Народы Дагестана
Архив номеров » № 6,2019 от 12 Мая 2020 г » Духовность » К вопросу о роли ислама в духовно-нравственном развитии личности

К вопросу о роли ислама в духовно-нравственном развитии личности

 Духовно-нравственное развитие личности – это непрерывный процесс совершенствования всех сторон сущности человека, его физических и духовных сил и, прежде всего, нравственного сознания личности в его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях под влиянием сложных, диалектически связанных между собой объективных и субъективных факторов.

Анализ реальных процессов духовно-нравственного развития личности показывает, что определяющим фактором, способствующим появлению у человека новых духовно-нравственных качеств, выступают прогрессивные изменения, происходящие в сфере материального производства, которые влекут за собой и соответствующие позитивные изменения в области общественной морали вообще и в духовно-нравственном сознании отдельно взятой личности в частности. Однако при всей важности экономического фактора в духовно-нравственном и творческом развитии личности, экономическое развитие в этом деле следует рассматривать не как самоцель, а всего лишь как средство, роль и значение которого в данном случае ни в коей мере не нужно преувеличивать. Дело в том, что желаемого эффекта в духовно-нравственном развитии личности можно добиться лишь тогда, когда изменение объективных условий различных сторон жизнедеятельности человека дополняется и умело сочетается с целенаправленным воздействием на его сознание и поведение различных социальных институтов, призванных формировать у личности те качества, которые нужны обществу на данном этапе его развития. 
В ряду средств (наука, право, литература и искусство, общественное мнение и т.д.), призванных активно влиять на духовно-нравственный мир личности, не последнюю роль играют вобравшие в себя вековую мудрость человечества религиозные моральные ценности, которые призваны учить человека вести правильный образ жизни, делать добро и всячески противодействовать злу. Определяя те или иные эталоны поведения человека, они способствуют укреплению общественной морали и устойчивому развитию социума. 
Разумеется, религиозное мировоззрение, религиозные эталоны поведения личности диаметрально противоположны научному мировоззрению как по своим моральным требованиям к личности, так и по способам своего воздействия на человека. Нас в данном случае религиозное мировоззрение интересует не с точки зрения его истинности и ложности, а в плане того, как можно использовать его возможности в деле воспитания личности, выработки у нее правильных ориентиров в жизни. Дело в том, что в условиях, когда старые коммунистические идеи обессмыслились, а видение иного смысла жизни еще не стало на прочные ноги, использование самых разнообразных средств, в том числе и религиозных, в деле нравственно-психологического переустройства внутреннего мира человека приобретает особо важное значение. И если иметь в виду, что ценностные ориентации и поведенческие установки людей на протяжении длительного исторического периода складывались и ныне находятся под влиянием религии (особенно у верующих и определенной части формально неверующих), то станет понятно, что не следует недооценивать воспитательные потенции религии, которая, по мнению большей части населения Земли, выступает гуманистической основой духовной жизни человека, призывающей его отказаться от совершения дурных поступков, делать добро, проявлять человечность по отношению к себеподобным.
Цель настоящей статьи – показать в самых общих чертах роль и значение использования исламских моральных ценностей в деле духовно-нравственного развития личности в ситуации, когда духовно-нравственная культура молодежи нашей страны переживает период кризиса, а образовавшаяся в посткоммунистический период ниша в мировоззрении людей характеризуется, как отмечает Ю.А. Александровский, распадом привычных социальных связей, множеством мелких конфликтов внутри человека и при общении с другими членами общества. «Переживания личного опыта каждого человека, – продолжает автор далее свою мысль, – сформировали общую картину общественного неблагополучия. Переосмысление жизненных целей и крушение устоявшихся идеалов и авторитетов способствовали утрате привычного образа жизни, потере многими людьми чувства собственного достоинства. Отсюда – тревожная напряженность и развитие «кризиса идентичности личности»… Люди видят и с трудом переносят усиливающиеся жестокость и хамство сильных. Все это настоятельно требует того, чтобы мы в своей работе по воспитанию личности, наряду с наукой, культурой, другими социальными институтами, активно задействовали и исламские моральные ценности и эталоны в деле формирования и развития у современной молодежи высоких духовно-нравственных качеств, так необходимых для современного молодого человека как гражданина и носителя высоких норм общечеловеческой морали. 
Духовно-нравственные ценности ислама, содержащиеся в Коране, Сунне, шариате, выступают тем стержневым фактором, тем моральным кодексом, который имеет своей основной целью благотворное влияние на жизнь людей, улучшение взаимоотношений между ними, формирование у человека моральных качеств, соответствующих идеалам общечеловеческой морали, путем их превращения в устойчивые личностные духовные принципы и нормы поведения. И, действительно, мусульманское вероучение проповедует фундаментальные ценности гуманизма и миролюбия. И пророк Мухаммад свою миссию на Земле видел в том, «чтобы усовершенствовать благородство нравственности». 
Коран, многие его аяты отводят духовно-нравственному совершенству человека важную роль, подчеркивая, что он создан Всевышним как свой преемник и наделен им высокой миссией и высшей сутью. Но при этом отмечается, что человек несет огромную ответственность перед Богом за сохранение гармонии в мире, созданном Творцом. В противном случае человек может потерять все и быть понижен до уровня животного. «Не будьте как те, которые забыли Аллаха и Аллах заставил их забыть самих себя», – отмечается в Коране [Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. Минск-Ростов-на-Дону, 1990.59:19. Далее в тексте первая цифра указывает на суру (главу) Корана, вторая – на аят (стих), 59:19]. Согласно требованиям ислама, нравственная зрелость личности предполагает наличие у нее прежде всего такого важного нравственного качества, как ответственность человека за свое поведение на Земле, за которое ему придется единолично отвечать перед Всевышним в Судный день: «И все они придут к Нему в день воскресения по одиночке» [19:95]. «Вы пришли к Нам одинокими, как Мы сотворили вас в первый раз, и оставили то, чем Мы вас наделили, за вашими спинами» [6:94], – отмечается в другом месте Корана.
Мусульманская традиция ориентирует верующего на совершение добродетели, призывает его быть усердным, честным, благожелательным по отношению к окружающим и всячески избегать конфликтов и ссор, сдерживать свой гнев и прощать обиды [3:127(133): 128(134)]. А если конфликт все же возник, то Коран требует при его разрешении мирно обсудить предмет спора и решить его по справедливости. В Священном писании сказано:                                       «…когда вы судите среди людей, то судите по справедливости… Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы верите в Аллаха и в последний день. Это лучше и прекраснее по исходу» [4:61 (58);62(59)]. Таким образом, ислам ратует за то, чтобы человек обладал высокими духовно-нравственными качествами, был честным, справедливым, благожелательным, во всем осуществлял добрые дела и активно боролся против негативных поступков. «Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах», – призывает верующих ислам [5:53]. «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде», – отговаривает ислам правоверных [5:3]. 
Исламская мораль призывает людей быть милосердными, любить ближнего, строго соблюдать предписания мусульманской религии. «Вот что возвещает Аллах Своим рабам, которые уверовали и творили благое. Скажи: «Я не прошу у Вас за это награды, а только любви к ближним: кто совершит доброе, тому Мы прибавим к этому благое» [42:22(23)].
В Коране многократно повторяется мысль о том, что «Аллах не любит несправедливых», что «Аллах любит делающих добро», тех, кто заботится о ближних, совершает благо для человека и во имя человека. Но при этом подчеркивается, что мораль ислама осуждает проявления произвола, насилия, бесчеловечность, убийство, грабеж и другие противные человеческому естеству деяния. «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех», – отмечается в Коране [5:35(32)]. 
 Мусульманская мораль учит человека добру, терпению, смирению, скромности. «О сынок мой! Выстаивай молитву, побуждай к благому, удерживай от запретного и терпи то, что тебя постигло, – ведь это из твердости в делах» [31:16(17)]. И еще: «Не криви свою щеку пред людьми и не ходи по земле горделиво. Поистине, Аллах не любит всяких гордецов, хвастливых» [31:17(18)]. Ценность иных нравственных требований ислама к личности заключается в том, что они вовсе не являются какими-то догмами, которых должен придерживаться человек в своем поведении во всех без исключения случаях беспрекословно. Как видно из Корана, к моральным эталонам мусульманской религии следует подходить с умом, творчески, в соответствии с обстоятельствами, в которых может оказаться человек. Так, в Коране сказано, что правоверный мусульманин не должен есть мертвечину, кровь, мясо свиньи. Но если кого-то вынуждают обстоятельства и ему больше нечего есть, то Коран не считает временный отказ от перечисленных выше запретов грехом, проявляя тем самым заботу о человеке, который не должен умереть из-за голода, соблюдая те или иные формальные требования. «Он ведь запретил вам только мертвечину, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха. Кто же вынужден, не будучи нечестивым и преступником, – нет греха на том: ведь Аллах прощающ, милосерд!» [2:168(173)].
То же самое касается и процедуры воздержания от приема пищи в светлое время суток в месяц рамадан: «Месяц рамадан, – говорится в Священном писании, – в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, – и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то – число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас…» [2:181(185)].
Высоко ценит ислам храбрость человека, присутствие в нем духа в отстаивании мусульманской веры в борьбе с ее врагами. «О те, которые уверовали! Когда вы встретите тех, кто не веровал, в движении, то не обращайте к ним тыл. А кто обратит к ним в тот день тыл, если не для поворота к битве или для присоединения к отряду, тот навлечет на себя гнев Аллаха. Убежище для него — геенна, и скверно это возвращение!» [8:16-16].
 Призывая верующих быть честными, порядочными во всем, исламская мораль осуждает ложь как намеренное искажение истины, считая ее величайшим грехом, особенно в том случае, если кто-то ставит под сомнение пророческую миссию Мухаммада как избранника Аллаха на Земле, открывающего людям его волю. «Кто несправедливее того, кто измышляет на Аллаха ложь или считает ложью Наши знамения? Поистине, не будут счастливы неправедные!» [6:21].
Коран призывает верующих активно бороться за веру, строго соблюдать моральные эталоны ислама, хотя предупреждает, что бороться, объявить войну следует лишь тем, кто сражается с вами. «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, – поистине, Аллах не любит преступающих!» [2:190]. При этом Священное писание предостерегает своих сторонников от жестокости, призывает их быть гуманными по отношению к побежденным, военнопленным и тем, кто открыто не объявляет вам войну. 
Коран учит правоверных любить свою Родину, быть ее патриотами. Еще в раннеисламскую эпоху у арабов сложился идеал верности индивида своему роду, племени, его адатам. Однако, подчеркивая ценность этих человеческих качеств, Коран не придает им самодовлеющего значения, учит правоверных тому, чтобы не противопоставлять свой род, свое племя другим. Из истории известно, как пророк Мухаммад и его сподвижники, вынужденные покинуть свой родной город Мекку, сильно тосковали по нему, не по своей воле оказавшись в Медине. Однако это священное чувство любви человека к родным местам, согласно мусульманской морали, не должно у него перерасти в крайние формы. Исламское учение запрещает и порицает проявления узкоместничества, противопоставление одного народа другому. Наоборот, оно призывает к тому, чтобы уважительно относиться к культуре, традициям других народов, обогатить свой духовный мир достижениями других народов. Об этом красноречиво говорит 13 аят 49 суры Корана, где отчетливо сказано: «Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга» [49:13].
Многие аяты Корана посвящены проблеме формирования у человека заботливого отношения к природе, умеренности во всем, разумного отношения к среде своего обитания, отказа от совершения действий, причиняющих зло окружающим. «Он тот, – говорится в Коране, – который произвел сады с подставками и без подставок, пальмы и посевы с различными плодами, и маслину, и гранаты, сходные и не сходные. Вкушайте плоды их, когда они дадут плод, и давайте должное во время жатвы, но не будьте неумеренны. Поистине, Он не любит неумеренных!» [6:142(141)]. 
Можно привести множество и других свидетельств, говорящих о значительных нравственно-воспитательных возможностях ислама в деле духовно-нравственного воспитания личности. Верующие мусульмане искренне считают исламские моральные ценности гуманистической основой духовной жизни человека. Таких же и близких к ним взглядов на роль ислама в духовно-нравственном воспитании личности придерживаются и формально неверующие люди. 
 В то же время есть немало и таких людей, которые считают, что нравственным человек может быть и без веры в Аллаха. Эти два крайних подхода к исламу, его роли в духовно-нравственном развитии личности требуют объективного, научно обоснованного, взвешенного взгляда на роль исламской морали в историческом развитии общества. По нашему мнению, одинаково вредно как противопоставление религии в качестве альтернативы научному материализму, взгляд на нее как на единственный источник истинного гуманизма, переоценка ее нравственных потенций, так и их недооценка в воспитании личности, в утверждении во взаимоотношениях людей добра и искоренении зла. Говоря о противоположности этих двух типов мировоззрений, все же следует отметить, что в современных условиях, в конкретно сложившейся сегодня в стране ситуации обществу важно, отказываясь от примитивного, вульгарного понимания роли религии в воспитании личности, интегрировать, объединить усилия всех имеющихся в обществе ценностей, в том числе и исламских, с тем, чтобы успешно решать задачи воспитания молодого поколения в духе требований общечеловеческой морали во всех сферах его жизнедеятельности, помочь ему обрести духовную опору, жизненные ориентиры в понимании своего места в сегодняшнем непростом мире.
 
«назад

Фотолента

фотографий: 2
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив