Народы Дагестана
Последний выпуск » Верования » КАК МЕНЯЛИСЬ ЗА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ЗНАНИЯ О КУЛЬТАХ, БОГАХ, ОБРЯДАХ НАРОДОВ

КАК МЕНЯЛИСЬ ЗА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ЗНАНИЯ О КУЛЬТАХ, БОГАХ, ОБРЯДАХ НАРОДОВ

Традиционные и религиозные представления у каждого народа мира имеют свою специфику в силу индивидуальности и неповторимости его исторических судеб. В этом отношении дагестанцы не являются исключением. Языческие верования дагестанцев господствовали довольно значительный период времени, предшествующий распространению христианства и ислама. Но и после принятия монотеистических религий прежние религиозные формы проявляли известную устойчивость и продолжали сохраняться в виде пережитков в культуре и быту. Немалую роль в консервации языческих верований сыграл патриархально-родовой уклад дагестанцев, особенности менталитета. К тому же на первом этапе распространения ислам в Дагестане (VII–XI вв.), вероятно, был дагестанцами воспринят поверхностно. В дальнейшем языческие верования приспособились к идеологии и культуре ислама, образовав, таким образом, «традиционный», «народный ислам». Все дошедшие до нашего времени календарные, аграрные, общественно-бытовые (за исключением Ураза-байрама, Курбан-байрама, похоронных обрядов, оформления брака и развода по шариату) праздники, обряды и обычаи уходят корнями в период язычества в Дагестане.
Язычество – довольно хаотичная совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение различных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Суть язычества – присутствие везде божества, означающее принципиальную возможность общения человека с божеством по воле самого человека. Язычество – это огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, складывающихся на протяжении многих тысячелетий и послуживших основой, на которой формировались в классовом обществе все мировые религии.
Под язычеством мы понимаем применительно к Дагестану и Северному Кавказу комплекс ранних форм религии (магия, анилизм, фетишизм, зоолатрия, промысловый культ, тотемизм, шаманизм, культ предков, политеизм и т.д.), доминировавших в эпоху первобытного общества с его культом природы и в период его разложения и формирования раннеклассовых отношений вплоть до проникновения и господства монотеистической религии, когда указанные верования и культы сохранились в виде пережитков.
В этнографической науке под богами подразумевается класс могущественных сверхъестественных существ, являющихся важнейшими персонажами в различных мифологиях. В отличие от духов, воплощавших множественность объектов природы (деревьев, источников и т.д.) и социальных связей (предки и т.д.), боги персонифицировали различные важнейшие стихии (боги моря-воды, боги земли, неба, огня, громовержцы и т.д.) или социальные функции (боги – покровители жрецов, воинов, общественников, городов и т.д., демиурги и др.). Боги отличались от духов и как персонажи высшей мифологии. Боги наделены всемогуществом и всеведением. Эти существа управляют миром людей. От них зависит буквально все в жизни человека – от рождения до смерти. Правда, божества и сами не всемогущи, над ними властвует судьба. К божествам относятся собственно боги, полубоги, т.е. отпрыски божеств от союзов со смертными, а также культурные герои и демиурги.
Боги составляли пантеон (греч. «все боги»), формирование которого описывается теогоническими мифами. Практически в каждой мифологической системе, явно или неявно, присутствует верховный бог. Верховный бог, он же «отец богов», как правило, небесный бог – бог солнца, громовержец или божество, наделяемое особыми магико-юридическими функциями. Кроме того, в любом пантеоне можно найти образ боготворца, который создал землю и поселил на ней живые существа, бога-громовика, бога плодородия (он же бог жертв: этот бог умирал, жертвуя собой, и снова воскресал, что символизировало увядание и весенний расцвет растений). В женской части пантеона обязательно присутствует богиня плодородия, любви и домашнего очага.
Как правило, божествам противопоставляются злые духи, бесы или демоны. Демоны – это сверхъестественные персонажи, которые не являются богами и занимают по сравнению с ними низшее место в иерархии. В более узком и точном смысле демоны – злые духи. Духи, как правило, бывают добрые и злые.
Персонификация солнца и луны
Наиболее древними богами народов Дагестана, как и у многих народов мира, были олицетворяемые небесные светила – солнце и луна. Символика солнца и луны в мифологиях разнообразна и многогранна. Солнце символизирует жизненную силу, божественную созидательную энергию, вечную молодость и страсть, а в качестве источника света она представляет истину, знание и интеллект. Солнце могли символизировать металлы – золото или бронза.
Царица ночи, повелительница причудливых грез и романтических иллюзий – луна – один из самых важных природных символов. В мифологии луна предстает как всевидящее Божье око, внимательно наблюдающее за всем происходящим на земле во мраке ночи.
Практически у всех народов Дагестана сохранились клятвы солнцем и луной, что, несомненно, является отголоском язычества, т.к. в соответствии с канонами ислама клясться можно только именем Аллаха.
Наряду с клятвами и благопожеланиями, у дагестанцев имелись и проклятья, связанные с солнцем и луной. Например, аварцы проклинали так: «Чтоб ты не увидел солнца, луну!», цудахарцы: «ЦIуттар берлигу рик!», «Хъули бери матухъ!»
Даргинцы особенно большие надежды на исполнение желаний возлагали на новолуние и полнолуние. Именно в это время рекомендовалось заниматься сельскохозяйственными работами для получения хорошего урожая, а также начинать важные дела в жизни – гарантировалась удача. При виде новой луны можно было загадать любое желание с надеждой, что оно сбудется.
Мифы, легенды, поверья, приметы и заговоры, связанные с солнцем и луной, были характерны не только славянской, но и западноевропейской фольклорной традиции, народностям Севера, Египта.
Таким образом, содержание мифов, легенд, преданий, примет, обрядов и верований, символики доказывает существование и в прошлом у народов Дагестана, Северного Кавказа и мира культа солнца и луны, приведшего к их обожествлению и персонификации в антропоморфном облике.
Персонификация радуги
Среди персонифицируемых атмосферных явлений видное место в космогонических представлениях народов Дагестана занимала радуга. У всех народов имеются свои названия радуги: у андийцев радуга называлась «дуга», «божий лук», у даргинцев – «зурхIяб», кункинцев – «цIи хяб», у лакцев – «небесная дуга», у лезгин – «высокая девушка», у табасаранцев – «длинная девушка». Кумыки по цветам радуги гадали, какой будет урожай в предстоящем году, аварцы считали, что под концами радуги находятся золотые ножницы. У многих народов Дагестана с появлением радуги связывались исполнение желаний, надежды на лучшее будущее. Хунзахцы считают, что если в момент смерти человека моросит дождь, и на небе появляются солнце и радуга, значит, этот человек при жизни был безгрешен и после смерти попадет в рай. Буркундаргинцы считали, что если сумеешь пройти под радугой, станешь богатым (с. Худуц), волосы поседеют (с. Ашты), бесплодный мужчина выздоровеет (с. Лака), женщина забеременеет.
Мифологические представления о радуге у народов Дагестана имеют аналогии и параллели с подобными же представлениями у других народов Северного Кавказа и мира.

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Надгробия в селе Уркарах

Категория фото: История »

Датунский древний христианский храм близ

Категория фото: История »
№ 5, 2019 от 16 Января 2020 г

Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил Ботлих

сентябрь-октябрь
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив