Народы Дагестана
Архив номеров » № 1, 2019 от 21 Мая 2019 г » Религия » Шейх Хумайд-афанди из Андыха

Шейх Хумайд-афанди из Андыха

Прославленному муршиду, тарикатскому шейху Хумайд-афанди (къ.с.) из Андыха Шамильского района в год кончины было 74 года. На основании этого можно предположить, что он родился в 1878 году.
Рано лишившись матери, он познал горечь сиротства. Отец его ученый-алим Малачи-дибир, будучи имамом в разных селениях Аварии, оставил сына на попечении жены. Долго терпел мальчик упреки мачехи и однажды, не выдержав ее издевательств, решил уйти из дома. Он пешком пересек горы и явился к отцу, служившему в то время имамом мечети в селении Мочох Хунзахского района, но ни слова не промолвил об обидах на мачеху. Отец все понял и оставил сына у себя, став его первым учителем.
Позже, когда отец выполнял обязанности имама мечети в селениях Батлух, Заната, Гитинамухаммад, так звали Хумайд-афанди до принятия сана муршида, сопровождал его, получая под его руководством глубокие знания и практические умения совершения религиозных обрядов.
Но на этом не завершилось его обучение. В поисках учителей он отправляется в разные аварские селения, в частности Гоготль, Ратлуб, Гоор, Батлух. Куда бы он ни отправлялся, везде показывал свою любовь к наукам, способности и талант.
Еще в раннем детстве душа его тяготела к тарикату, и это привело его к мубараку Абдурахман-хаджи из Ассаба (къ.с.) Шамильского района, который являлся первым распространителем накшбандийского тариката в горах Дагестана.
Великий муршид Абдурахман-хаджи (къ.с.) сразу понял, что из себя представляет любознательный молодой человек, кем он станет, и обратил на него внимание. Хумайд-афанди было всего 16 лет, когда он исполнял обязанности имама мечети в селении Заната Шамильского района. Отец его, в то время служивший имамом в мечети селения Андых, не знал, что сын встал на путь тариката.
В 20-летнем возрасте он женился, но даже жена не знала об избранном им пути.
В последующие годы Хумайд-афанди сменил своего отца в должности имама мечети родного селения. Он энергично взялся за обучение земляков основам ислама. Собирал сельчан, сажал вокруг себя и проверял, насколько они знакомы с канонами ислама. Это время у нас иногда называют «малым шариатом». Вскоре он вообще сложил с себя обязанности имама, предав себя полностью тарикату.
В период гражданской войны Хумайд-афанди безоговорочно поддержал своих наставников Хасан-афанди и Хабибула-хаджи в вопросе о бессмысленности активной борьбы с большевиками ввиду превосходства их сил. Они говорили, что противостояние в данный момент равносильно самоубийству, напрасному кровопролитию народа. Это предположение через некоторое время и оправдалось.
Приверженцы такого мнения в количестве 11 человек позднее были этапированы в селение Тлянада нынешнего Тляратинского района, которое отличалось суровыми климатическими условиями. Сегодня достоверно известно, что вместе с Хумайд-афанди находились в ссылке его односельчанин, родственник Абдулмуъмин-дибир, ученый-алим и известный в Дагестане катиб (обладатель красивого почерка) Газимухаммад из Уриба Шамильского района. Газимухаммад был поражен глубиной знаний Хумайд-афанди. Во время одной из дискуссий, разгоревшейся между учеными-алимами, когда никто не мог ответить на поставленный вопрос, будущий муршид четко ответил на него. Это вызвало бурю эмоций, большую похвалу известного катиба и ученого.
Рассказывают о невыносимых условиях, созданных для заключенных. Стояла поздняя осень. Во время утренней молитвы на берегу речки мерзлая галька прилипала к босым ногам молящихся.
По освобождении Хумайд-афанди полностью предался тарикату, занялся обучением детей и работой в своем саду. Хумайд-афанди был также активным участником съезда ученых-арабистов, проходившего в 1923 году в селении Кахиб Шамильского района по инициативе Хасан-афанди и его соратников. Съезд осудил бесперспективность борьбы с советской властью на данном этапе, призвал народы Дагестана и Северного Кавказа возвращаться к мирной жизни и жить в согласии.
К слову сказать, на этом призыве сошлись мнением все 76 делегатов съезда, где было принято соответствующее постановление.
Но репрессии и беззакония, обрушившиеся на безвинных людей в 30-е годы, невыносимые условия, созданные в стране, тяжело отразились в первую очередь на духовенстве. Были арестованы один за другим устазы Хумайд-афанди – Хасан-афанди и Дибирасул Мухаммад из Ассаба (Яхсуб-афанди) Шамильского района, были закрыты мечети, не стало слышно голоса муэдзина, призывавшего веками людей к молитве. Наступило время страха, подозрительности и доносов, когда поощрялись слежка друг за другом и презрение к духовным ценностям.
Хумайд-афанди тяжело перенес расставание со своими наставниками, разгул атеизма и безверия. В то время из-под его пера вышло ныне широко известное назму (религиозное стихотворение), обличившее гонителей веры, временщиков и палачей, полное гражданского мужества и непреклонности. Родные и близкие долгие годы скрывали его авторство.
Несмотря на гонение и большой риск, в эти годы не прекращался голос Хумайда-афанди, призывавшего людей к честной и праведной жизни, соблюдению норм шариата, остерегаться «хIарама», уважать человека и любить его, быть милосердным и справедливым.
Названный в назму его наставник и устаз Яхсуб-афанди, находившийся в заточении в тюрьме г. Дербента, передал посетившей его жене письмо-ижаза (разрешение), наделяющее Гитинамухаммаддибира из Андыха полномочиями и обязанностями шейха накшбандийского и шазилийского тарикатов. Это письмо с большим риском, спрятав в голенище сапога, было доставлено в селение Корода и передано жителю этого селения Абдулгафуру. Он в июле 1939 года привез письмо в Андых и передал в руки Хумайд-афанди. Сегодня это письмо вместе с другими личными вещами устаза сохранено в его доме в селении Андых. В настоящее время в доме никто не проживает, он сохранен родственниками как настоящий музей.
До конца своих дней Хумайд-афанди был наставником для сотен мусульман, выбравших путь тариката. К нему приезжали не только получить вирд, но и исходящий от него баракат. Его баракат земляки чувствовали в тяжелые военные и послевоенные годы, когда на страну напал коварный враг и тысячи людей вели полуголодную жизнь. Не только земляки, но и те, кто хоть раз с ним общался, всегда чувствовали его моральную поддержку и духовное покровительство. Примеров тому много (см. книгу М.Г. Газалиева «Хумайд-афанди из Андыха». 2003, 2005, стр. 17-94).
Многие его преданные муриды позже сами стали муршидами: Мухаммадариф из Кахиба, Саадухажиясул Мухаммад из Батлуха, Абдулхамид-афанди из Инхо Цумадинского района. Они часто навещали своего наставника в вечернее время, чтобы не навлечь беды, и обычно останавливались в небольшой квартальной мечети, что находилась около дома Хумайд-афанди.
В те годы, несмотря на неусыпный контроль органов государственной безопасности, сотни муридов из всех концов Дагестана и его пределов приезжали, чтобы получить вирд у Хумайд-афанди.
В тяжелые времена пришлось Хумайд-афанди исполнять обязанности муршида. Это положение усугублялось и тем, что к концу жизни он неизлечимо заболел. Все тело его, за исключением лица, было покрыто язвами. Двигаться самостоятельно он уже не мог, но все равно проводил таважуха, принимал посетителей. И только однажды, оставшись с родственниками, у него невольно вырвалось слово «Аллагь». Потом сам же себя укорял, что этим выразил неуважение к Нему, и сделал тавбу.
Есть поверье, что все недостатки, грехи и боли посетителей оставляют в душе муршида неизгладимый след, а мурид выходит от него очищенным.
Предчувствуя приближение конца своей земной жизни, Хумайд-афанди (къ.с.) отправляет письмо-ижаза в Уриб своему маъзуну Хусейнил Мухаммад-афанди, что тому предстоит исполнять обязанности муршида, тем самым наделяя его обязанностями духовного наставника после себя. Его маъзунами были также Мухаммадариф-афанди из Кахиба, Хамзат-афанди из Тляха Шамильского района, Хусейн-афанди из Саситля.
Хумайд-афанди (къ.с.) ушел от нас 10 октября 1952 года (17 мухаррамма 1373 года).
Кончина Хумайд-афанди (къ.с.) была огромной потерей для всего исламского джамаата. Чтобы выразить свое соболезнование и огромное уважение, любовь и признательность к его памяти, люди приезжали со всех концов Дагестана.
Хотя минуло 65 лет, как нет устаза «КъутIбул балаъ», как его прозвали в народе за перенесенные им муки и боли, и сегодня зиярат Хумайд-афанди не пустует. Здесь обязательно вы найдете кого-нибудь из посетителей.
Зиярат Хумайд-афанди, расположенный на кладбище шейхов в селении Андых, по утверждению многих тарикатских устазов (Мухаммадариф-афанди, Саадухажиясул Мухаммад-афанди), – один из почитаемых исламских святынь.

«назад

Фотолента

фотографий: 4
№ 1, 2019 от 21 Мая 2019 г

 Владимир Васильев поздравил Салмана Дадаева с избранием на должность мэра Махачкалы

Январь-февраль
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив