Народы Дагестана
Последний выпуск » Общество » Я и мое поколение

Я и мое поколение

–Магомед Магомедович, у каждого поколения своя история. Вам более 85 лет. Чем интересна и насыщена жизнь Вашего поколения?
–Слово «поколение» имеет широкое понятие: одни считают, что это люди, рожденные за какой-то период, другие–одного рода или племени, третьи – одинаковой судьбы, можно продолжить этот список.
У каждого поколения есть своя история: у кого-то она богата, насыщена интересными, а у кого-то трагическими событиями. Мое поколение – это дети, рожденные в 30-е годы прошлого столетия, годы злополучного голодомора и репрессий, когда миллионами умирали от голода и в концлагерях ГУЛАГа; это люди, детство которых прошло в страшные годы войны и послевоенной разрухи, а молодость – в бесконечных суетах и непомерно тяжелых буднях труда, старость–в условиях перестройки и хаоса, унижений и оскорблений, неудачных реформ и политических кризисов, борьбы с терроризмом и экстремизмом, наркоманией. Наше поколение–поколение, совершившее героические подвиги на трудовом и научном фронтах, связанных с освоением целинных и залежных земель, строительством Байкало-Амурской магистрали, покорением космоса, созданием высокоточной техники и технологии; поколение, оставшееся в этих ужасных условиях на высоком морально-этическом и нравственном уровне, сумевшее бережно хранить славные традиции старших поколений: любовь к Родине, верность долгу, доброе отношение к окружающему миру.
Всю жизнь интересуюсь судьбой моих старших поколений, учусь на их примерах, это помогает мне настраивать свою нелегкую жизнь и формировать жизненные принципы. Если мое поколение жило по принципам: «Кто не работает, тот не ест», или «Делать добро и работать, не думая о вознаграждении, и делать добро всем, не думая о благодарности», или «Достоинство человека определяется не богатством и роскошью, накоплениями и должностью, которую он занимает, а его отношением к обществу», то для современных поколений эти принципы не приемлемы, так как сегодняшний мир намного сложнее, условия жизни резко изменились, меньше ограничений и запретов.
Нынешние поколения более грамотны, талантливы, хорошо информированы и материально обеспечены, но в то же время чрезмерно бедны в духовном отношении. Для них материальные ценности выше, чем духовные, что характерно для Запада. Большинство хотят жить по принципам Запада: «Жизнь коротка и жить хорошо там, где много денег» или «Работать и жить там, где меньше труда и больше зарплаты».
Но есть и такие молодые люди, которые стали больше смотреть на Восток, где духовные ценности выше материальных. Некоторые не смогли выбрать свою жизненную позицию и оказались в рядах религиозных фанатов.
Марксизм учит: «Каков образ жизни людей, таков образ их мыслей, какие зарождаются мысли, такие формируются отношения к окружающим». А ведь наукой доказано, что красота и долголетие на 55 % зависят от образа жизни, остальные от других факторов: генетики, экологии и медицины.
Каждый человек хочет достойной жизни, а для этого требуется избегать трех вещей: алкоголизма-наркомании, распутства и азартных игр, присущих современным поколениям «культурного» Запада. Еще в 70-е годы прошлого столетия была разработана специальная программа-минимум Запада в отношении нашей страны, где говорится: «Сократить население вдвое не только войной, но и уничтожением старшего поколения путем нищеты, а молодое – алкоголем, табаком, наркотиками и развратом». Мы заметили плоды этого проекта более ясно после 90-х годов, но наша мораль в корне отличается от морали Запада, и это помогает нам сопротивляться. Наша беда в том, что мы связаны с Западом, поэтому и трудно бороться с такими явлениями, как национализм и фашизм, терроризм и экстремизм, коррупция, наркомания, преступления и бесчинства и многое другое. Мы же видим, какие только провокации не устраивает Запад против нашей страны: развал страны, события в Чечне, Южной Осетии, Абхазии, Украине, авантюра со Скрипалями, сирийские события и т.д.

–Известно, что детей надо воспитывать с рождения. Что и кто является надежным воспитателем подрастающих поколений?
–Жизнь моего поколения прошла в период конца эпохи Рыб, характерной для социалистической системы хозяйствования, когда людеи были воспитаны на идеях любви к ближнему, сочувствии, жертвенности, смутных надеждах на будущую светлую жизнь, и в начале эпохи Водолея, характерной для капиталистической системы хозяйствования, где люди воспитаны на идеях создания величайшей производительности труда на базе новейших технологий и развития, в то же время она выявляет острые проблемы мирового рынка, ухудшает благосостояние социально незащищенных слоев населения, бедность остается одним из серьезных препятствий на пути устойчивого развития. Кроме того, данная эпоха характеризуется более рациональным отношением человека к жизни, где основными аспектами являются знания, развитие, практическая польза. Эти знания, достижения науки передают детям родители и близкие люди с рождения.
Народная мудрость гласит: «Детей надо воспитывать с рождения». Детская душа – чистая доска, и она доступна только маме, а чем она будет заполнена, зависит непосредственно от родителей, от условий их жизни, характера поведения. Меня с трехлетнего возраста воспитала бабушка, она приучила к труду с шестилетнего возраста. Воспитала в духе порядочности, благородства и трудолюбия, а уроки бабушки пригодились мне в воспитании своих детей: Руслан – инженермеханик, окончил ДГУ; Олег –инженер связи, окончил Московский электротехнический университет; Людмила – экономист, окончила Горский агроуниверситет.
Какой бы эпоха или общественная формация ни была, главную роль в воспитании человека играет его величество труд! Труд всегда был и есть не только целью, но и средством воспитания подрастающего поколения. Только хорошая учеба, настойчивый труд, старание и человеческое достоинство позволяют человеку развивать ум и широкий кругозор. Народная мудрость горцев гласит: «Если мы наслаждаемся плодами деревьев, посаженных нашими отцами, дедами, то плодами нашего труда пусть насладятся наши дети и внуки». О волшебстве труда в воспитании детей немало сказано и в трудах наших выдающихся ученых и педагогов. Так, Антон Семенович Макаренко в «Педагогической поэме» сказал: «Труд положительно сказывается на умственном, эмоциональном, физическом здоровье детей тогда, когда они по-настоящему с малолетства работают», а К. Маркс добавил: «Каждый ребенок с девяти лет должен создавать своими руками ценности не в тепличных условиях, а в натуральном хозяйстве».

– Биография – это отражение тех качеств, которые должны быть характерны для всех детей. Какие должны быть эти качества? Что можно было бы передать новому поколению из Вашей жизни, традиций Вашего рода?
– Моя биография – отражение человеческих качеств, характерных для поколения, рожденного в тридцатые годы XX века: скромность, простота, терпение и трудолюбие, но лично у меня они были еще и сплетены с драматическими поворотами, а главным постулатом моей жизни стал девиз «Век живи, век учись, достигай цели!».
Родился в селе Кулиджа Кайтагского района. О Кайтаге и кайтагцах можно прочитать много интересного в «Истории Дагестана», в трехтомном романе Леонида Богуславского «История Апшеронского полка» и в других изданиях. Особенно много интересного в этом романе о селе Шиляги (село моей матери), о его трагической судьбе: трижды подвергалось иностранной интервенции, дважды сожженное, но непокоренное, о герое села Султан-Ахмеде Шилягинском – двоюродном брате прабабушки моей матери. Он был одним из мюридов и любимцем имама Шамиля, погиб в боях с интервентами. Родной брат матери – участник Финской войны, ВОВ, а после воевал с бандеровцами Украины, был дважды ранен и демобилизован в 1948 году.
Отец мой окончил Самаркандскую высшую духовную семинарию, в совершенстве владел русским языком (это редкий случай в то время), арабским и среднеазиатским языками. Его считали в те времена самым образованным в Кайтаго-Табасаранском округе, работал на руководящих должностях, принимал активное участие в установлении советской власти, коллективизации, в борьбе с кулаками, а впоследствии репрессирован и умер в местах заключения (на Урале, г. Краснотуранск).
У каждого человека своя жизнь, и проходит она своеобразно. У кого-то она счастливая, радостная, обеспеченная, а у кого-то – печальная и чрезмерно тяжелая, но всем хочется, чтобы она была хорошая, чтобы рядом были живые родители. К сожалению, свое предназначение я начал определять не по наставлению родителей, которых я почти не знал, и не произнес такие величественные слова, как «мама» и «папа», но бабушка моя старалась делать все, чтобы внуки (я и трое сестер) не чувствовали себя сиротами. А ведь она была из духовно богатой династии: по материнской линии – Капиевых из с. Урахи Сергокалинского района, а по отцовской линии – Тавкаевых из с. Кулиджа Кайтагского района. Из семи братьев Тавкаевых шестеро были репрессированы, а один из них – МагомедРасул Тавкаев – добровольно ушел на фронт, служил начальником штаба Кавказского кавалерийского полка под командованием героя революции Кара Караева, прошел с жестокими боями от Кавказа до Берлина. После войны и до глубокой старости работал в Дахадаевском и Кайтагском районах секретарем райкома, председателем райисполкома и председателем Избербашского окружкома.
Я всегда гордился своими родителями, хотя они не принимали участия в моем воспитании, и знал, что они не виновны в сложившихся обстоятельствах, поэтому свою благодарность к ним воспринимал поговоркой: «Лучший памятник родителям – хорошие дела сына».

–Магомед Магомедович, какой период жизни является самым интересным для человека, для Вас?
–Самой светлой частью человеческой жизни считается детство, где закладывается фундамент нравственности человека, который нужно сохранить, развивать и передавать последующим поколениям. Предсмертное завещание бабушки: «Не курить, не пить, учиться и учиться» я аккуратно выполняю все 85 лет жизни. Сколько выдержки и энергии необходимо человеку, чтобы всю жизнь стремиться к знаниям, трудиться в ужасающих условиях, выживать в атмосфере невежества и несправедливости, оставаясь на высоком интеллектуально-нравственном уровне! Трудности на жизненном пути не ослабляли, а, наоборот, укрепляли мой дух и развивали способности. Я никогда и ни по какому вопросу не жаловался, не обижался, умел строго соблюдать субординацию, за что меня уважали друзья, ученики, работники и руководители.
Оставаясь простым, скромным человеком, не унижаясь ни перед кем, я стремился жить по принципу: «Честь и достоинство дороже всех других благ». Все эти человеческие качества с возрастом я приобрел и развивал благодаря мудрым учителям. Как выразился восточный мудрец: «Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю». А ведь учитель и есть мудрец, он должен и учить, и воспитывать, и быть примером для подражания.
Окончил третий класс в Кулиджинской начальной школе, после этого детдом, интернат, окончил 7 классов с почетной грамотой в Шилягинской семилетней школеинтернате. Поступил в Дербентский сельскохозяйственный техникум, который для меня стал настоящей жизненной школой. Здесь я получил не только глубокие теоретические знания, но и практические навыки. В этом помогли прекрасный преподавательский состав и руководители производств, где проходил производственную практику.

–Магомед Магомедович, кто был для Вас примером, образцом в работе, учебе и какой был путь к научному, служебному достижениям?
–Я увидел впервые работу настоящего руководителя производства – председателя колхоза имени Ленина селения Гурбуки Карабудахкентского района Карабудагова Ибрагима–талантливого хозяйственника и умелого организатора, депутата Верховного Совета СССР, его честность, добропорядочность, заботливость, но в то же время требовательность к подчиненным, их трудовой дисциплине, дружеские отношения между работниками и порядок в селе.
В народе говорят, что дружба в коллективе и его трудовые успехи зависят, прежде всего, от мудрости руководителя, а мудрость руководителя определяется по его честности, справедливости и компетентности. Здесь я приобрел способности руководителя, умение самостоятельно руководить большим коллективом, чувствовать ответственность. Окончил техникум, получил диплом младшего агронома и направление на работу в Шурагатский (ныне Курчалойский) район на должность старшего агронома Управления сельского хозяйства и заготовок. С этого и начинается мой трудовой стаж и моя самостоятельная жизнь, о чем мечтала моя мудрая бабушка, которая молилась и просила Всевышнего уберечь меня.
После двух лет работы по специальности агроном – служба в рядах Красной армии, учеба по военной специальности – разведка в городе Чертков Тернопольской области. Тяжелая учеба, спецподготовка, ежедневные учебные тревоги, частые военные учения в Закарпатских лесах, где «гуляли» украинские бандеровцы, охотившиеся за офицерами. После трехлетней службы в звании лейтенанта вернулся в Дагестан. Получил направление на работу в Хасавюртовский район на должность главного агронома в колхозе «Первомайское», где только что начали устраиваться переселенцы – цумадинцы из Веденского района Чечни. Жили переселенцы в тяжелых условиях: недостроенные времянки из самана без элементарных условий. Армейская закалка и предыдущий жизненный опыт помогли быстро адаптироваться к таким условиям.

Летом поступил на зоотехнический факультет Дагсельхозинститута. В 1963 г. окончил институт с красным дипломом ученого зоотехника, врученным лично ректором профессором М.М. Джамбулатовым, был направлен на работу в республику Северная Осетия. Сразу же поступил на четвертый курс (заочно) биологического факультета Северо-Осетинского госуниверситета по специальности «Учитель по биологии и химии», затем в аспирантуру по специальности «Эмбриология» Института эволюционной морфологии и экологии животных АН СССР (ИЭМЭЖ). Для проведения эмбриологических исследований в лаборатории я выбрал рыб. Руководителями были назначены член-кор. АН СССР, зав. лабораторией ИЭМЭЖ и зав. кафедрой ихтиологии МГУ Г.В. Никольский и доктор биологических наук, зам. директора ИЭМЭЖ Б.В. Кошелев.
Раз объект научных исследований рыбы, то руководители потребовали глубоких знаний по ихтиологии, требовалось поступить на ихтиологический факультет. Так я и оказался одновременно аспирантом ИЭМЭЖ, и студентом третьего курса Московского госуниверситета (МГУ). В 1969 г. окончил университет и защитил диссертацию кандидата биологических наук. Предложение директора ИЭМЭЖ, академика В.Е. Соколова о работе в лаборатории сравнительной эмбриологии животных с большими перспективами я не принял. Хотелось все же быть полезным для Дагестана, тем более, я оказался первым ученым-итхиологом. Начал работу в Дагестанском отделении КаспНИНОХа на должности старшего научного сотрудника лаборатории ихтиологии. Через год пригласили меня в Дагсельхозинститут для организации кафедры сельскохозяйственного рыбоводства, где проработал более 30 лет: ассистент, доцент, декан, зав. кафедрой.
В период работы в институте защитил докторскую диссертацию при Всесоюзном научноисследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), стал профессором. Окончил Университет марксизма-ленинизма по специальности «Политология».

– Вы около 50 лет работаете преподавателем, воспитателем, будучи крупным ученым. Каковы Ваши итоги научной, педагогической, воспитательной работы? И каково качество сегодняшнего преподавателя и студента?
– С 2001 года работаю в Дагестанском госуниверситете профессором кафедры экологии и ихтиологии. Под моим руководством защищены более 200 дипломных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций по различным направлениям наук. Опубликованы 550 научных работ, в том числе 70 монографий, учебников, учебных и методических пособий по ихтиологии, рыбоводству, экологии, природоведению. Изданы «Атлас рыб Дагестана», «Научно-популярная энциклопедия рыб и рыбообразных». Подготовлен Энциклопедический справочник-словарь «Ихтиология». Оппонировал более 30 диссертационных работ, занимаюсь рецензированием многих научных трудов, назначали председателем ГЭК и ГАК в ведущих вузах Советского Союза.
В последние годы уделяю больше вниманию воспитанию молодежи, стараюсь компенсировать его дефицит со стороны школьных учителей и общественных организаций. Воспитательная работа чрезмерно запущена всюду и на всех уровнях. Молодежная политика неэффективна, а общественность вовсе не принимает участия в этом деле. Особенно ослаблена эта работа в школах и вузах, поэтому участились случаи совершения учениками и студентами преступлений. В прошлом существовали общественные организации: пионерская, комсомольская, профсоюзная, партийная, которые вели идеологическую работу в образовательных системах, в школах функционировали родительские советы, а в вузах – кураторы, которые в настоящее время если и существуют, то формально.

–Магомед Магомедович, может ли нынешняя молодежь стать активным участником развития нового общества и продолжателем духа наших предков?
–За свои 50 лет работы педагогом я обучил тысячи школьников и студентов разных возрастов, периодов, при разных системах образования, разных национальностей. Конечно же, психология школьников, студентов 70-х годов резко отличается от психологии сегодняшних по характеру, поведению, отношению к учебе и педагогам. Студенты тех лет были скромнее, в них была велика тяга к учебе, они были более активными в решении коллективных вопросов, в желании жить в общежитиях, где размещались по 10-15 человек, старались часто бывать в библиотеках и читальных залах, учились с огромным желанием, с особым интересом к выбранной специальности. За пропуски занятий более 20 часов исключали из вуза. А среди студентов последних лет есть такие, которые даже не сидели за партой, не держали в руках учебник, не писали рефератов, не сдавали зачеты и экзамены, но получают дипломы, иногда даже с отличием. Есть соискатели, аспиранты, докторанты, которые, не написав самостоятельно ни одной научной статьи, получают научные стипендии, становятся доцентами, профессорами и даже академиками. Формально проводятся стажировки и курсы повышения квалификации. Сегодня не существуют конкурсные замещения педагогических должностей. Это как раз тот случай, о котором немецкий философ Фридрих Шиллер сказал: «Для одного наука – возвышенная небесная богиня, для другого – дойная корова, обеспечивающая его маслом».
Хотя есть и талантливые студенты, но они не хотят раскрывать свои способности, не проявляют активности и самостоятельности в научных исследованиях. Процветают иждивенчество, безделье, наглость, детский эгоизм, во всем – философия потребления. Не хотят трудиться, но хотят роскошную жизнь и все удовольствия.
Перешагнув в восьмой десяток, я готов согласиться с Мишелем де Монтенем: «Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали... Будем остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо».
Надеюсь, что пример моего поколения придаст решимости, творческой энергии молодым поколениям, а они, в свою очередь, последующим поколениям!
 

«назад

Фотолента

фотографий: 7

Коллектив кафедры экологии факультета экологии Дагестанского государственного университета

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Оценка труда ученого

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Участники круглого стола «Проблемы правовой охраны вод Каспия»

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

В Маджалисе у памятника Герою Советского Союза С. Алисултанову

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Встреча с учителями с. Шиляги

Категория фото: ОБЩЕСТВО »
№ 1, 2019 от 21 Мая 2019 г

 Владимир Васильев поздравил Салмана Дадаева с избранием на должность мэра Махачкалы

Январь-февраль
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив