Народы Дагестана
Архив номеров » № 1, 2019 от 21 Мая 2019 г » Культура » Традиционные украшения и костюмы народов Дагестана

Традиционные украшения и костюмы народов Дагестана

В Национальном музее РД на сегодняшний день насчитывается около 2500 тыс. уникальных старинных, традиционных украшений и костюмов. Именно в них с разнообразием форм и приемов исполнения наиболее полно раскрывается художественный характер дагестанских промыслов.

Судя по формам дагестанских украшений и костюмов, можно сделать вывод, что они берут начало с языческого периода истории нашего края и несут в себе больше магические функции. Орнаментация пришла в ювелирное искусство под влиянием золотого шитья. Здесь можно провести параллель с одним из самых древних прообразов, вероятно, пришедшего из начального производства, это так называемый орнамент «веревка». Этот орнаментальный мотив очень древний, еще с периода энеолита он разрабатывается в дагестанском искусстве. Орнаментальные мотивы заполняли сплошь лицевую часть изделия. Также мастера наносили рисунки с тыльной стороны изделия: изображали кувшин, гребни, символизирующие женское начало, чистоту, непорочность. Такая орнаментация длилась с архаического периода и вплоть до начала ХХ века, при этом сам принцип изображения устойчиво сохранял архаический вид. Композиция свободно размещается на поле, не соблюдается симметрия, само изображение не стилизуется, это не украшение, эта, скорее, информация или сообщение. Часто изображали на украшениях птиц: солярная символика, сопровождающая женский мир долгие годы.
У каждой национальности богато и по-своему украшались наряды множеством мелких фигур, бляхами и монетами. По головному убору, костюму, по украшениям можно было безошибочно определить, какой национальности и даже с какого села женщина.
В старину считалось, что чем больше серебра надето на женщине, тем крепче ее здоровье, тем больше она защищена от негатива, сглаза и т. д. Любой национальный костюм – часть богатой культуры народа, и его важный элемент – это украшения, которые служат не только для красоты, но являются оберегом, охраняют девушку от злых сил, болезней, опасностей, кроме того, несут информацию о своем хозяине. Ювелирное искусство в Дагестане было развито повсеместно. Лучшими мастерами были аварцы, лакцы и даргинцы. Среди дагестанских украшений можно выделить несколько групп украшений, различающихся по смысловому и эстетическому содержанию, способу ношения. У кубачинок, например, были традиционные свадебные массивные браслеты, кольца, нагрудные украшения «тафка», обычно украшенные альмандинами, бирюзой, крупной зернью.
Различен и внешний облик костюма горянки, имевшего много локальных особенностей, присущих той или иной местности. Говоря о костюме горянки, можно отметить, что они были настолько разнообразны, что даже близлежащие села могли по-разному наряжать невесту, разными могли быть обряды. Допустим, аварка-андийка отличалась ношением высокой шапки под накидку, а платье аварки с Ругуджа богато расшивали золотошвейные мастерицы, оно обшивалось множеством серебряных украшений. Также носились интересные штанишки под платье – неотъемлемая часть традиционного женского костюма. Лакский костюм отличался более сдержанным колоритом и небольшим числом очень изящных украшений, а лачки с. Балхар, напротив, украшали всю переднюю часть платья монетами, крупными и мелкими украшениями, голову покрывали двумя накидками: белой – олицетворение чистоты и оранжевой – символ зороастризма, поклонения солнцу. Цахурка надевала короткую рубаху и длинные штанишки поверх рубахи, широкую длинную юбку на талии, передник, украшенный монетами, поверх чухто и платка шапочку типа чепца из серебряных трубочек. Лезгинка предпочитала ткани ярких цветов. В целом костюм женщин южного Дагестана отличался пышностью, драпировками, многоцветностью, отражая влияние Азербайджана.
Костюм кумычек восприимчив к общекавказской моде. Платье «кабалай» отличалось легкостью и строгостью, с ним гармонировали тонкий платок «дастар» и со вкусом подобранные украшения, нагрудные застежки «къуршумалар», серьги и изящные филигранные пояса.
Чаще всего у дагестанок встречались платья красного цвета, олицетворяющие кровь – символ жизни. Ткани, из которых шили уникальные платья, были чрезвычайно дорогими, они не всем были доступны, это были китайские, персидские шелка. Могло быть в селении одно богато украшенное платье, которое передавалось как свадебное платье. Представьте, старинное село и горянка в традиционном наряде стоит, на солнце переливается ее парчовое или шелковое платье с уникальными, архаичными украшениями, головной убор с височными подвесками, сверху накидка удерживается платочной цепью – она выглядит сказочно, красиво, словно инопланетное существо!
Также уникальны головные уборы, которыми украшали себя горянки, покрывая волосы. Разные села по-своему украшали чухто, нашивали на него уникальные украшения, такие как височные подвески «кIилкIалы» у аварцев. По ним можно было определить возраст горянки: молодые носили крупные подвески, постарше женщины – средние и мелкие. Судя по археологическим раскопкам, уже с бронзового века женщины носили височные подвески. Все головные уборы несли в себе смысловую нагрузку и носились днем и ночью. Например, налобная цепь, или монисто, – цепь с монетами, по бокам – височные подвески «кIилкIалы» при развороте показывают знак «древо жизни» – знак древней богини плодородия. Горянка, не снимая, носила головной убор чухто с эпохи бронзы до советской власти, когда стали принуждать их снимать. До нее нельзя было коснуться рукой мужчине, если коснется, то доходило до изгнания в другое общество. И поэтому женщины в чухто должны были ходить на показ за водой с кувшином за спиной, на поле и т.д., потому что это несло в себе магическое значение. Любое украшение обращалось к небесам, прося плодородия, благоденствия и всего хорошего всей сущности. Тиндинки носили на чухто крупные кольца, если умирал муж, брат или отец, то одно кольцо в знак траура снималось. У чародинок чухто в основном украшалось рядами различных бус, но самая интересная подбородочная часть украшалась рядами монет, которые нашивались справа налево по нарастающей, с левой стороны больше монет нашивалось, так как горянки в них даже спали (спать на левом боку считается нежелательным для здоровья).
Горянки словно олицетворяли богинь на земле, богинь плодородия, поэтому они были горды и самодостаточны. На уникальном экспонате «Цагур» в Национальном музее изображены солярные знаки, и те же самые знаки повторяются на дагестанских украшениях. В основном на украшениях изображались птицы, встречались и зооморфные, антропоморфные изображения.
Пояса и подвески, яркие массивные или даже тонкие, издающие звон, защищают энергетику женщины. Известно, что восточная женщина, исполняя восточный танец, одета достаточно откровенно, но тем не менее защищена энергетически от мужских взглядов, зависти женщин и т.д., так как ее одежда переливается и звенит во время танца.
В старину было принято при рождении мальчика на его одежду нашивать украшение в виде лошадки, так как лошадь – символ мужественности. В подростковом возрасте, как только мальчик сел на лошадь, считалось, что он состоялся как мужчина, как защитник и кормилец, ведь мужчина чаще всего бывал вне дома, он или ремесленник, или воин, или же охотник, и его ближайшим спутником в пути была лошадь.
В современном мире больше отдают предпочтение украшениям в стиле этники: крупные серьги, широкие браслеты, объемные бусы, креативные украшения. На подиумах всемирно известные дизайнерские дома уже давно демонстрируют этнические украшения в своих коллекциях.

«назад

Фотолента

фотографий: 5
№ 1, 2019 от 21 Мая 2019 г

 Владимир Васильев поздравил Салмана Дадаева с избранием на должность мэра Махачкалы

Январь-февраль
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив