Народы Дагестана
Последний выпуск » Религия » Созидательный потенциал ислама – величие будущего Дагестана

Созидательный потенциал ислама – величие будущего Дагестана

Происхождение ислама изучено яснее и глубже, чем происхождение христианства, иудаизма и зороастризма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Термин ал-ислам восемь раз встречается в Коране в значении, близком к словам ал-иман (вера) и ал-дин (совокупность религиозных обязанностей, религия). Основателем ислама был пророк Му-хаммед, араб, живший в Мекке около 570-632 гг. Опираясь на своих последователей, он вначале подчинил себе Мекку, а вскоре объединил под знаменем ислама и большую часть Аравии. Биография Мухаммеда лишена фантастики, хотя сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поручениях Мухаммеда, приписывает ему вознесение, общение с ангелами и получение от Аллаха через пророка Джабраила откровения - книги Коран - основной священной книги мусульман. Согласно традиции, Мухаммед был женат на влиятельной мекканской купчихе Хадидже. После ее смерти Мухаммед заключил несколько браков с другими женщинами. Он не оставил мужского потомства. Дочь его Фатима вышла замуж за Али. От их детей, ал Хасана и ал Хусейна, происходят все, довольно многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире, потомки «семьи пророка» - сайиды и шарифы (династии Фатимидов и Идри- сидов). Основатель ислама похоронен в городе Медина ан Наби (город пророка).
После смерти Мухаммеда его дело продолжили праведные халифы. Первыми халифами были избраны ближайшие соратники Мухаммеда - Абу Бакар, Умар, Усман и Али, многое сделавшие для создания халифата.
При этом в исламском богословии только образ Мухаммеда остался примером совершенного человека. Пророк - это образец поведения для всех последующих поколений мусульман. Реальные результаты деятельности Мухаммеда и тот образ пророка Аллаха и правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют значение деятельности пророка в средневековой и современной истории Востока и Запада. Поэтому на протяжении длительной истории личность пророка Мухаммеда остается предметом исследования и широкого почитания для людей мусульманского мира.
И в самом деле, Мухаммед оказался искренним проповедником, вдохновленным оратором, преданным своему делу вероучителем, умным и гибким политиком. Он сумел соединить идею Аллаха с реалиями средневековой жизни, верность традиции с крупными новшествами, принципиальность с гибкостью, демократизм с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью. Мухаммед оставил после себя достаточно сложную религиозную систему со своей особой теологией и регламентированной обрядностью.
Из учения ислама вытекает, что каждый мусульманин обязан выполнять требования пяти основных «столпов» вероучения: 1) мусульманин должен верить, что есть только один Аллах и что Мухаммед - его посланник; 2) мусульманин должен совершать пятикратный ас-салат - намаз; 3) от мусульманина требуется давать аз-закат (налог в пользу бедных). Наряду с закатом существуют добровольные пожертвования (садака); 4) мусульманин обязан соблюдать ежегодный пост в течение всего месяца рамадан; 5) на мусульманина возлагается обязанность - совершить хоть раз в жизни паломничество (хадж) в священный город Мекку.
Значительное место в вероучении ислама занимают представления о бессмертии души, страшном суде, рае и аде, об ангелах и демонах, о предопределении.
Приверженцы ислама верят в существование иной, особой субстанции, покидающей тело в момент смерти; с этим представлением связано и воскресение из мертвых в день страшного суда (кыямат) для определения его места в раю или аду.
Мусульмане рай представляют в виде чудесного оазиса с его прохладой, зеленью и фрук-товыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом и вином. В раю каждому мусульманину будут предоставлены гурии - девы с черными глазами, шелковистыми косами и с нежнейшей белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, но при этом вечно остаются молодыми и не теряют девственности. На вершине рая растет лотос, в тени которого отдыхают праведники.
Мусульманский ад состоит из семи кругов. Он снабжен всевозможными орудиями пыток и самыми утонченными средствами для истязания грешников. Это и огонь, и котлы с кипящей смолой, ядовитые скорпионы, змеи и всевозможные чудовища, которым на растерзание бросают грешников. Муки ада, как и райские наслаждения и блаженство, по мусульманскому вероучению, продолжаются бесконечно долго. За грешников ходатаем перед Аллахом выступает Мухаммед. Над адом переброшен мост Сират. Этот мост ведет в рай тех, кто в состоянии его преодолеть. Грешникам это не удается. В аду остаются только те, кто осужден навеки гореть в адском пламени.
В исламе значительное место занимают ангелы и демоны, выполняющие поручения Аллаха. Наиболее близкими ангелами считаются Джабраил, Микаил, Исрапил и Азраил. Ангел Иблис, который не хотел повиноваться Аллаху и был им проклят.
Что же касается религиоведческой характеристики, то ислам в целом и ислам конкретной эпохи - достаточно гибкая система. Элементы универсализма, присущие многим религиям средневековья, с одной стороны, и разнообразные общественно-экономические уклады народов, принявших ислам, с другой, создали новую космополитическую и синкретическую религию. Ислам - не только верование, но и образ жизни, и стиль поведения, это мораль и право (гражданское, уголовное, государственное), свод обязательных для каждого мусульманина религиозных обязанностей, концепции верховной власти, механизмы регулирования взаимоотношений человека с человеком, семейных отношений. Ислам - это цельная и стройная система социально -психологических и этнопсихологических установок, способ мировосприятия, философия, а также своеобразная этика и эстетика.
В Дагестане в мусульманском мышлении ислам не только религия и признание его ортодоксальной догматики, он для своих последователей больше, чем религия. Ислам, как всякая религия, есть общая теория этого мира, основа мусульманского образа жизни, морального кодекса в популярной форме.
Особое место в мусульманском религиозном искании занимает сотерологическая проблема (проблема спасения).
Ислам предлагает устойчивое, концептуально разработанное представление о существовании «загробного мира», в котором посмертный удел человека строго соразмерен его нравственным усилиям в земном существовании. В отличие от предшествовавших рыхлых религиозных систем, в той или иной форме проповедующих идеи родового спасения, разъединяющих общество, в исламе последовательно проводится мысль о единстве всего человеческого рода, о необходимости объединения разных племен и народов. Человека призывают к моральной ответственности, его жизнь подключается к мировому универсуму, судьба народа становится частью более крупной общности. Следует признать, что ислам оказал серьезное влияние и на формирование ценностей, ответственных за социальные сдвиги. Важное место среди них занимает изменившееся отношение к труду.
В мусульманской теологии теизм, предполагающий бога, сотворившего мир и непрестанно его направляющего, выразился в жестком разделении бога и мира (бог - субстанция высшего порядка, а мир - тварная, потому - более низкая). Здесь различаются два уровня богоявления (ат таджа- лия), когда божественное бытие раскрывается в именах господа и второй - в конкретных формах бытия чувственного мира. Являясь всеобъемлющей религиозной системой, ислам охва-тывает как проблемы миропорядка, так и проблемы социальной сферы человека. Практика тафсира и иджтихада, наделенная широкими основаниями, позволила теологам давать ответы на все проблемы, выдвигаемые обществом. В различные исторические периоды ислам вырабатывал и различные варианты нравственных постановлений, принципов, утверждений.
Как и во всякой религии, в исламе большое место занимают многочисленные обряды и праздники. Мусульманские праздники и обряды - неотъемлемая часть исламского канонического культа и связаны с основными догматами этой религии, которые провозглашают веру в единство и единственность Аллаха: признание пророческой миссии и последнего из пророков - Мухаммеда; вера в священные книги; вечность и несотворенность Корана; вера в воскрешение мертвых, судный день, существование ада и рая; вера в потусторонний мир.
К общепризнанным и общепринятым во всем мусульманском мире праздникам относятся Ид аль-адха - праздник жертвоприношения (Курбан- байрам), Ид аль-фитр - праздник разговения (Ураза-байрам), Мавлид - день рождения пророка Мухаммеда, Лейлят ал-Кадр - ночь предопределения и Мирадж - ночь чудесного возвышения пророка на небеса.
Ураза (тюрк. пост) входит в число канонов ислама, соблюдение которых считается обязательным. Пост длится 30 дней в мусульманском месяце рамадан. Существует еще до-полнительный пост по желанию мусульманина.
От соблюдения поста освобождаются: больные, старые люди, беременные женщины и кормящие матери, путешественники и воины, которые находятся в сражении (проходящие обычную воинскую службу от поста не освобождаются).
Окончанию мусульманского поста посвящен канонический праздник ислама Ид аль- фитр (праздник разговения), известный также под тюркским названием «Ураза-байрам». Начинается праздник в первый день следующего за рамаданом 10-го месяца - шавваля. Праздник длится, как правило, три-четыре дня.
Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран. В день праздника дарят подарки, участвуют в коллективных молитвах, посещают могилы своих близких, усыпальницы местных святых, дома недавно умерших, принято поздравлять друг друга.
Эта небольшая статья представляет собой духовно-нравственную и морально-этическую исповедь истинного мусульманина, гражданина, патриота. Авторы считают, что истинной причиной нападок на веру мусульман является то, что ислам - это синтез наиболее ценных, благородных святых идей и принципов всех известных религий, чем он и притягателен для миллионов и миллионов людей. Мы уверены в том, что государственная сила сегодня заключается не только в военном могуществе и богатстве. Сила - в справедливости, благонравии, воле и вере. До тех пор, пока американцы не поймут и не учтут эту истину, безопасность США не будет гарантирована.
Исламская идеология и исламский миропорядок сегодня победоносно шествуют по всему миру, и никто не в состоянии повернуть их вспять. В католической фракции 15 процентов ее населения исповедуют ислам, там функционируют более 3-х тысяч мечетей. Доля мусульман в США составляет 7 процентов всех жителей. В Англии проживает более 3 млн мусульман, в Германии - 4 млн, а в Индии - 10 млн мусульман.
Постоянный, а в последнее время стремительный рост числа новообращенных в ислам объясняется не только тем, что в исламе аккумулированы главные ценности предшествующих ему всех монотеистических религий и все, что выработано человечеством с древнейших времен, но и тем, что ислам из всех мировых религий наиболее приземленный и приспособленный к жизненным потребностям человека.
Священный Коран от первой до последней суры призывает к милости, милосердию и состраданию ко всем людям и не признает никаких преимуществ каким-либо этносам, расам или народам перед другими, а преимущество одного перед другим признается только лишь в одном единственном - в усердном служении Всевышнему!
Ныне проводится огромная работа, чтобы посеять в душах подрастающего поколения семена неверия ни во что, цинизма, неуважения к родителям, старшим, нашим традициям и обычаям.
Мы возлагаем надежду на проводимую работу по защите личной и общественной нравственности в Дагестане.

 

«назад

Фотолента

фотографий: 2
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив