Народы Дагестана
Последний выпуск » Этнология » ТРУД КУНКИНЦЕВ НА БЛАГО РОДИНЫ

ТРУД КУНКИНЦЕВ НА БЛАГО РОДИНЫ

В жизни каждого поколения и даже отдельного человека труд в какой-то мере находит отражение эпохи. Рассказать о нем – долг каждого человека, кто может внести свою лепту в утверждение исторической правды.
Люди в горах растили сады, учились и помогали друг другу, верили в будущее, потому что сами его строили. Чужого не брали, бандитов на порог не пускали.
В этой статье воздается должное горцам-труженикам, которые во все времена были и остаются гордостью Страны гор.

О доброте и человечности кункинцев
В селении Кунки Дахадаевского района 5–6 октября 2019 года прошел большой субботник, в котором приняли участие более 100 человек, большинство из которых – приезжие из Махачкалы. Молодцы наши односельчане, которые приехали и приняли участие в субботнике. Такого грандиозного субботника в селении никогда не было. Оказывается, не все потеряно, как мы думали. Все еще соблюдаются обычаи, традиции наших предков. Недаром наше село называется Кунки, что означает дружное, организованное, собранное в один кулак село. Кункинцы провели огромную работу по строительству дорог и моста внутри села. В подготовке и проведении субботника в селении Кунки большое участие приняли активисты группы «Кунки». Особенно хочется отметить следующих товарищей: Пайзуллаха Магомедовича, Курбанова Нуруллаха, Курбанова Сабира, Салихова Салиха, Гаджиева Гасан-Гаджи, Мамуева Мурсаали, Салихова Аликбера и многих других. Их идеей было сплотить народ, укрепить единство народа, и им это удалось. Субботник был организован ими на высоком уровне, все было продумано до мелочей. Особенно впечатлила их экскурсионная, кулинарная программа.
Люди внесли большой вклад в проведение субботника.
Сельчанам удалось укрепить подпорные стены и расширить дорогу вдоль сельского кладбища на протяжении более 150 м, а также построить мост через реку Уллучай в микрорайоне села Хьана. Наши сельчане очень талантливые, трудолюбивые, они в очередной раз продемонстрировали свое мастерство, уровень подготовки, и мне приятно, что я имел отношение к их успеху.
Они отремонтировали за свой счет дорогу Ашты – Кунки, решили и другие проблемы дорог внутри села. А также наметили план работы на будущее.
Работа была организована эффективно. С раннего утра создали несколько бригад, распределили обязанности и приступили к разборке старой кладки стены вокруг кладбища.
В работе было задействовано 5 единиц техники. Вооружившись необходимым инвентарем, каменщики начали класть камень, молодежь подвозила необходимый материал. Помогали, работали все: женщины, молодежь, пенсионеры. Все участники субботника – большие молодцы! Меня, как земляка, переполняет чувство гордости за них!
День выдался ясный, солнечный, что способствовало отличному настроению. Кроме того, женщины села поддерживали работающих вкусными блюдами: чуду, хинкалом. Участники субботника работали без остановки до позднего вечера, чтобы успеть выполнить намеченный план работы.
Субботник оказался прекрасным способом сплочения сельчан, общения людей, воспитания подрастающего поколения. Ведь известно, что ничто так не объединяет людей, как совместный труд для общей пользы. Субботник прошел очень дружно, слаженно и продуктивно: люди получили огромный заряд энергии. Кункинцы договорились сделать его традиционным. Вечером поели вкусный «чабанский» хинкал и разъехались.
Надо еще отметить, что для строительства моста и приобретения техники нужны были деньги. И в этом кункинцы показали себя с положительной стороны: многие сдали деньги на нужды села. Мурсаали Шахбанович сдал 150 тыс. руб., Сабир Магомедович – 120 тыс. руб. Строительство моста до сих пор продолжается
Своим трудом и энтузиазмом отличились в работе многие наши односелчане, которые несколько дней подряд работали на благо села. Всех не перечислить. Было много мастеров своего дела – каменщиков, сварщиков, механизаторов и т.д.
По инициативе активистов создали фонд поддержки села, где на сегодняшний день собрано более 800 тыс. руб. для решения проблем села.
Всем спасибо! Все поняли: когда мы вместе, можем сохранить село, украсить его, развивать его мощь, производственно-культурное состояние. Все, кто посчитал нужным принять участие, приехали в село. Для тех, кто по какой-то причине не смог принять участие, возможность сохранилась; в селении много работы, и мы думаем, что этот субботник – не последний.
Всем желаю счастья, успехов, здоровья, чтобы всегда отзывались, работали и помогали!
Приоритеты развития горных территорий
Селение Кунки имеет большую и интересную историю. Оно является одним из древнейших в высокогорном Дагестане. Еще в средневековье селение славилось своими ремеслами, земледелием, животноводством, о чем свидетельствует наличие животноводческих обычаев, праздников, сохранившихся памятников культуры. На территории села сохранились останки небольших поселений. Остались языческие обряды, поклонение богам. По археологическим данным, производство необходимой продукции в горах, в частности в селении Кунки, сложилось в VII тысячелетии. Землю обрабатывали вручную мотыгами и лопатами. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овес, фасоль, горох, лен, позднее кукурузу, коноплю, морковь, чеснок.
Около 4–5 тыс. лет назад были выведены породы скота, лошадей. Овцеводство как товарная отрасль развивается с XVII века.
На поселение людей в регионе Буркун-Дарго большое влияние оказали природно-климатические условия. Суровый климат горной зоны, большая пересеченность местности, крупные склоны, скудность пахотной земли, ее труднодоступность обуславливали размеры поселений. И сегодня много селений в высокогорных районах, до которых нет автомобильной дороги и нелегко добраться. В целях экономии пахотной земли и в интересах безопасности селения располагались в естественно защищенных укромных местах у гребней хребтов, уступов, склонов, скальных выходов, выступов речек. Для усиления обороноспособности сооружались боевые башни – кала: Гъияшли, Хъирсаце, Ургая.
Для средневековья характерно не только образование самостоятельных обществ, владений, но и стремление их к усилению своей безопасности и независимости. С этим связано наличие большого количества сторожевых (сигнальных) башен вдоль границы. Такие требования соблюдали жители при выборе места для с. Кунки. В начале XVI века село хотел захватить хан Тимур. Считается, что поводом для похода Тимура было то, что они были немусульмане. Однако истинная причина заключалась в том, что село было территориальным ядром Буркун-Дарго. Монголо-татарские нашествия XIII–XIV вв. много раз разоряли и разрушали его. И в этих случаях жители региона жили в горных пещерах, им удалось сохранить свою жизнь, место, и путем слияния мелких поселений образовалось село Кунки. По утверждению Магомедзагира Юсуповича Курбанова, с. Кунки возникло из 16 средневековых поселений: Такъа махи (Гулая), ХъицIа гIургъа, Гилилигьира, Бурушмагу къяртта, ХурчIе, Бичерилигьера, Нихтарла шиле (Лугърала ши), Ургаяб, АликIлила бекI, Тапрукла гIургъа, КIумкIумла хъяб, Гъияце, Хчаная, Мукурухя, Барша, КурагIяце. За многие века здесь сложилась своя особая архитектура, свидетельством чему являются построенные искусными мастерами-каменщиками здания мечетей, жилые дома, надмогильные стелы. Многие из них датируются X-XVI веками. Они украшают село.
Долгое время каждый родственный коллектив в ауле сохранял свою сплоченность, «семейные общины». Традиции организованности, поддержки друг друга, повышения культуры, образования сохраняются до сегодняшнего дня. В селе очень много образованных людей. В годы советской власти кункинцы работали во всех селах Дахадаевского района учителями, директорами школ. Так работали Мусаев Курбан-Магомед, Исмаилов Гаджи, Магомедов Байрам, Омаров Шахбан, Алиев Шахбан, Кубаев Рамазан, Курбанов Ахмед, Абдулхаликовы Магомед и Устани, Салихов Ахмед, Курбанов Магомед, Рамазанов Курбан, Магомедов Алжанбек, Шахбанов Бахмуд, Махдиисмаилов Али, Гаджиев Нурудин, Рабаданов Магомед, Маллаев Рамазан, Яхъяев Байрамбег, Харбилов Запир, Рабаданов Залкип, Рабаданов Гусен, Ахмедов Рабадан, Магомедовы Абакар и Осман, Абакаров Рамазан, Рабаданов Сулейман, Салихов Шиха. И сегодня у нас много ученых и специалистов разных областей, работающих в вузах и в других сферах.
Кункинцы принимали активное участие в событиях, происходивших в годы гражданской войны, внося свой вклад во вступление Дагестана на путь демократического развития. В годы Великой Отечественной войны более 100 кункинцев участвовали в войне по разгрому немецкого фашизма и в завоевании победы над Германией.
Многие наблюдатели, путешественники, гости, побывавшие в с. Кунки, дают преувеличенно мрачное описание аула, улиц. Они утверждают, что в ауле нет улиц, каменные двухъярусные бойницы, которые горец называет саклями, отступают друг от друга ровно на столько, чтобы человек с трудом мог протиснуться между ними. Над крышей одной бойницы торчит другая, над другой – третья. Село застроено скученно, улицы узкие, кривые и кажутся бессистемными, они петляют между домами, нередко заканчиваясь тупиком или переходя в туннель. И постройки на склоне, примыкая друг к другу, образуют вроде бы горизонтальную линию, террасу.
Фактически аул был крепостью, в него можно было войти по одной или по двум-трем дорогам – тропам. Можно было дома закрывать на ночь воротами. Кажущаяся «беспорядочная», «бессистемная» планировка на самом деле была продумана с учетом всех жизненных интересов и возможностей человека, жившего в XI-XIV веках, в ней были разумный расчет и рациональное размещение.
Трудно найти в ауле два совершенно одинаковых дома. Имеются одноэтажные, однокомнатные и многокомнатные, открытые с большими окнами, лоджиями и глухие дома – крепости с башнями. Раньше все они были с плоскими земляными крышами, но современные дома отличаются красотой. Они являются как бы жилищно-хозяйственными комплексами: нижний этаж – закрытый двор, хлев, верхний – жилые и хозяйственные комнаты. По укладу жизнь семьи проходила в одной комнате – очажной. В ней – место для сна и отдыха. В доме также обязательно была комната, обставленная нарядно, и она предназначалась для прохождения торжеств и приема гостей. Третью комнату использовали в качестве кладовой.
По установившемуся обычаю, сын, женившись, отделялся в свое собственное хозяйство, семья старается отводить новой семье собственное жилище. Женитьба в даргинском языке обозначает «создание дома». Создание новой семьи регулируется нормами шариата и адата, взаимно дополняя друг друга.
Соблюдение норм нравственности строго контролировалось общественным мнением, обычным правом. Как правило, брак заключался по желанию родителей, решающее слово принадлежало отцу. При этом и мнение молодых тоже учитывалось.
При браке предпочитаются родственные связи. Уход из аула осуждается, также осуждается похищение.
Разнообразны ритуалы, обычаи сел и одежда молодых. Особое внимание уделяют висячим украшениям. Теперь почти все носят кубачинские изделия.
В отличие от аварок даргинки, в том числе кункинки, не носят чухту.
Даргинки в нарядном варианте взамен чухту носят чук (полотно, облегающее голову), от которого назад спускается длинное покрывало в виде рукавицы плаща. В нарядном варианте его покрывают серебряными монетами и бляхами, оно обрамляет лицо и от него по вискам, закрывая уши и часть щек, спускаются длинные серебряные полосы, цепочки, доходившие до груди, также серебряные пластинки. Некоторые поверх покрывала повязывали чалму, после накидывали красивые платки.
Сегодня взамен традиционной одежды носят одежду городского, европейского типа. С уходом традиционной одежды исчезают и украшения.
Надо отметить, что в последнее время спрос на украшения и традиционную одежду вырос. Великолепие этих украшений сегодня можно увидеть в концертных костюмах участников фольклорных ансамблей и конкурсов артистов. Сегодня многие артисты, танцоры, певцы одеты трафаретно и преимущественно в одежду импортного производства. После этого что можно сказать о национальной форме кункинцев? Все перемешано и запутано. Кункинцы теряют свою самобытность и индивидуальность. Конечно, нельзя призывать вовсе отказаться от европейского, русского образца, но если мы говорим о возрождении лучших традиций прошлого, то необходимо чаще показывать богатство палитры национальной одежды. Тут широкое поле деятельности для наших модельеров, которые с успехом могли бы использовать национальные элементы в современной одежде.
А как великолепно смотрелся бы национальный костюм на свадебном торжестве! Ведь он намного богаче и комфортнее шаблонных, привозимых за баснословные цены из Ирана, Израиля, Италии, Объединенных Арабских Эмиратов, США и т.д.
Использование и обращение к национальному костюму, воссоздание многих его элементов, форм в современной одежде может стать тем мостиком, который будет вести нас к духовному возрождению, восстановлению многих незаслуженно забытых промыслов и других достижений культуры.
Представители села Кунки внесли весомый вклад в развитие науки, культуры и просвещения Дагестана. Становление, развитие дагестанской культуры неразрывно связано со многими именами кункинцев. Дагестанцы благодарны всем народам, живущим вместе с ними и трудящимся на благо общего дома.

«назад

Фотолента

фотографий: 10

Кункинцы на субботнике

Категория фото: Этнология »

Кункинцы на субботнике

Категория фото: Этнология »

Ремонт дороги и укладка стены

Категория фото: Этнология »

Кункинцы на субботнике

Категория фото: Этнология »

Строительство моста

Категория фото: Этнология »

Мурсаали и Насрулла на строительстве моста

Категория фото: Этнология »

Кункинцы на субботнике

Категория фото: Этнология »

Женщины села поддержали работающих вкусным хинкалом

Категория фото: Этнология »
№ 5, 2019 от 16 Января 2020 г

Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил Ботлих

сентябрь-октябрь
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив