Народы Дагестана
Архив номеров » № 4,2019 от 13 Января 2020 г » Мнение » Первое аварское королевство и его столица

Первое аварское королевство и его столица

В ноябре 1943 года умер мой дедушка Гаджияв. Он жил на земле 120 лет. Перед смертью дедушка рассказал мне, что село Коло было столицей Аварского ханства. И если мой дедушка слышал, что кто-либо совершал плохой поступок, то он произносил: «Пусть обрушится на его голову меч римлян».
Я окончил 10 классов в Чечне, в Саясане, раньше, в 1944–1957 годы, он назывался Ритляб.
В 1957 году чеченцы вернулись на свои земли, а дагестанцы – на свои прежние места жительства. И все старались к зиме построить дом или комнату.
Мой отец до революции разрешил одному бедняку построить дом на своей земле. Этот человек был конюхом у моего отца. Вот когда он вернулся в село Коло, то решил фундамент своего дома сдвинуть в сторону запада.
Когда он сдвинул фундамент в сторону дороги, то нашел три могилы прямо под дорогой. В них было очень много украшений. Этот человек вызвал меня и показал все найденное. Я сказал, что это бронза. Найденные предметы были треугольной и четырехугольной формы, а также два широких браслета. На средних браслетах были желтые и зеленые камни величиной с фасоль. Там же была обнаружена и пектораль, всего примерно три-четыре килограмма металла. Я тогда не знал, что золото может быть желтым.
В 1961 году я поступил в Дагестанский государственный медицинский институт, по окончании которого в 1967 году меня направили работать в Унцукуль. Будучи врачом, я выписывал медицинскую литературу и журнал «Наука и жизнь». В 1969 году в девятом номере журнала, на первой странице был изображен тот самый предмет, который в 1957 году я назвал амулетом. Под амулетом было написано: «Пектораль из золота, второй век до нашей эры, найденный в Крыму при раскопках кургана».
Как могло в село Коло Унцукульского района попасть украшение скифов? Я тогда вспомнил слова дедушки, что село Коло было столицей Аварского королевства.
В 1969 году меня направили в г. Тбилиси в Институт усовершенствования врачей учиться на рентгенолога. В Тбилиси я посетил Музей искусств. Экскурсовод подошла к изображению Иисуса Христа на мраморной плите размером примерно 55х40 сантиметров и сказала, что изображение имеет большую ценность, что американский бизнесмен хотел его купить за двадцать миллионов долларов, и за эту цену его не продали.
Я задал вопрос: «Почему такая цена?». Экскурсовод рассказала, что камень, вмонтированный на лбу, очень дорогой. Это был камень зеленого цвета величиной в четыре фасоли, а вот на тех браслетах были точно такие же камни, только размером с фасоль.
Почему же в селе Коло Унцукульского района было такое богатое захоронение?
В 1980 году я работал главным врачом Шеркальской участковой больницы Октябрьского района Тюменской области, и меня направили учиться в г. Ереван в Институт усовершенствования, как врача-терапевта. В институте моим преподавателем оказалась дочь армянского посла в США, которая выросла в США, училась там и интересовалась историей. Однажды она сказала: «Гайдар, мы раньше такими не были. Мы были со светлыми волосами и голубыми глазами». Я задал вопрос: «Куда они исчезли?» Она ответила: «Преследуемые врагами, они перешли за две горные вершины».
Тогда я вспомнил, как экскурсовод музея г. Тбилиси говорила, что мост, идущий от зоопарка через р. Кура, раньше назывался мост Помпея, что он построен в 66–65 года до нашей эры. Я понял, что армяне во главе со своим царем, преследуемые римлянами, перешли Армяно-Грузинский горный перевал, после Помпей захватил и Грузию. Оставалось одно: перейти Грузино-Дагестанский горный перевал.
Армянский царь Тигран Второй был зятем Понтийского царя Митридата. Следовательно, Митридат и Тигран проиграли сражение в Понте, где Митридат был царем. Митридат отступил в Армению. Римляне начали их преследовать, дошли до Грузии. Помпей захватил Грузию, и Митридату и его зятю Тиграну оставалось отступить в Дагестан, точнее – в сторону Нагорного Дагестана, в Аварию. Слова преподавательницы были верны. Сегодня на границе с Грузией живут люди с голубыми глазами и светлыми волосами. Это жители Цунтинского, Ахвахского и частично Цумадинского районов. Помпей со своими легионами добрался до реки Алазани, а она протекала между Нагорным Дагестаном и Грузией. Дальше двинуться в горы он не мог. Разбил лагерь, решил тут перезимовать. В это время аварский хан напал одновременно на три лагеря. Римляне отбили атаку, но понесли большие потери, и Помпею пришлось вернуться в Рим.
Цезарь предложил Помпею распустить легионы, но он отказался. Между ними произошло сражение. Помпей его проиграл и вынужден был уйти в Египет. Там ему отрубили голову в 44 году до нашей эры. 
Однажды в библиотеке я взял книгу «Сказки и легенды древней Руси XVIII век». Обратил внимание на слово «Булат». Почему в русских сказках и легендах «Булат»? Это имя больше кавказское, чем русское. Оказалось, Булат родился на севере России в Белозерском. Остался без родителей, его воспитывал маг. Этот маг доил львицу, молоко наливал в кувшин, накалял докрасна булатный меч, опускал его в кувшин с молоком, и молоко, кипяченное таким образом, давал пить мальчику. Мальчик рос могучим, его сила была больше, чем сила трех богатырей, и он служил Косожскому князю. Косожский князь имел дочь красавицу, которая была засватана за аварского короля Кинана, по другим источникам, аварского короля звали Кегун. Кинан приезжал в гости к Косожскому князю как зять. Здесь Кинан и Булат подружились.
В конце V – начале VI века нашей эры римский полководец Фабий Руф напал на аварского короля Кинана. Столицу, а именно с. Коло, римский полководец осадил. На помощь пришел Булат, и они совместными усилиями разбили римские легионы. Булат лично взял в плен римского полководца и с веревкой на шее привел его к Кинану. Аварцы хотели расправиться с римским полководцем, но Булат попросил Кинана отпустить его.
Кинан отпустил римского полководца, а римский сенат изгнал Фабия Руфа из Рима за поражение.
Напротив моего дома в с. Коло есть скала, на ней изображена сцена праздника после победы над римским полководцем. И эта сцена праздника интересна тем, что танцуют парами.
На скале имеется и другая сцена: сидит король аварцев Кинан, правее от него его сын, правее сына – женщина в черном платье, наверное, жена короля. Аварский король хохочет, корона съехала на затылок. Значит, были и артисты, которые могли смешить короля.
Вернемся к Митридату. Азербайджанские историки утверждают, что Митридат Понтийский азербайджанец. Это абсолютно не верно. На скале напротив моего дома есть изображение Митридата. На нем золотая корона с буйволиными рогами. На правом усе висит золотая цепь как аксельбант.
Единственный царь на земле, кто носил золотую цепь на усе, был Митридат Понтийский.
Портрет Митридата есть в Турции в г. Анкаре и на скале    с. Коло. Внизу написано Митридат. И если Митридат был бы азербайджанцем, то после этих неудач он отступил бы в сторону Азербайджана, а не в Дагестан – в Аварию. И если посмотреть на скалу из села, правее Митридата силуэт Тиграна Второго Великого. На его голове корона в виде соединения нескольких крепостных башен. Итак, в  Коло есть корона Митридата, корона Кегуна, корона Тиграна Второго и корона жены Кинана, Косожской княгини Светланы. 
Нигде на Кавказе нет подобных изображений, нет их в Азербайджане, в Грузии, в Армении.
В Дагестане, точнее в Аварии, известно, что с. Танусы стало столицей Аварии, что царь был армянином. 
Аварское ханство просуществовало с начала десятого века до нашей эры до 1924 года.
В июне 2019 года в городе Махачкале я купил журнал «Загадки истории» за 2019 год. На четвертой странице написано: «В 2001 году в горной области Фута-Джоллон, на склоне горы Лура итальянский геолог Анжело Питони обнаружил каменное изваяние. Размер изваяния около 150 метров, высота только одной женской головки двадцать пять метров. Фигура, получившая имя «Дама Мали» в ниспадающей одежде, четкие очертания лица. Голова ее покрыта не то короной, не то капюшоном со складками вокруг лица. Само лицо явно не негроидное, но и, как считают этнологи, не европейское. Никто капюшон не носит со складками вокруг лица, а вот женский платок носят именно со складками». Женские платки сегодня именно так носят на Кавказе. Перед нами женщина, имеющая лицо кавказской национальности, в национальном платке.
Я сделал снимок. На ушах серьги. Серьги носит на Кавказе каждая женщина и сегодня. Серьги на ушах у женщин, изображенных на скале около моего дома в с. Коло. У одной женщины на ушах подвески из бриллиантов. Таких изображений пять. Система, порядок работ совершенно совпадают. Почему культура с. Коло и культура африканского континента идентичны?
Потому что эта часть Африки могла быть в руках аварских королей.
Примерно в шестидесяти шагах от моего дома имеется групповое изваяние – артефакт.
На диване сидит женщина, рядом сидит старик, рядом с ним сидит смуглая женщина с ребенком, почти у ног этой женщины – мужчина лет 35, рядом с ним правее – старая женщина, а рядом с женщиной с ребенком – чернокожая женщина, и все хохочут. Смеется и женщина с абсолютно черной кожей. И если эта чернокожая женщина смеется, значит, она знает аварский язык так же хорошо, как и другие рядом с ней.
Как могла попасть чернокожая женщина в Нагорный Дагестан? Очень просто: аварцы завоевали все и добрались до Африки.
Название нашего села Коло очень распространено в Дагестане. Видимо, когда видные полководцы Аварского королевства получали земли, они новым населенным пунктам давали название своей столицы.
Вот Унсоколо. Унсо – это имя человека, который стал основателем сегодняшнего Унсоколо, к своему имени он добавил название столицы «Коло».
Гуха-коло. Гуха – это имя человека, который основал Гуха-коло. Гуха к своему имени добавил название столицы «Коло».
Орта Коло, ТIаса Коло, Гьоркьа Коло и так далее.
Несомненный факт, что в древние времена столицей Дагестана было нынешнее небольшое село Коло Унцукульского района.
В местности «Исал чIва» на земле, которая принадлежит моему отцу, есть большой камень. Я решил его сфотографировать на расстоянии десяти шагов. На фото изображен человек с голубыми глазами, на голове дубовый венок. Издали видно, будто на постели лежат двое. Каждый год в конце июня и начале июля из-под камня выбрасывается темная вода. Она течет по склону шириной двадцать пять сантиметров, в конце этого водяного потока большой кусок дерна, словно женская коса. Я взял этот дерн и взвесил: два с половиной килограмма. Сколько веков и сколько лет эта картина продолжается и где находится столько кусков дерна, чтобы каждый год выбрасывать наружу с темной водой, словно женскую косу? 
В нескольких шагах от моего дома на скале изображено лицо человека со шрамом, идущим наискось слева направо, левого глаза нет, правый сделан из кирпичей, их можно сосчитать. Выглядит как гнездо ласточки. Издали видны кирпичи, похожие на ласточкино гнездо, но стоит подойти ближе, нет ни кирпичей, ни гнезда, а есть обычный грунт вперемежку с булыжниками величиной с куриное яйцо. Можно отойти и подойти сто раз, картина одна и та же. Издалека видны кирпичи, вблизи – обычный грунт.
На камне, который я описал ранее, есть буква «М». В моем дворе в с. Коло есть камень, на котором также четко изображена буква «М». Под силуэтом Митридата написано «М» – Митридат. Это означает, что в середине первого века до нашей эры в столице Аварии было письмо, была литература. Допускаю, что где-то в скалах рядом  с Коло имеется древняя литература. В моем дворе также есть камень, на котором изображены буйвол, два гуся и коза. Сегодня в Нагорном Дагестане буйволов не держат, гусей не держат, но если они изображены на камне, значит, когда-то они и были.
Раскопки в с. Коло Унцукульского района дадут много ценного и полезного для Академии наук Дагестана. 
 

 

«назад

Фотолента

фотографий: 4

Височное скифское украшение. I в., Азовский краеведческий музей

Категория фото: Мнение »

Статуя женщины в головном уборе в Гвинее, вблизи границы с Мали

Категория фото: Мнение »

Мост Помпея (Грузия, Мцхета)

Категория фото: Мнение »
№ 4,2019 от 13 Января 2020 г

 Владимир Васильев и Артем Здунов поздравили муфтия Дагестана с праздником Курбан-байрам

июль-август
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив