Народы Дагестана
Архив номеров » № 6,2019 от 12 Мая 2020 г » Гражданственность » Качество государства и готовность гражданского общества

Качество государства и готовность гражданского общества

 В последние годы многие из нас задаются вопросом, какими должны быть взаимоотношения государства и гражданского общества? В этом вопросе мнения исследователей разнятся. Исходя из политических и культурных традиций России, многие известные ученые и эксперты наиболее объективным считают мнение о том, что гражданское общество и государство должны взаимодополнять друг друга. Более того, для государственной власти на каком-то этапе стало очевидным, что без подключения самих граждан к выработке принципиальных решений о форме и содержании общественного устройства, без их доверия и одобрения действий властей решить возникшие в последние годы социально-экономические и общественно-политические проблемы не удастся. Именно поиск путей, выхода из системного кризиса привел к выводу о необходимости практического развития демократических механизмов взаимодействия государственной власти с гражданским обществом, в том числе в форме социально-политического диалога.

По мнению экспертов, сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность. Президент РФ В. Путин в одной из программных статей подчеркнул: «Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений – как стратегических, так и тактических. Нам важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду».
Общеизвестно, что одним из важнейших признаков гражданственности является наличие гражданской позиции. Четко сформулированная гражданская позиция есть необходимое условие, ключевая ступень для восхождения к гражданской культуре. Последняя в свою очередь исходит от индивида, а не проецируется государством. 
 По утверждению профессора, доктора политических наук Майи Аствацатуровой, гражданское общество России находится в состоянии становления, что провоцирует тезисы о его незрелости, неэффективности и даже о его полном отсутствии. Вместе с тем в России присутствует важнейший показатель гражданского общества – самоорганизация граждан. Полноправными представителями гражданского общества выступают созданные и активно функционирующие общественные объединения: неправительственные, некоммерческие организации. В РФ созданы вертикальные и горизонтальные сети общественных организаций – миротворческих, правозащитных, ветеранских, молодежных, женских и иных. Созданы и действуют также многочисленные общественные советы, творческие союзы. В роли «несущих конструкций» гражданского общества в РФ выступают именно общественные некоммерческие организации.
Для России деятельность НКО, самоорганизация, самопомощь ассоциированных граждан является главным признаком дееспособного гражданского общества. При этом сложилась система взаимодействия органов государственной власти и управления и общественных организаций, объединений и движений. Чем теснее и плодотворнее контакты государства с «третьим сектором», тем лучше взаимопонимание власти и общества и вероятно их взаимное отчуждение.
Сегодня как никогда важно совершенствование системы политического управления, что возможно только в случае задействования потенциала гражданского общества. Тем самым система государственного управления страной должна опираться на диалог между властью и обществом. В настоящее время остро стоит проблема обновления политических институтов, которые в своем нынешнем состоянии тормозят переход страны к инновационному развитию. 
Многие эксперты отмечают, что «механизмом взаимодействия гражданского общества и государства является коммуникация. Через нее осуществляется обмен различными информационными продуктами сначала на межличностном уровне — среди индивидов, граждан, затем между различными социальными группами и, наконец, в сфере взаимодействия гражданского общества и государства. Только диалог способен обеспечить взаимопонимание и взаимодействие власти и общества, решить проблему социального согласия». 
А какова ситуация у нас в Дагестане? Официальная статистика свидетельствует о том, что по количеству некоммерческих объединений наша республика отстает от многих других регионов страны, опережая лишь Чечню и Ингушетию. Из 3560 зарегистрированных общественных организаций реально действующих не так много (100-120). А это значит, что надо стимулировать рост числа разного рода общественных объединений.
По мнению ряда независимых экспертов, правовой нигилизм, отсутствие элементарной политической культуры мешают взаимодействию органов власти с общественными организациями: «Чтобы завоевать доверие людей, представителям органов власти надо много работать, любой диалог – дорога с двусторонним движением». 
Конечно, на сегодняшний день можно констатировать недостаточную скоординированность в деятельности общественных организаций как сегментов гражданского общества в борьбе с коррупцией, что, к сожалению, не позволяет говорить об их высокой эффективности. 
По инициативе Общественной палаты Дагестана в республике за последние годы проведено немало разного рода мероприятий. Это и съезды матерей, молодежи, и конференции некоммерческих организаций «Дагестану – мир и согласие». И сегодня с большим удовлетворением можно отметить плодотворную работу этого института. Среди руководителей Совета – активные общественники: к примеру, кандидат экономических наук, председатель региональной некоммерческой организации «Толеранс», руководитель Совета старейшин сел. Доргели Карабудахкентского района Абсалюдин Мурзаев. Он регулярно выступает в СМИ, высказывает свою четкую позицию в вопросах совершенствования управления на региональном и муниципальном уровне. Делает это на конкретных примерах, критикует нерадивых чиновников и предлагает свое решение назревших проблем.
И таких примеров немало. Многие годы в республике плодотворно работает Совет старейшин при Главе Дагестана. Его возглавляет известный ученый и общественный деятель, профессор, доктор политических наук, эксперт теле визионной аналитической программы «Акценты» Абдулла Магомедов. Он зарекомендовал себя как человек конкретных действий. У руководителя Совета много новых идей, планов. По инициативе Совета старейшин в республике ежемесячно проводятся информационные дни. Представители старшего поколения вместе с депутатами республиканского парламента выезжают в города и районы, встречаются с рядовыми людьми, рассказывают о многогранной и эффективной работе, проводимой командой В. Васильева. В работе общественных организаций все еще много недостатков и серьезных упущений. Об этом свидетельствуют итоги поездки ответственных работников Министерства по национальной политике РД в города и районы Южного Дагестана. В городах Дербенте, Дагестанские Огни, Магарамкентском, Курахском и ряде других районов немало резервов в плане четкой организации работы органов местного самоуправления с населением. И сейчас на республиканском уровне принимаются конкретные меры с тем, чтобы реально изменить ситуацию на местах. А для этого необходим серьезный анализ положения дел в городах и районах республики. И только затем – программа действий. Кстати, в этой важной работе задействованы не только чиновники, руководители министерств и ведомств, но и сами общественники. И это очень важно. 
 И даже при всем этом эксперты, впрочем, как и некоторые руководители общественных организаций, отмечают все еще низкую гражданскую активность населения: «В государстве пока не сформирован новый формат взаимодействия трех составляющих: власти, общества, бизнеса. Подавляющее большинство дагестанцев все еще полагается на государство, возлагая на него решение всех проблем, тогда как в развитых странах огромную роль в политической жизни играют сами общественные организации».
Процесс политических реформ в стране вызвал в Дагестане заметную активность различных политических сил и, прежде всего, институтов гражданского общества. По словам ряда экспертов, обновленная политическая система должна иметь реальную конкуренцию с тем, чтобы пользоваться настоящим доверием избирателей. По мнению Председателя Правительства РФ, руководителя политической партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева, необходимо повысить качество народного представительства. Правящей партии следует быть не «приложением к исполнительной власти» и выступать в роли статиста, а быть реальным участником формирования этой самой власти.
Идеалом политической системы эксперты считают такую ситуацию, при которой слышен голос явного меньшинства и даже одного человека. И в этом плане вызывает уважение активность работы Общественной палаты Республики Дагестан. Многочисленные заседания, «круглые столы», слушания по самым актуальным вопросам жизни республики стали регулярными и проходят, как правило, живо и интересно. А это значит, что за годы своего функционирования республиканская Общественная палата в какой-то степени уже доказала, что общественный контроль за властью – это реальность, которая в конечном итоге дает возможность эффективного управления многими процессами в регионе. Об этом свидетельствуют итоги социологических опросов населения. По мнению известного дагестанского ученого, профессора, экс-председателя республиканской Общественной палаты Абдумуслима Муртазалиева, в становлении гражданского общества в Дагестане за последние годы сделано немало. Особенно в плане исследования проблем в этой важной сфере, разработке мер по их решению, законодательному закреплению этих мер, но совсем немного удалось сделать по конкретной реализации. Кстати, вышесказанное касается не только Общественной палаты республики, но и многих других структур, которые нередко свое неумение и нежелание работать конкретно с населением стараются прикрывать бурной заседательской суетой.
Формирование гражданского общества в современной России и в Дагестане имеет свои особенности, сложности и внутренние противоречия. В стране в целом и в отдельных ее регионах в последние десятилетия традиционные связи общественной жизни подверглись ограничениям, трансформировались традиционные принципы и формы социального взаимодействия в новые, менее привычные для участников общественного диалога.
По мнению ряда известных дагестанских политологов, нынешний этап отмечен активностью формирования основ гражданского общества. Заметен приток граждан в политические партии. Органы государственной власти Дагестана последовательно проводят в жизнь политику конструктивного взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями.
По мнению дагестанского ученого М. Билалова, органы государственной власти должны быть открыты для общества, искать и находить формы и способы взаимодействия с некоммерческими и неправительственными организациями. В гражданском обществе демократические процедуры должны основываться на публичном праве, оценивать качество деятельности власти и на механизмах влияния на власть в интересах общества. Интересы гражданского общества должны иметь действенные каналы влияния на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений органов исполнительной власти.
На сегодняшний день гражданское общество становится предметом повышенного научного и политического внимания в России. Гражданское общество представляет собой сферу горизонтальной социальной активности, основанную на свободной, творческой деятельности личности, оно является многообразной совокупностью взаимных отношений индивидов, которые действуют в условиях свободного рыночного общества и правового государства. 
Как отмечает эксперт-политолог Абдулла Магомедов, на данном этапе развития дагестанского общества нужен реальный диалог основных политических сил с целью достижения консенсуса и выработки эффективной программы модернизации. Нужно обязательно привлечь к модернизации и определению ее конкретной программы широкие народные массы. Нужно пробудить творческую инициативу народа и дать ему реальное право решающего голоса при принятии ключевых политических решений.
Главное – изменить отношение власти и народа, преодолеть отчуждение политической власти от народа, реально демократизировать политические институты, поставить власть под контроль народа. Как минимум необходимо, чтобы все существенные законы и ключевые политические решения выносились на всенародные обсуждения и референдум. Как отмечают ученые-специалисты, необходимо предварительно привлечь к обсуждению принимаемых Народным Собранием РД законов как можно больше рядовых людей, экспертов-юристов по данной проблематике.
Процессы демократизации и становления гражданского общества идут в нашей стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязательной совместной работе государственных и негосударственных структур. А для этого нужен неформальный и непрерывный диалог между ними.
«назад

Фотолента

фотографий: 5

В Общественной палате Республики Дагестан

Категория фото: Гражданственность »

Победители республиканского конкурса руководителей некоммерческих организаций «Лидер года»

Категория фото: Гражданственность »

Участники Межрегионального конгресса некоммерческих организаций

Категория фото: Гражданственность »

Заседание Совета старейшин при Главе РД

Категория фото: Гражданственность »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив