Народы Дагестана
Архив номеров » № 4,2019 от 13 Января 2020 г » Религия » Праздник Курбан-Байрам, или Ид аль-Адха

Праздник Курбан-Байрам, или Ид аль-Адха

 Слово «Курбан» несет в себе значение «приближение», «быть ближе». Как религиозный термин, он означает приношение в жертву животного в определенное время. Своими корнями Курбан-байрам уходит в глубокое прошлое, во времена пророчества Ибрахима (мир ему). Желая испытать искренность и покорность Своего любимого пророка, Создатель повелевает ему принести в жертву своего единственного сына. Поистине, это величайшее испытание для любящего отца, но любовь к Творцу и смирение пред Ним – превыше всего! Поэтому Ибрахим (мир ему) незамедлительно стал готовиться к жертвоприношению. Безропотно и без малейшего колебания покорился воле Всевышнего и сын Ибрахима Исмаил.

Ибрахим (мир ему) – один из наиболее великих посланников Аллаха. Он славился своей щедростью и великодушием. Каждый год пророк приносил в жертву большое количество скота и раздавал мясо бедным и нуждающимся. Люди и ангелы удивлялись его щедрости. Как-то раз Ибрахим (мир ему) сказал: «Все, что я принес в жертву, – это ничто. Клянусь Аллахом, если бы у меня был сын, я и его не пожалел бы ради Всевышнего». Готовность пожертвовать самым дорогим, что может быть у него, ради своего Господа, показывает, насколько сильна его любовь к Аллаху.
В преклонном возрасте у пророка (мир ему) родился ребенок, которого он назвал Исмаилом. Когда сын стал взрослым, на восьмой день месяца зуль-хиджа пророку Ибрахиму (мир ему) было повелено во сне, чтобы он принес в жертву своего единственного ребенка (на то время), своего долгожданного и близкого его сердцу сына Исмаила. Сон пророков – это откровение и является истиной. Пророк Ибрахим (мир ему) был готов покорно выполнить Повеление Всевышнего – принести в жертву своего сына Исмаила. Во время жертвоприношения ангел Джабраил дал пророку Ибрахиму барана вместо сына. Аллах повелел принести в жертву овцу.
Это было великим испытанием для пророка Ибрахима (мир ему), которое он прошел достойно. Ведь сказано нам, что пророки – лучшие из людей, они являются для нас примером во всем, и в первую очередь в соблюдении Повелений Создателя.
Обряд «Курбан» был известен многим народам мира в различные исторические эпохи: древним евреям (korban), ассирийцам (kurbanu), арабам, туркам, албанцам (kurban), эллинистическому населению Малой Азии и Восточного Средиземноморья, сербам, македонцам, болгарам, удмуртам и т.д.
Праздновать Курбан-байрам начинают с раннего утра. Совершив полное омовение и надев опрятную одежду, мусульмане коллективно молятся в мечети. После чего, не скрывая на своих лицах радости от наступления благословления для всех мусульман, все поздравляют друг друга с наступившим священным праздником. В святилище читают Коран, слушают проповедь имама, в которой объясняется значение и происхождение обряда жертвоприношения, а также условия его проведения. 
Условия Курбана – это приношение в жертву одного из разрешенных животных: овцы и козы, коровы, быки и буйволы, верблюды. 
При этом жертвенное животное должно быть здоровым и молодым.
Курбан совершается в определенное время. Время жертвоприношения – первый, второй и третий дни Курбан-байрама. Наилучшим для жертвоприношения считается первый день (10 зуль-хиджа). Приносить Курбан ночью – макрух (порицаемое), так как из-за темноты возможно допущение ошибок в обряде жертвоприношения. 
Курбан-байрам в России – официальный праздничный день в республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан и в Чеченской Республике. Вне зависимости от региона, обряд жертвоприношения в этот день проводится строго по предписанным правилам и условиям религии. 
В Дагестане в этот день разворачивают площадки для жертвоприношений с загонами для животных, где работают профессиональные забойщики. Там же предусмотрены места для совершения омовения и намаза, а также пункты приема мяса для медресе, как сообщают в муфтияте. Обычно обряд жертвоприношения в Махачкале выполняется централизованно, за чертой города. Для этого оборудованы специальные площадки в северной части города – в районе торгового дома «Киргу» – и в южной – в районе ипподрома вдоль трассы Махачкала – Каспийск. По традиции в Дагестане (как и в других регионах) треть барана идет на праздничный стол, треть – родственникам и близким, а еще треть отдается нуждающимся и бедным (суннат). Также в республике устанавливаются палатки, где каждый желающий может прийти и поесть приготовленную еду из жертвенного мяса (шашлыки, плов). Этот день – еще одна возможность стать ближе друг другу, помогая или принимая чью-то поддержку. Ибо вера нас сближает. 
Таким образом, Курбан-байрам – это не только гуманитарная акция, но и гуманная, ибо религия требует от нас доброго отношения к своим братьям и сестрам, которые находятся в трудном положении. И каждый, кто приносит в жертву животное в день праздника или последующие праздничные дни, является участником благородного поступка. 
Праздник имеет огромный консолидирующий, духовный и педагогический потенциал: традиции, обычаи, проводимые мероприятия, церемонии создают вокруг него так называемое «поле педагогического воздействия», естественную и непринужденную атмосферу диалога поколений. 
 
«назад

Фотолента

фотографий: 2

Махачкалинская Джума-мечеть

Категория фото: Религия »
№ 4,2019 от 13 Января 2020 г

 Владимир Васильев и Артем Здунов поздравили муфтия Дагестана с праздником Курбан-байрам

июль-август
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив