Народы Дагестана
Архив номеров » № 4,2019 от 13 Января 2020 г » Поэзия » Философия жизни Сугури Увайсова

Философия жизни Сугури Увайсова

 Яркая особенность поэзии С. Увайсова – это настроенность на внутренний диалог с миром. Он обладает даром тайнослышанья, не выразимого словами в мире природы и людей. Стихотворения С. Увайсова лишены академичности, они просты и свежи. Поэт никогда не увлекался ни политикой, ни идеологией, не примыкал к разного рода модным веяниям, литературоведческим направлениям. Просто он стремился познать эстетическую сокровенность вещей. Увайсов – поэт солнца и света, любит людей, поэтому ему удается быть настоящим мастером.

Известный немецкий мыслитель-гуманист Альберт Швейцер выделял во внутреннем мире человека особое отношение к окружающему миру – благоговение перед жизнью, которое так не хватает человеку современной цивилизации. Это чувство благодарности создателю за то, что просто живешь, смотришь на небо, любуешься звездами.
Таким чувством пронизан сборник стихотворений С. Увайсова «На грани лет» («Шиннардил дазуй») на лакском языке (2006). Поэт стремится преодолеть искусственный мир вещей, возвратить человека к тайникам собственной души, не быть пленником преходящего.
В стихотворениях С. Увайсова нет злости, зависти к человеку. В этом аспекте мне показалось весьма примечательным одно неприметное на первый взгляд, но ключевое по значению стихотворение поэта «Врагу» («Душманнахь»). В нем в образной форме поэт отразил фундаментальные понятия своей души, своей поэзии: мудрость прощения, любовь к человеку:
 
Войди ко мне!
Выпей со дна моей души кубок дружбы.
Может, твою враждебность
Победит моя человечность.
 
Поэт находит философское средство для уничтожения зла и агрессивности в человеке – не наказание, не проклятия, не ответное зло на зло, а терпение, духовное смирение, надежда на силу разума и добра в человеке.
Для выправления отношений между людьми в поэтическом и философском арсенале С. Увайсова существуют два пути – это любовью человеческой победить агрессию и открыть глаза на чистый, наивный, лишенный вражды и зла мир природы – родников, деревьев:
 
С намерением срубить дерево 
Пришедший человек,
Отбрось топор в сторону,
Сядем в тени дерева.
 
Лирический строй стихотворения прерывается философскими призывами поэта подумать, прежде чем совершить деструктивный поступок – «защитить чистую воду родника».
Поэт часто рассуждает о смысле существования, о жизни, сплошь сотканной из противоречий.
Каждый поэт, философ, размышляющий на вечные темы, в том числе о смысле жизни, находит для себя нечто неповторимое, потому что нет и не может быть абсолютного смысла бытия, раз и навсегда найденных истин.
С. Увайсов считает правильной жизнь, которая восполняет и компенсирует недостаток добра, являющийся источником страданий для людей. 
В стихотворении «Я похвалю самого себя» ( «На цIа данна ттуяра») поэт разворачивает перед читателем целую программу потенциальных действий, необходимых для правильной жизни: лирический герой похвалит себя, если он поднесет глоток воды жаждущему, даст хлеба голодному, станет лекарством для больного, глазами для слепого, дождем для засушливого поля:
 
Я похвалю самого себя,
Если буду достоин – 
Над засушливым полем
Если прольюсь дождем.
 
Полной и насыщенной поэт может назвать лишь ту жизнь, в которой было в меру добра и зла: можешь ли ты познать красоту природы, если не видел града, не ходил босиком по полям, откуда тебе познать суть утренней росы, откуда знать тебе любви томленье, если не видел горечь расставанья? («Счастье это или наказанье?»), («ТялихIрив му, танмихIрив?»).
Если С. Увайсов сформулировал бы кратко свой принцип отношений между людьми, свое жизненное кредо, то его можно было бы выразить в двух словах: прощение и любовь. Поэт отвергает месть и злобу как бесконечный источник ненависти, он готов простить другу обидное слово, безнравственный поступок еще и еще (как сказано в Библии Иисусом Христом апостолу Петру, «не семь раз, а седмижды семидесяти раз прощай»).
Детство, по С. Увайсову, – это состояние духовной чистоты и наивности, далекой от зла, творимого взрослыми, и он призывает друга вспомнить детство, когда они бегали босиком по зеленым лугам:
 
Открой свое сердце,
Словно двери,
Чтобы вошло в них 
Наше детство.
 
Духовное воскрешение возможно, когда человек сумеет обрести свою истинную суть через воспоминания детства, – таков лейтмотив многих стихотворений С. Увайсова.
Может, обращение С. Увайсова к стихотворениям, сказкам для детей и является отражением сокровенной сути его творчества, поэт хочет, чтобы взрослые не теряли естественной детской наивности и ничем не замутненного восприятия мира?
Поиск естественной нравственной чистоты приводит С. Увайсова в мир природы, в котором каждый камень, каждое дерево является необходимым звеном божественного миропорядка.
Стихотворение «Дерево» («Мурхь») посвящено поэту М.-З. Аминову, в нем С. Увайсов открывает перед читателем тайну души дерева, восхищается его жизнью, в которой нет лжи и зла (сразу же возникает невольное сравнение жизни дерева с жизнью М.-З. Аминова).
В риторическом обращении к дереву в начале же задается эмоциональный заряд всему стихотворению. Главным достоинством дерева (читай – человека) является отсутствие злых страстей:
Нет в тебе, дерево, злых помыслов.
Стоит дерево, стоически выдерживая удары молнии, разрушительный град, не стонет от боли, с открытым сердцем встречает врага и друга.
Человек и жить, и умереть должен, говоря словами Л.Н. Толстого, как те немудрствующие счастливцы: деревья, птицы и труженики земли: без слез, без боязни, без попреков совести.
Лирический герой С. Увайсова стремится познать тайну жизни и вселенной, он понимает, что конструировать мир по своему образу и подобию не удастся, никому не дано изменить в корне суть вещей: и тьма необходима, как свет («Хочется»; «Ччай бур»).
В стихотворениях С. Увайсова позднего периода все чаще появляются мотивы конечности человеческого существования, беспощадного бега времени, пожирающего, как дракон, красоту жизни, человека.
Известный дагестанский литературовед, профессор С.Х. Ахмедов пишет о лирике С. Увайсова: «Поэт стремится объяснить людям то, что он постиг в жизни. Он напоминает, что смертный час ждет каждого из нас, и поэтому каждому следует делать в жизни добро».
Смерть воспринимается С. Увайсовым не как наказание, а как метафизическое зло, неизбежный финал, ступенька эволюции, но она всегда абсурдна, ее тайну познать никто не в силах, она как «черный конь, несущий человека в пропасть».
Жизнь сотворена создателем, но ты не вечен, над человеком властно время, все подвергается разрушению и распаду, но песня жизни вечна.
В основе мироощущения С. Увайсова лежат народные представления о добре и зле. Вся метафорика его лирики, богатая аллитерациями и ассонансами, рифмовкой и ритмикой, служит единой цели – раскрытию тончайших нюансов движения мира природы и человеческой души.
Важное место в поэтическом космосе С. Увайсова занимает любовь в ее двух ипостасях: как принцип отношения к миру и как чувства между женщиной и мужчиной. Влечение к красивой женщине воспринимается поэтом как признак здорового отношения к миру, в нем нет ничего греховного, пока существует на свете любовь, не иссякнут добрые чувства, сохраняется полнота жизни, ее сила. Эти мотивы отражены С. Увайсовым в цикле стихотворений «Мелодии любви» («Ччаврил макьанну»):
 
И сердце будет биться,
Пока существует любовь,
А любовь торжествует,
Пока я живой.
 
Поэт очарован звуками природы: шумом журчащей горной речонки, пением птиц, шелестом листьев, мелодией дождя, и эти звуки становятся чудной поэзией в преображенном свете души С. Увайсова.
Стихия поэзии С. Увайсова светла, широка и свежа, лишена мрачной трагедийности, даже в стихотворениях, посвященных проблеме безвозвратности жизни, он остается оптимистом:
 
Твоя жизнь словно ручей,
Которого не вернуть назад...
Чтоб коня времени обуздать,
Уздечка в твоих руках.
 
С. Увайсов верит в судьбу, но считает, что человек сам должен конструировать ее, не ожидая упреждающих ударов.
В цикле стихов из сборника «На грани лет» явно доминирует медитативная тональность, поэт снова и снова возвращается к проблеме уходящей жизни, неотвратимости биологического цикла:
 
Мое время истекает 
В секундах жизни...
Жизнь моя висит,
Словно яблоко на ветке,
Дуновение ветерка 
Свалит его на землю.
 
С возрастом поэт не утратил наивно-детского восприятия мира, того особого созерцания, что делает поэта поэтом. С. Увайсов чужд эстетической и идеологической ангажированности, велеречивости и литературщины. Нет в поэзии С. Увайсова и экзотики (чем страдают некоторые дагестанские поэты), есть простой, мудрый взгляд на вещи, не знающий полутонов.
Для лирического героя С. Увайсова есть одна главная дорога в жизни – путь самоочищения, самосовершенства. Он требователен и ироничен прежде всего к самому себе, стремится преодолеть собственные грехи и заблуждения. Поэт постоянно погружен в горский мир, отсюда, может быть, берет начало стилистическая архаика и восточная метафорика его произведений.
В хронотопе С. Увайсова горы являются не простым географическим понятием, а сакральным символом души горцев Дагестана.
С. Увайсов – певец живой жизни, ключевым мотивом его лирики является воспевание трепета жизни, ее всепобеждающей силы и самодовлеющей красоты, и в этом аспекте его поэзия поможет нам обрести себя, найти нравственный смысл нашего существования.
 
«назад

Фотолента

фотографий: 4

Сугури Увайсов

Категория фото: Поэзия »

М.М. Магомедов награждает С. Увайсова званием «Народный поэт Республики Дагестан»

Категория фото: Поэзия »

На открытии выставки Сугури Увайсова «Вдохновение»

Категория фото: Поэзия »
№ 4,2019 от 13 Января 2020 г

 Владимир Васильев и Артем Здунов поздравили муфтия Дагестана с праздником Курбан-байрам

июль-август
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив