Народы Дагестана

Ногайцы

Ногайцы – один из тюркоязычных народов, издревле населяющий нашу страну. Самоназвание ногайцев – «ногай». Ногайцы подразделяют друг друга на группы, названия которых подчас совпадают с названием территории их проживания. Так, ногайцев, живущих на р. Кубани, называют кубанскими ногайцами; ногайцев, живущих на р. Кума, – кумскими ногайцами.
В Российской Федерации, по переписи 2010 г., насчитывалось 103,7 тыс. ногайцев. Большинство их проживает на Северном Кавказе, в том числе в Дагестане – 40407 человек, в Чечне – 3444, в Ставропольском крае – 22006, в Карачаево-Черкесии – 15654, в Астраханской области – 7589. Отмечены компактные группы проживания ногайцев в Сибири.
В ближнем зарубежье ногайцы проживают в Белоруссии и Литве, в дальнем – в Турции, Румынии, Польше. Так, в Румынии ногайцев насчитывается около 30 тыс. человек, в Болгарии – около 5 тыс. В Турции ногайцев насчитывается, по разным оценкам, от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч.
В современной России ногайцы проживают как в сельской местности, так и в городах. Ногайцы живут в городах Махачкале, Грозном, Черкесске, Ставрополе, Кизляре, Нефтекумске, Пятигорске, Минеральных Водах, Владикавказе, Тюмени, Якутске, Уренгое.
В 1929 г. в Дагестане был образован Ногайский район. Он включает в себя Терекли-Мектеб (районный центр) и аулы Батыр-Мурза, Бажиган, Боранчи, Карагас, Карасув, Кумли, Кунбатар, им. Ленина, Нариман, Таьтли Булак (быв. им. Калинина), Сулу-Тюбе, Орта-Тюбе, Уйсалган, Червленные Буруны (племзавод), Эдигеаул (быв. Янъгыаул).
Помимо Ногайского района, ногайцы живут в Бабаюртовском, Кизлярском, Тарумовском районах, а также в поселке Главсулак Кировского района г. Махачкалы.
В Ставропольском крае ногайцы проживают в Нефтекумском, Степном, Кочубеевском районах. В Чеченской Республике ногайцы проживают в основном в Шелковском районе. Также они проживают в Астраханской области, в Ногайском районе Карачаево-Черкесии.
Часть ногайцев обосновалась в Калмыкии, это ногайцы – утары Каспийского района. Потомки ногайцев – нагайбаки – проживают и в Нагайбакском районе Челябинской области.
В свете антропологической характеристики ногайцев необходимо отметить, что ногайцы расово неоднородны. Ногайцы принадлежат к южносибирской (туранской) переходной расе (промежуточной между европеоидной и монголоидной расами). При этом некоторые группы ногайцев вследствие сильного смешения с местными кавказскими народами включают в себя и чисто европеоидные типы (кубанские и кумские ногайцы).
Ногайский язык относится к кипчакской группе тюркских языков, внутри которой вместе с каракалпакским и казахским образует кипчакско-ногайскую подгруппу. Сегодня выделяются два основных диалекта: караногайский и кубанский, а также говоры ачикулакских и астраханских ногайцев.
Страницы истории
Формирование ногайской народности началось в VI веке. Согласно выдвинутой Р.Х. Керейтовым периодизации формирования ногайской народности выделяются пять этапов: I (VI–VIII вв.) связан с тюркскими племенами; II (IX–XI вв.) печенежский; III (XI–XIII вв.) кипчакский; IV (XII–XV вв.) золотоордынский; V (XIV–XVII вв.) ногайский, связан с появлением Ногайской Орды. Становление ногайцев завершилось в XVII веке и связано с окончательным утверждением Ногайской Орды как самостоятельного государства. Под этим этническим названием ногайцы еще в XIV–XV вв. были известны народам Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Крыма.
В первой половине XVI века Ногайская Орда была одним из могущественных и влиятельных политических образований в Восточной Европе, с ней считались на Руси, в Крыму, Польше, Венгрии, Турции. Ногайская Орда получала дань от казанских татар, башкир, некоторых сибирских племен, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В 1549 году в Ногайской Орде побывало посольство турецкого султана Сулеймана I. Через Ногайские степи и через столицу Ногайской Орды – город Сарайчик проходил главный караванный путь, соединявший Восточную Европу со Средней Азией.
Ногайская Орда была могущественным государством, она имела хорошо вооруженную, сильную армию и в случае вражеского нападения могла выставить более 300 тысяч вооруженных воинов. Основу армии составляла конница. К услугам ногайской конницы в борьбе с немцами и поляками обращались русские правители, ханы Казанского царства и многие другие.
В начале второй половины XVI века Ногайская Орда перенесла ряд серьезных бедствий. Постоянные междоусобные войны привели к тому, что во второй половине XVI века Ногайская Орда распалась и образовались два улуса – Большие и Малые Ногаи. Восточные районы Северного Кавказа были освоены выходцами из Малой Ногайской Орды, а низовья Сулака и Терека – из Большой Ногайской Орды. В конце XVII века значительная часть ногайцев с низовьев Терека и Сулака откочевала в Моздокскую степь, положив начало группе северо-восточных ногайцев, известных под именем караногайцев.
После включения ногайцев в состав России государственные образования были ликвидированы. Ногайцы становятся подданными российского государства и активно участвуют в его судьбе. Так, ногайские конные полки под начальством мурз Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы выступали на стороне русских войск в Ливонской войне. А во время Отечественной войны 1812 года в составе армии генерала Платова был ногайский кавалерийский полк, который дошел до Парижа.
С огромным воодушевлением ногайцы встретили весть о победе Великой Октябрьской социалистической революции. Решающую роль в объединении революционных сил ногайского и других народов с русскими революционными массами сыграли большевистские организации Кубани, в особенности городов Екатеринодара и Армавира. Одну из таких возглавлял большевик Краснодарского партийного комитета М. Санглибаев. В годы гражданской войны на сторону советской власти перешел бывший штабс-капитан царской армии, георгиевский кавалер, ногайский мурза Ахлау Муссович Ахлов (1891–1937 гг.).
Ногайцы участвовали и в Великой Отечественной войне. Более 2500 ногайцев участвовало в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Из них вернулись 584 человека. За мужество и героизм, проявленные в войне с фашистскими захватчиками, 545 воинов-ногайцев из Черкесии и около шестисот из Ногайского района Дагестана были награждены орденами и медалями Советского Союза. В их числе Кош-Мамбет Кидирниязов, Алимхан Асанов, Калмурза Кумуков, Абдулкерим Эдильбаев.
Основные занятия
Традиционные занятия ногайцев – кочевое и отгонное скотоводство. Ногайцы разводили овец, лошадей, верблюдов, коз и крупный рогатый скот. Разводили также домашнюю птицу (кур, гусей, уток, индюков).
Издавна ногайцы занимались рыболовством и охотой.
Из ремесел были развиты изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры – арбабаши.
Кубанские ногайцы, перешедшие к оседлости еще в конце XVIII века, в основном занимались земледелием. Они сеяли пшеницу, ячмень, просо и кукурузу. Из овощных культур на приусадебных участках больше всего выращивали картофель, огурцы, арбузы, дыни. В ХХ веке к оседлости перешли и остальные группы ногайцев, помимо скотоводства у них стало развиваться и земледелие.
В наше время основными занятиями ногайцев продолжают оставаться земледелие, скотоводство, бахчеводство. Ногайцы открывают свои фермерские хозяйства, обеспечивая население Дагестана и жителей крупных промышленных городов страны мясомолочной продукцией. В весенне-летний период ногайцы на арендованных землях выращивают арбузы, дыни, лук.
Материальная культура
Четкой планировки в аулах не было. Юрты устанавливались на расстоянии 6–12 м друг от друга. Двери юрт выходили на юг. В центре аула стояла юрта богача – аулбая. Большие патриархальные семьи располагались в ауле обособленно. При этом в центре юрт родственников стояла юрта главы патриархальной семьи.
Во второй половине XIX в. юрта-отав использовалась только как свадебная юрта молодоженов; она украшалась специально изготовленным войлоком.
Оседлые ногайцы жили в полуземлянках (ерме казы) и наземных турлучных и саманных домах с пологой двускатной крышей. Дом имел кухню – сени (аят-уъй) и спальни (иш-уьй); после женитьбы сыновей к дому пристраивали новые комнаты. Для обогрева юрты в холодное время и приготовления пищи использовали открытый очаг; здесь же стоял треножник (ошак). В стационарных жилищах были пристенные камины; в начале XX в. появляются железные печи. Внутри юрты почетной считалась северная сторона; по правую сторону от почетного места (тоър) располагались мужчины, по левую – женщины.
В наше время ногайцы строят большие дома с просторными комнатами, в каждом доме предусмотрены кухня, гостиная, спальня, детская и т.д. Комнаты обставлены современной мебелью. Дома строят из обожженного кирпича и самана. Планировка жилища подчиняется структуре семьи, ее культурно-бытовым запросам.
Национальная одежда ногайцев была приспособлена к кочевому образу жизни.
Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, куртки-безрукавки, легкого кафтана, бешмета и черкески, бурки, обуви из сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани, меха.
Женская одежда включала платье-рубаху, шелковый кафтан, распашное платье, кафтан без рукавов, штаны, бешмет. Одежда украшалась серебряным нагрудником и широким ремнем.
Зимой женщины носили меховые шубы из мерлушки, каракуля, овчины, выдры.
Сегодня традиционный ногайский костюм вышел из употребления. Современная одежда ногайцев мало отличается от европейского стандарта. Но в одежде людей старшего поколения можно заметить элементы традиционного ногайского костюма. Старики носят папахи, овчинные шубы, пожилые женщины – платки. Сохранились и традиционные серебряные украшения.
Ногайская кухня весьма разнообразна и калорийна. Традиционными блюдами для ногайцев являются бешбармак (лапша), жареное мясо с луком, шашлык, пельмени, вареное мясо с лапшой, уха, сыр, пироги, яичница, хинкал, лакумы, баурсаки. Готовили ногайцы колбасы из говядины и баранины.
Семейный и общественный быт
Брак у ногайцев был экзогамным. Экзогамия распространялась на всю фамилию до шестого поколения. Традиционные формы заключения брака были разнообразны: брак по сватовству; левиратный и сороратный браки; колыбельное обручение; обменные браки; брак отработкой; брак похищением (похищение с согласия девушки).
Обязательным условием заключения брака у ногайцев была уплата калыма, размеры которого варьировали от 15 до 40 голов крупного рогатого скота, включая лошадь с богатым седлом и сбруей и деньги (100-300 рублей). Кроме калыма, жених должен был сделать подарки родственникам невесты (до 40-50 меховых мужских и женских шуб у караногайцев), а также ценный подарок матери невесты или ее кормилице.
В наше время из всей системы семейных обрядов ногайцев больше всего подверглись изменениям свадебные обычаи и обряды. Встречаются браки не только с представителями других национальностей, но и других конфессий. В остальном же в сельской местности ногайцы стараются сохранить традиционные элементы в современной свадебной обрядности.
Общинное управление и сельское судопроизводство у ногайцев, как и у других народов Дагестана, были основаны на адате и шариате.
В общественном быту ногайцев большую роль продолжает играть обычай взаимопомощи – «мылка», «талака», который заключался в оказании трудовой помощи родственникам, соседям, односельчанам, друзьям, кунакам во время сельскохозяйственных работ, при строительстве дома, во время проведения семейных мероприятий и т.д.
Особое место в общественном быту ногайцев занимали общественные праздники. Их можно условно разделить на три категории: календарные, связанные с циклом сельскохозяйственных работ, религиозные и семейные.
Самым престижным праздником у степных ногайцев являлся «Навруз байрам» – праздник встречи весны, у кубанских ногайцев – праздник первой борозды «Сабантой» (букв. свадьба плуга), открывавший новый сельскохозяйственный год.
Духовная культура
Духовная культура ногайцев характеризуется значительными достижениями в области народного творчества, в частности песенно-музыкального исполнительства, поэзии, музыки, танцев.
В довоенные годы в ногайских степях прославились своим исполнением героических песен Муса йырау, Касым, Идрис Исхак улы, исполнявшие цикл поэм «Сорок ногайских богатырей».
На протяжении многих веков у ногайцев, как и у других народов, происходило накопление положительного лечебного опыта, что позволяло им успешно лечить некоторые заболевания. Ногайцы знали о целебных свойствах лечебных трав, молока, мяса и жира диких животных, которые широко применяли не только в лечебных целях, но и в профилактических. Среди ногайцев были искусные лекари. В настоящее время в Ногайском районе функционируют две больницы: центральная и участковая, 6 амбулаторно-поликлинических учреждений, 14 фельдшерско-акушерских пунктов и 1 станция скорой медицинской помощи.
Господствующей религией ногайцев является ислам суннитского толка (ханафитского мазхаба). Мусульманство, принятое еще при хане Берке приблизительно в 1254-1256 гг., постепенно распространялось и стало единой религией для всего населения Золотой Орды, в недрах которого шло формирование ногайской народности и становление ногайской государственности. Таким образом, ислам был официально признанной религией как при правлении династии чингизидов, так и правлении Едигеева дома – первых ногайских правителей.
История образования у ногайцев имеет давние традиции. Еще в XV–XVI вв. ногайцы, проживавшие в Поволжье, «обучали своих детей грамоте, а наиболее состоятельные предпочитали учиться в Крыму…». В XVIII веке И.Г. Георги, посетив астраханских ногайцев, отметил, что они имели «у себя 15 мечетей, изрядные школы». В начале XIX века в местах проживания ногайцев появляются светские школы, где обучение проходило на русском и ногайском языках. В 1914 году в ставке Терекли-Мектеб было открыто караногайское одноклассное училище с пансионом на 60 детей, с мастерскими и хозяйственными постройками.
В XIX – начале XX века из ногайской среды выделилась целая плеяда высокообразованных людей, среди них были и известные ученые, общественные деятели, журналисты, просветители.
Коренные изменениям в системе образования произошли только после победы Октябрьской революции. Сегодня в Ногайском районе функционируют 20 общеобразовательных школ, Терекли-Мектебский филиал хасавюртовского педагогического колледжа, Терекли-Мектебское представительство дистанционного образования современного гуманитарного института, филиал Северокавказского исламского университета им. Шейха Муххамад-арифа, Исламский университет им. Имама Абу-Ханифы.
В советское и постсоветское время ногайцы получили большие возможности для подъема своей экономики, благосостояния, развития народного образования, здравоохранения и культуры. В ХХ в. большое количество ногайцев достигло успехов в науке.
Стремясь вновь обрести историческое и культурное сознание, ногайская интеллигенция в 1990 г. создала общественно-политическую организацию «Бирлик» (Единство), представляющую интересы ногайцев. Одним из основателей этой организации был Б. А. Кельдасов. Она преследует цель объединения ногайцев, живущих в Ставропольском крае, Дагестане, Астраханской области, Карачаево-Черкесской Республике и Чеченской Республике. В уставе организации заявляется, что «Бирлик» «ставит целью демократическими методами способствовать единению ногайского народа и созданию своего национального образования в составе РФ».
Событием огромной важности в области национальной культуры стало создание в 1984 году Государственного фольклорно-этнографического ансамбля «Айланай», а в 1994 году Ногайского государственного оркестра народных инструментов. В 2001 году был официально открыт Ногайский государственный драматический театр. Сегодня в Ногайском районе функционируют районный Дом культуры, 15 сельских Домов культуры, 14 сельских библиотек, районная и детская библиотеки, детская школа искусств с филиалами в трех школах, 2 народных вокально-инструментальных ансамбля. Большую роль в развитии культуры в Дагестане играют ногайская редакция радиовещания, газеты на ногайском языке «Голос ногайцев» и «Голос степи», а также телепередача на ногайском языке «Голос степи», транслируемая на канале национального вещания государственной телерадиокомпании «Дагестан».
Трудовые достижения ногайцев высоко отмечены Родиной. В районе живут и трудятся 26 заслуженных работников культуры РД, 2 заслуженных деятеля искусств РД, 5 заслуженных артистов РД, 8 членов Союза писателей СССР и РФ, 18 членов Союза журналистов СССР и РФ, 1 член Союза художников РФ, 40 заслуженных учителей РД, 31 почетный работник общего образования РФ, 7 Героев Социалистического Труда.
Таким образом, ногайцы внесли и продолжают вносить достойный вклад в развитие Дагестана. Сегодня ногайцев, как и других народов Дагестана и России, волнуют процессы, происходящие в стране в целом. Одна из проблем – разделенность ногайского народа, другая – проблема занятости трудоспособного населения, которая привела к оттоку части ногайского населения в поисках работы в северные регионы нашей страны.

«назад

Фотолента

фотографий: 10
№ 1, 2019 от 21 Мая 2019 г

 Владимир Васильев поздравил Салмана Дадаева с избранием на должность мэра Махачкалы

Январь-февраль
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив