Народы Дагестана
Последний выпуск » Политика » Государственно-правовая политика в области противодействия терроризму и экстремизму

Государственно-правовая политика в области противодействия терроризму и экстремизму

Одним из первых, важных факторов геополитического характера распространения исламского радикализма на Северном Кавказе является разносторонняя поддержка его деятельности извне многочисленными международными радикальными исламскими центрами, зарубежными культурно-просветительскими организациями.
В религиозно-политическом экстремизме и терроризме следует различать две стороны: первая – причины, порождающие их, вторая – борьба с ними. Что касается борьбы, она находится в центре внимания государственных органов, научной общественности, совершенствуется и ожесточается законодательство, создаются специальные структуры подавления, прилагаются усилия для разоблачения идеологии террора – ваххабизма.

Все это закономерно, ибо религиозно-политический экстремизм и терроризм представляют для общества величайшую угрозу. Террористы технически оснащены современным оружием, идейно оправдывают терроризм как богоугодное дело во имя социальной справедливости, способны принести себя в жертву, веря, что это дорога в рай.
Другая более важная сторона – преодоление социальных предпосылок терроризма и экстремизма, – на наш взгляд, не находит соответствующего внимания со стороны некоторых органов власти.
Дагестанские политики и исследователи до недавнего времени были склонны объяснять засилье терроризма в республике преимущественно внешним влиянием. Бывший Глава Республики Дагестан Р. Абдулатипов объясняет причины терроризма как порождение внешними и внутренними причинами. Видные исследователи терроризма (А. Малышенко, И. Добаев и другие) на первое место ставят социально-экономические причины.
Что касается Дагестана, то здесь диалектика социальной поляризации и почва экстремизма и терроризма не отличаются от общесоциологических и общероссийских, отягощены глубоким экономическим кризисом и противоречиями в религиозной сфере и социальными противоречиями в прошлые годы. По той же причине граждане, общество у нас долгие годы находились в зачаточном состоянии. Теперь все стало меняться.
Терроризм стар, как мир, и столь же подвижен: меняется мир, развиваются наука и техника, совершенствуются орудия и способы уничтожения его, нарастают процессы глобализации мира и с ними меняются формы и масштабы терроризма. Раньше оружием террористов были нож, пистолет, бомба, а действия носили локальный характер преимущественно в масштабах отдельных стран, областей. Сегодня арсенал терроризма включает все средства вооруженной борьбы, новейшее оружие массового уничтожения (химическое, биологическое, психологическое, возможно, и ядерное). Наряду с ними террористы используют и новейшие научно-технические достижения, казалось бы, совершенно мирной направленности (например, современные средства коммуникации и связи, компьютерные сети). Арена террористических действий расширилась до глобальных, воистину всемирных масштабов, вышла за пределы материального мира – в киберпространство.
В разработке правовых основ борьбы с терроризмом и экстремизмом международное сообщество всегда испытывало и в настоящее время испытывает значительные трудности. Достаточно сказать, что до сих пор не выработано единое определение самих понятий терроризма и экстремизма. Каждая страна пользуется своим собственным определением, поэтому при обсуждении многих проблем на международном уровне в Организации Объединенных Наций возникли конфликтные ситуации, которые не позволяют прийти к единому мнению и принять тот или иной документ, регламентирующий борьбу с международным терроризмом и экстремизмом.

Зарубежный опыт правового обеспечения противодействия терроризму и экстремизму на сегодняшний день представляет собой многоуровневую систему, включающую глобальный (прежде всего ООН и его специализированные организации) уровень, правовые акты региональных международных организаций (ОБСЕ, Европейского Союза и др.), национальное законодательство в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Террор – это физическое насилие, вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам. Когда мы употребляем термин «террор», данное явление ассоциируется с репрессивными действиями, безжалостной деятельностью, исходящей от государственной власти. Государственный террор имел место в различных странах и в различное время, в том числе на Кавказе, Америке, Азии. От террора следует отличать репрессии.
Понятие «репрессия» определяется как карательная мера, наказание, применяемое государственными органами, либо как синоним понятия «наказание».
Терроризм является неотъемлемой частью экстремизма. Их можно считать сиамскими близнецами, которые не могут существовать друг без друга. Терроризм является крайним проявлением экстремизма. Терроризм твердо вошел в XXI век и представляет угрозу человечеству. Он сопоставим с «чумой XXI века», СПИДом, также опасен и разрушителен.
Основу глобальной международно-правовой системы противодействия терроризму составляют двенадцать универсальных конвенций и протоколов ООН о борьбе с различными проявлениями терроризма на суше, на море и в воздухе. Это Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов; Международная конвенция в борьбе с захватом заложников; Конвенция о физической защите ядерных материалов; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма и экстремизма и т.д.
Наряду с конвенциями и протоколами большую роль в координации усилий мирового сообщества по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом играют и принятые Советом Безопасности ООН резолюции. Так, в Резолюции от 28 сентября 2001 г. определены конкретные шаги и главные направления в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.
В рамках национального законодательства в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом накоплен значительный опыт, полезный для российских законодателей. Так, в Великобритании был принят в 2000 г. закон о терроризме и экстремизме. Такие же законы были приняты в США, Испании, Израиле, Турции, Италии, во Франции, которые посвящены борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Правовые основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации составляют прежде всего Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Терроризм и экстремизм стали главными угрозами миру и стабильности, и их подавление, таким образом, является общим делом всего международного общества, в том числе России и РД.
Важнейшим инструментом антитеррористической политики является осведомленность, т.е. знание и готовность к действиям в чрезвычайной ситуации.

Пути совершенствования борьбы с терроризмом
и экстремизмом в нашей стране, в том
числе в Дагестане

Россия, да и Дагестан, как известно, стала одной из первых стран, испытавших на себе еще с начала 90-х годов XX столетия массированную атаку международного терроризма, захлестнувшего впоследствии на рубеже веков основные страны мира. Именно с попыток прорыва международного терроризма на Северный Кавказ с целью его отторжения от России началась для нас трансформация самого явления терроризма от экстремистских действий одиночек или отдельных организаций к планомерным, скоординированным в международном плане, комплексным действиям по дезорганизации государственного управления, дестабилизации, по нанесению значительного экономического ущерба и психологического воздействия на большие массы людей, а в конечном счете – по ликвидации конституционного строя, единства и целостности России.
Государственной Думой было принято постановление «О первоочередных задачах по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, национальной безопасности РФ в условиях активизации деятельности международного терроризма на территории РФ». В нем, в частности, было предложено предпринять усилия «по разработке и принятию законодательных актов, обеспечивающих создание единой правовой основы антитеррористической деятельности и направленных на усиление существующих и разработку дополнительных мер по противодействию терроризму». Одновременно было принято постановление «О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания РФ по проблемам Северного Кавказа», которым, в частности, определена подготовка «предложений по совершенствованию федерального законодательства, направленных на создание условий для стабильности обстановки на Северном Кавказе», в частности в Дагестане.

Учитывая, что Федеральный закон «О противодействии терроризму» затрагивает вопросы национальных, конфессиональных отношений, взаимодействия культур, миграционной политики, информационно-пропагандистской деятельности, целесообразным представляется дополнительно рассмотреть вопросы законодательного обеспечения этих сфер деятельности с точки зрения противодействия терроризму, в отдельных случаях принять новые законодательные акты. Так, для борьбы с терроризмом и экстремизмом в Республике Дагестан необходимо, в частности, привести в соответствие законы республики с федеральными законами и международным законодательством. Так надо решить эти проблемы.
Привнесенная в нашу страну с конца 80-х годов XX в. при мощной финансовой и организационной поддержке из-за рубежа идеология религиозно-политического экстремизма стала агрессивной идеологией, питающей идеи радикального национализма и сепаратизма, далекие от нужд абсолютного большинства мусульман Юга России.
Особую тревогу в последнее время вызывают не только терроризм, но и случаи проявления экстремизма в нашей стране, которые в недалеком прошлом можно было наблюдать лишь с экрана телевидения в сводках новостей, передаваемых о странах Запада. Поэтому экстремизм как сложное и противоречивоеявление нуждается в современных условиях в научном осмыслении в силу того, что оно связано с особенностями психологии человека и поведения социальных общностей и с конфликтогенной ситуацией в социуме и политическими установками общества.
Экстремизм обозначает приверженность к крайним взглядам и мерам: в политическом смысле как стремление решить проблемы, достичь поставленной цели с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора.

Экстремизм – дословный перевод «крайний». Он обозначает деятельность, направленную на достижение «крайних», как правило, незаконных целей (смена политического режима, политической системы и др.) с использованием «крайних» способов (например, терроризм).
Религиозно-политический экстремизм и терроризм на юге России представлен в основном в виде ваххабизма. Сложность и неоднозначность самого феномена ваххабизма используют в мире с такими понятиями, как «ваххабиты», «салафиты», «фундаменталисты», «муваххидуны», «джамаатисты», «исламские экстремисты» и др.
Существующий в современном мире термин «экстремизм» можно разделить на экономический, политический, идеологический, фундаменталистический, основанный на роли личности.

Экономические подходы исходят из важности социально-экономических условий как причин экстремизма, порожденного бедностью, отсталостью, безработицей.
Подход, ориентирующийся на политическую ситуацию, рассматривает экстремизм как форму протестных отношений, вызванных невозможностью политического участия в делах общества, повседневной коррупцией, засильем клановых структур.
Идеологическое объяснение исходит из того, что некоторые фундаменталистические идейные течения в исламе, характеризуемые как ваххабитские, содержат идеи такфира (обвинение в неверии, проповедующие нетерпимость не только к немусульманам, но и мусульманам, нарушающим законы ислама (шариата).
Фундаменталистическая концепция религиозно-политического экстремизма и терроризма рассматривает ислам лишь как орудие для достижения политических целей.
Концепция, основанная на роли личности, преувеличивает роль индивидов в распространении исламского радикализма на юге России. Среди исламских радикалов можно было бы выделить несколько групп: идеологов, учителей, организаторов, полевых командиров, финансистов, которые имели отношение, связи с ними. К ним относятся: Ш. Басаев, Хаттаб, М. Удугов, Багаудин Магомедов, З. Яндарбиев, А. Астемиров и т.д.
Однако ни один из вышеуказанных подходов и лиц не дает полного объяснения роста позиций исламского радикализма. Скорее всего, наиболее продуктивной может быть комбинация нескольких концепций.
К факторам, способствующим распространению религиознополитического экстремизма и терроризма, относятся также несовершенство современного федерального законодательства, отсутствие концепции развития государственно-конфессиональных отношений, низкая религиозная грамотность населения, деятельность части выпускников исламских вузов зарубежных стран, низкий уровень образования и культуры определенной части населения, нерешенность проблем отдельных граждан, неустойчивость политических институтов и гражданского общества.
Считаем, что государственным органам Российской Федерации, Южного федерального округа необходимо разработать комплексную систему противодействия религиозно-политическому экстремизму, терроризму, направленным на подрыв безопасности субъектов региона, возбуждение социальной, религиозной, национальной розни, ненависти и вражды.
Органам государственной власти, местного самоуправления следует уделять особое внимание воспитанию населения в духе этноконфессиональной толерантности, неприятия идеологии религиозно-политического экстремизма.
Рассматривая терроризм и экстремизм как серьезную угрозу безопасности и стабильности развития Дагестана, борьба с этими явлениями остается одной из главных задач, стоящих перед республикой.
В целях повышения эффективности противодействия терроризму и экстремизму считаю необходимым осуществление следующих мер:
1. Социально-экономическое развитие Дагестана, для этого должны быть выработаны и последовательно реализованы программы по повышению эффективности и конкурентоспособности экономики, по созданию рабочих мест и обеспечению благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
2. Установить юридическую ответственность за распространение террористических и экстремистских материалов через интернет, через печатную продукцию, аудио– и видеоматериалы.
3. Повысить уровень идеологического противодействия терроризму и религиозно-политическому экстремизму, активнее привлекать к этой работе представителей государственной власти, духовенства, ученых, педагогов.
4. Государственным органам и общественным организациям оказывать содействие дагестанскому духовенству в его борьбе против идеологии терроризма и экстремизма.
5. Обеспечить подготовку и выпуск научных и научно-популярных трудов, в которых обобщается отечественный и зарубежный опыт по противодействию терроризму и экстремизму.
6. Политическим партиям предусмотреть в своих программных установках принципы, направленные на противодействие терроризму, экстремизму, и принять специальный документ, выражающий данную позицию.
7. Институтам гражданского общества способствовать утверждению культуры этноконфессионального общения, участвовать в регулировании конфликтов различных религий, этносов.
8. Межнациональным органам власти уделять внимание воспитанию населения в духе национальной, религиозной терпимости.
9. Организовать систематическую учебу работников правоохранительных органов Республики Дагестан по профилактике проявлений экстремизма, терроризма, правильному применению законодательства.
10. Усилить контроль за деятельностью органов исполнительной власти государства и местного самоуправления по осуществлению на территории Дагестана скоординированных мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма. Обеспечить эффективную деятельность созданных в Дагестане антитеррористических комиссий и комиссий по взаимодействию с религиозными объединениями, придав их деятельности целенаправленный системный характер.
11. Государственным и муниципальным органам власти, общественным, национальным и религиозным организациям и движениям консолидировать усилия в деле возрождения лучших традиций народной дипломатии, обычаев и традиций добрососедства и взаимопонимания народов, уделять особое внимание воспитанию населения в духе национальной и религиозной терпимости, неприятия идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма.
12. Создать в Дагестане республиканский центр по профилактике религиозно-политического экстремизма и терроризма.

«назад

Фотолента

фотографий: 2
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив