Народы Дагестана
Архив номеров » № 3, 2019 от 7 Октября 2019 г » Творчество » Исторические полотна Сибирбага Касумова

Исторические полотна Сибирбага Касумова

Народный поэт Дагестана Сибирбаг Касумов - автор семитомного собрания сочинений: первые три тома - поэзия, 4 том - сатира и юмор, 5 том - проза, 6 том - драматургия и 7 том - статьи о литературе, творческие портреты дагестанских поэтов и писателей.
Первая из них – это «Черный день», посвященная насильственному переселению лакских сел в Ауховский район, теме разделенного народа. События происходят в одном из лакских сел в годы Великой Отечественной войны, в 1944 году. Люди, пережившие многие беды, связанные с войной, живущие нав жизни народа, не просто описывает происходящее, а глубоко вникает в суть явления, в характер происходящего, выявляет многие тонкости и конкретные человеческие поступки в этих событиях. Приказ был собраться в течение двух-трех часов.
Сцены построены драматургом напряженно, остро.

Из-под пера Касумова вышло множество стихов, баллад, сказаний, поэмы и первая в дагестанской литературе повесть в стихах «Исак-птица». Примечательно, что на более чем 300 стихотворений С. Касумова написаны музыка и песни.
Песни на его стихи поют не только ведущие лакские эстрадные исполнители, но и многие популярные дагестанские вокалисты других национальностей.
Немалое место в творчестве С. Касумова занимает драматургия, которая сегодня в дагестанской литературе стала редкостным явлением.
За два последних десятилетия Касумов написал несколько пьес, получивших весьма успешное воплощение на сцене государственного Лакского музыкально-драматического театра.
деждой на скорую победу, получают неожиданный приказ о немедленном выселении с исконных отцовских земель на новое место жительства.
С. Касумов одним из первых поднимает в дагестанской литературе эту тему. Пьеса «Черный день» написана и поставлена на сцене в конце 90-х годов. Автор, показывая исторические страницы трагических событий драматично. И тут же в действие вступает мать убитого на фронте солдата Кассада, которая просит перенести выезд на следующий день, чтобы она успела провести поминки по погибшему на войне сыну. Уполномоченный обкома, который печется только о сохранении своего престижного кресла, крайне возмутившись просьбой несчастной женщины, выкрикивает в адрес председателя сельсовета: «Вот! Эта ваша работа...» Ревностное служение власти ослепило его и оглушило. Он не способен воспринимать человеческое горе. Пьеса населена разнохарактерными, многокрасочными образами героев разных возрастов, разного социального и общественного положения. Они проявляют свои характеры в поступках, во взаимоотношениях, язык героев индивидуализирован и несет в себе оттенки и краски как характера героя, так и его возраста и внутренней культуры, что является одним из значительных достоинств драматургического произведения. Почти каждый герой пьесы проявляется в непосредственном действии, поступках, поведении.

Вот один из ведущих образов – женщина средних лет Амату, у которой частенько собираются односельчане. Она проявляет себя как мать, сестра, адвокат и прокурор в зависимости от характера ситуации и особенности события. К ней идут со своими бедами и радостями, ей доверяют и самое сокровенное, личное, и общественные вопросы. Она и пожалеет, и приголубит, и поругает, и отчитает за провинность, поставит на место, урезонит выскочку.
Она умеет и сказать в лицо все, что думает, и назвать вещи своими именами. На собрании по поводу переселения недвусмысленно и четко заявляет: «У человека и мать, которая родила, одна бывает, и родина, отчизна тоже одна. Не хотим мы и рая на чужбине, и шараб с изюмом и медом там. Это наше общее мнение. Вассалам!» И все собравшиеся заявляют, что она выразила их единое мнение и другого быть не может. Отправив дочь рыть противотанковые траншеи и сына на фронт защищать родину, она, закрыв глубоко в себе свои печальные думы, с готовностью берется за дела других, за их заботы, за их боли и радости.
Уполномоченный обкома партии Каландаров предстает настоящим чинушей, служакой. Он на всех наступает, угрожает, орет, обещая наказать, прибрать к рукам, принять строгие меры наказания. Его угрозы звучат то по-русски, то по-лакски. Именно такие ревностные служаки в те лихие 30–40-е годы от имени Сталина совершали на местах убийства, расстреливали, вешали и сажали в тюрьмы ни в чем не повинных людей, о которых Сталин мог и не слышать, и не знать.
Колоритно показал автор и образ секретаря райкома партии Алишаева. Он не похож ни на кого из аппарата управления. Это он, как говорится, «между молотом и наковальней». Человек чести и намуса, он не может оставить без внимания то, что не принимает его совесть, но и выступить против не может, при этом показывает определенно свое недовольство и переживания. А когда все пошло непоправимо плохо, начинает терпеливо и детально разъяснять народу, что это государственное решение и у государства достаточно сил и методов для его осуществления. Поэтому необходимо прийти к взаимному согласию и наиболее безобидному решению.
Алишаев в противовес Каландарову автором показан человеком, болеющим за свой народ, тяжело переживающим, что не может решительно постоять за народ.

Среди основных образов пьесы интерес представляет по своей значимости и характеру образ Алилава. Он вернулся с фронта после тяжелого ранения, без одной руки и работает председателем сельсовета. Ему всего 20 лет. Но его поступки, взаимоотношения с людьми, его умение оценить и истолковать ситуацию, находить нужные слова говорят о нем как о человеке зрелом и серьезном. С каждой новой встречей с героем автор раскрывает новые черты, качества и особенности характера. В сцене с фининспектором, когда тот переходит границы человечности, он его ставит в рамки, твердо предупредив о недозволенном поведении. Он находит нужные слова и убедительные доводы для успокоения разволновавшейся Амату. И свою работу он выполняет честно, аккуратно, соблюдая закон. Он в курсе всего, что происходит в селе, кто как и чем занимается, в чем нуждается. А когда уполномоченный стал позволять себе чрезмерные грубости и бесцеремонные выпады, Алилав резко и прямо заявляет, что нельзя продавать свой народ за место, за кресло. А на его угрозы пистолетом напоминает, что оружие надо не против своего народа, а против врагов Отчизны поднимать.

С. Касумов показывает Алилава человеком высокой нравственности, чести, достоинства. Это проявляется в его поступках и в поведении как в селе, так и во время тяжелой и горькой дороги, как он старается облегчить ее старикам, детям и женщинам, постоянно беря на себя трудности и сложности в пути.
И дожди, и холод, голод и тяжелейшая дорога: ломается арба, срывается в обрыв одна повозка вместе с быком, погибает старик, которого хоронят тут же. Все это в пьесе происходит на наших глазах, воочию, а не в рассказах очевидцев.
Еще в дороге появляется неожиданно начальник НКВД Абидинов и уводит Алилава под конвоем. Алилав ведет себя сдержанно, достойно и мужественно. Попрощавшись со всеми, спокойно уходит Алилав с полпути на переселение, не ведая и не зная, за что, куда и вернется ли обратно.
Оставив переселенцев на многотрудной и горькой дороге с многочисленными проблемами, автор нас возвращает в следующей картине в осиротевшее, опустевшее село в бывший дом Амату. Одинокую немую старушку, сестру отца, застают ничего не понимающие племянники Шамсият, вернувшейся с трудового фронта, и ее брат Чаргас, прибывший с фронта. Беспомощные объяснения глухонемой Сияли с трудом доходят до помутненного сознания Шамсият, она то рыдает в голос, то бьет себя, то катается по полу, то издает нечленораздельные звуки. А через какое-то время появляется вся поседевшая, то смеясь, то плача, а то поет или начинает убаюкивать тряпичную куклу, воспринимая ее как собственного ребенка. В опустевшем селе со многими развалинами встречаются еще не соображающие о причине случившегося брат с сестрой с Красавчиком, который сбежал и пешком, хромая, вернулся в родное село изможденный, падая от усталости и голода. И мечется Чаргас между немой тетей, свихнувшейся сестрой и потерявшим сознание от голода Красавчиком. Так заканчивается пьеса, которая раскрывает перед читателем и зрителем страницы трагической истории народа.

 

В 2002 году пьеса была показана на Международном театральном фестивале в городе Владикавказе коллективом Лакского музыкально -драматического театра. Спектакль получил диплом «За лучшую режиссуру», режиссер-постановщик Валерий Эфендиев был удостоен посмертно.
Вторая пьеса С. Касумова, показанная со сцены Лакского театра, – это «Любовь и слезы», посвященная горестной истории любви поэта ХIХ века Маллея из Балхара и Патимат из Кумуха. Ее можно причислить к галерее любовных историй мировой драматургии, куда вошли «Лейла и Межнун», «Асли и Керим», «Дафнис и Хлоя», «Тариэль и Тинатин», «Ромео и Джульетта», «Биатриче и Данте», «Фархад и Ширин»...
Написана пьеса в стихах в стиле поэзии XIX века. И читателя пьесы, и зрителя спектакля захватывают драматизм и острота конфликта, волнующие любовные перипетии и противодействующие силы. Это свидетельствует об умении автора строить действие по законам драматургического письма и является ярким признаком сценичности произведения.
Здесь отсутствуют длинные рассуждения и повествовательные сцены, а сразу приводится подоплека всей развернувшейся любовной истории. Патимат слышит необыкновенно красивое пение муэдзина с минарета Кумухской мечети, призывающего к молитве. Она не может успокоиться и просит свою служанку Зулейхат разузнать о поющем. Отсюда и начинается трудная и не принесшая счастья любовная история дочери из семьи ханских кровей Кумуха и бедного поэта и муэдзина из Балхара Маллея. В пьесе проявляются и поэтический талант, образ мыслей, сила чувств, внутренняя воля и характер каждого. Сдержанный, мужественный, с чувством высокого человеческого достоинства и мусульманского этикета Маллей. Нежная, слабая духом, охваченная страстной любовью до болезненного состояния Патимат.
Автор умело строит картины реального проявления характера Маллея. В сценах встреч с известными представителями тогдашней лакской интеллигенции Гасаном Гузуновым, Шапи из Ницовкра, в беседах об Имаме Шамиле, Магомеде Ярагском, Жамалутдине Казикумухском проявляются его основные качества: ум, образование сдержанного и глубокого человека. Деликатно и достаточно успешно оберегает он от любопытной соседки и от ее навязчивых подозрений молодую служанку Патимат, которая пришла к нему с письмом от Патимат.
В течение двух лет, получая от Патимат письма с горячими признаниями в любви, он так и не ответил на них ни одной строчкой. Когда от Зулейхат, принесшей первое письмо, узнал, что Патимат из ханского рода, Маллей тут же возвращает письмо со словами: «Нет, нет! Ханы: я ничего не понимаю» или «Не увидев друг друга, можно влюбиться? Эти мышиные игры не для меня».
И через годы, увидев Патимат, красоту, ее скромность и ум, он покорен, но говорит ей:
Этот лик, такой достаток, я же бедняк. Что у меня есть, чтоб рядом поставить?
Нет, Бика (госпожа), оставь меня бедняка.
Я боюсь твоей родни.
Жизнь прекрасна, на меня не смотри.
Убедившись со временем, что письма Патимат говорят на языке поэзии о подлинных чувствах, о большой любви, а при встрече увидев ее прекрасный лик, в его душе зарождаются чувства, которые крепнут и углубляются, захватывая в плен все его сердце. Не в силах бороться с собой, Маллей у С. Касумова обращается с мольбой к Аллаху, чтобы он помог ему перебороть эти чувства. Страдая наедине, он на людях держится мужественно, чтобы не навредить девушке. Лишь с матерью и другом Байту Маллей делится, говоря очень сдержанно, как о болезни, ища совета.
Как правоверный мусульманин, Маллей ни в чем не преступает каноны ислама. Когда по приглашению родного дяди Патимат он приезжает из Балхара в Азайни (Кумыкия), вдохновленная благополучным поворотом событий в их отношениях, Патимат бросается ему навстречу, готовая его обнять. Маллей останавливает ее словами:
– Подожди, потерпи... Не преступи. Пока по шариату не узаконили, грешно нам близко подходить друг к другу.
Он и девушку оберегает от ненужных подозрений и сплетен, видя, что творится с ней.
В галерее драматических характеров пьесы большой интерес представляет и образ матери Патимат Аймисай. Это властная, амбициозная, с увесистой долей гордыни женщина, которая дорожит и кичится своим происхождением, родословной. Ревностно оберегая от сближения с людьми «низкого происхождения» по ее понятиям, недостойными их благородного рода, она спешно выпроваживает Маллея.

Горделивая, знающая цену себе и своему роду мать, выставляя свое превосходство над другими напоказ, не может позволить дочери продешевить, выйти замуж за «безродного» по ее понятиям Маллея. Она унижает его в глазах дочери, обзывая уничтожающими словами. Имея рядом такую ревностную и крепкую стражу, оберегающую чистоту высокого рода, защитницу чести клана, автор сумел выявить силу и глубину чувств Патимат в ее письмах-признаниях, лирических и романтических сравнениях – метафорах-образах: соколиные глаза, яхонтовое тело, сахарное тело, золотая красавица, стальная душа, огонь любви, пламя сердца, райский цветок, огнем пылает вся душа и др.
Сильная личность, женщина с каменным сердцем в борьбе за «честь мундира», она не прочь поставить на чашу весов и жизнь единственной дочери. Представительница ханской династии, она бесцеремонна в своих действиях, позволяет себе оскорбительные выпады в адрес тех, кто ниже рангом. А узнав, что дочь влюблена в простолюдина, да еще некумухца, она обрушивается на нее, обзывая и проклиная, находит его письма и демонстративно рвет их, презрительно обозвав его «бархараном». Она отправляет Патимат спешно в Азайни, чтобы отдалить ее от Маллея.
Но и там она не отступает от своего намерения. Объединившись с хитроумной Маяханум, мечтающей породниться с ханским родом, женив своего сына на Патимат, придумывает план избавления от Маллея.
Сочинив легенду о заговоре семьи, решив коварно избавиться от него, Маяханум, пользуясь доверительным отношением Маллея к себе, выпроваживает его за спиной Патимат и ее дяди, тем самым освободив место своему сыну возле дочери именитой семьи. А для Патимат нет жизни без любви Маллея, и, лишившись последней надежды, она теряет силы. Действие в пьесе развивается с нарастающим напряжением и драматизмом. От сцены к сцене все более сжимается вокруг Патимат кольцо смертной болезни. И пьеса завершается смертью героини, прощальными словами, проклятиями в адрес матери, полными горечи и обиды.
Действующие лица пьесы в основном почти документальные, реальные участники или свидетели событий, происходивших в жизни исторических личностей. И то, что происходит в пьесе, захватывает слушателей, вовлекает в действие, заставляет сопереживать, сочувствовать героям.
Третья пьеса исторической тематики С. Касумова называется «Кровь и слезы». Она, как и две первые, повествует со сцены Лакского театра о реальных исторических событиях. Прошлое народа, его трагические страницы в центре внимания пьесы Касумова «Кровь и слезы», которая была поставлена на сцене Лакского театра в сезоне 2017 года. Пьеса в репертуаре театра и в текущем сезоне. Она посвящена трагическим событиям крупнейшего восстания народов Дагестана против произвола и жестокости царских наместников и военной диктатуры в 1877 году. Действующие лица пьесы – в основном реальные участники тех событий. Здесь использованы фамилии и царских офицеров, участвовавших в тех событиях, и сынов дагестанских народов, решительно выступивших в защиту чести и достоинства своих народов, несмотря на явное превосходство сил противника, не желая терпеть дальнейших унижений и насилия над собственным народом.
Несмотря на то, что автор основное действие пьесы разворачивает в Казикумухском округе, в ней слышны отголоски и других национальных центров Дагестана, звучат имена руководителей аварских, даргинских, лезгинских и кумыкских повстанцев.
Действие пьесы начинается в кабинете офицера царской армии, начальника Казикумухского округа Чембера. Уже в первой же картине говорится о напряженной обстановке. Со всех сторон приходят тревожные сообщения о волнениях, о выступлениях, вооруженных вспышках среди местного населения. Это все вводит в бешенство и так неспокойного царского наместника. Он орет на подчиненных, оскорбляет, унижает людей. Но нет единства и среди офицеров царской армии, отношение к местному населению у них разное. Не разделяет мнения Чембера его заместитель, младший офицер Мизин. Он решительно высказывает своему начальнику, что это героический народ, мужественный, свободолюбивый, который не смогли подчинить и покорить сильнейшие армии мира, приходившие сюда завоевать горный край. Он не доволен многими действиями Чембера по отношению к горцам, высказывается против публичной порки провинившихся. Он не согласен и с официальной царской политикой, вынуждающей народы бунтовать, в результате чего происходит подавление и уничтожение бунтарей.
Мизин говорит и о том, что многие передовые народы мира не согласны с политикой царизма по отношению к малым народам. И в обращении с людьми, и в резком несогласии с политикой государственной власти с коренным населением Дагестана вырисовывается образ Мизина как демократа и представителя русской интеллигенции, с уважением и сочувствием относящегося к народам российских окраин.
Параллельно в пьесе даются картины и в лагере горцев, выявляются характеры, личности участников, их мысли и действия. На их встречах и сборах выясняется, что они еще не пришли к единому мнению. Одни выступают против восстания, чтобы не ввергнуть народ в кровопролитное столкновение с сильной, вооруженной царской армией (Будугал Муси, Алиша-Хаджи). Другие выслуживаются перед офицерами царской армии, шпионят и доносят хозяевам на своих (Абул Магомед). А третьи честно служат царю и государству, искренне удивлены разговорами о бунте (комендант военной крепости в Кумухе Шапи-Гаджи и наиб Кумуха Гаджи-Иса). Но когда все-таки приходят к решению подняться на восстание и сомневающиеся, и несогласные, все оказываются в одном ряду со своим народом.
А подавление восстания произошло из-за неравных сил и вооружения, из-за того, что восставшие действовали разрозненно, не единым фронтом.
Военные действия не показываются в пьесе. Но короткими репортажными донесениями в пьесе ведется рассказ о ходе военных действий. Одни убиты, другие ранены, третьи взяты в плен – так заканчивается это грандиозное выступление народа против насилия и жестокости царских властей.
Пьеса завершается строками народной песни «Что за пыль на дорогах...», посвященной бунтарям, сосланным в Сибирь, она сохранилась с той поры в народе. Это памятник народным мстителям, тем, кто шел на верную смерть, даже зная, что победа не за ними, но защищая честь и достоинство своего народа.
Спектакль был показан на Международном фестивале национальных театров Северного Кавказа и Прикаспийских государств, который проходил с 22 по 29 апреля 2019 года. И среди 18 театров получил диплом победителя по номинации «За лучшую режиссуру».
Пьесы Сибирбага Касумова, посвященные историческим событиям из жизни народа, его узловым, решающим моментам, о которых должны знать новые поколения наследников тех, кто был их участниками, внесли весомый вклад в развитие дагестанской драматургии.
Как выразился наш земляк, всемирно известный композитор Ширвани Чалаев, произведения Сибирбага Касумова – это сага о лакском народе.

«назад

Фотолента

фотографий: 6
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив