Каким Вы видите Дагестан, и в частности Ваш вуз, в ближайшие 20–30 лет?
– Честно говоря, я большой оптимист. Верю в светлое будущее, в то, что наш родной Дагестан станет одним из самых процветающих и успешных регионов России. Будем прилагать все усилия, чтобы воплотить в жизнь все наши мечты и планы. Будем развивать высококачественное образование, будем воспитывать и обучать молодежь. Я верю в наш трудолюбивый дагестанский народ, у нас есть большие перспективы и потенциал. Среди земляков много успешных ученых. У руководства Дагестана имеется хорошая программа вывода Дагестана на передовые рубежи развития в составе РФ, и я верю, что нам удастся добиться намеченных планов.
ДГИНХ сегодня твердо встал на путь инновационного развития, и мы намерены внедрять все передовое в нашу деятельность в мировом и российском образовании. Я убежден, что качество воспитания и образования у нас резко повысится наравне с другими вузами РД. Особый упор мы делаем на работу с талантливыми и одаренными молодыми людьми, их достаточно, это будущее нашей республики. Напряжение в обществе все еще сохраняется, но я верю – Дагестан выйдет из этой ситуации, о чем свидетельствуют решения Съезда народов Дагестана, состоявшегося 15 декабря 2010 г.
Реформы проходят очень болезненно, и всем нам надо уделить серьезное внимание воспитанию образованной молодежи в духе патриотизма, уважения к традициям нашей Родины – России и Дагестана, межнациональной культуры, толерантности и любви к труду.

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Учебно-производственная база института

Категория фото: Вторая категория »

Центр информационных технологий

Категория фото: Вторая категория »

С преподавателями факультета прикладной информатики

Категория фото: Вторая категория »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив