Народы Дагестана
Архив номеров » № 6,2019 от 12 Мая 2020 г » Искусство » Подлинное искусство опережает время

Подлинное искусство опережает время

 Детская художественная школа поселка Мамедкала была создана в 1972 году и является первой детской художественной школой в Дагестане. У истоков создания школы стояли Герой Социалистического Труда академик Нариман Алиев и первый директор школы В.А. Куцев.

 За время существования Детской художественной школы п. Мамедкала работы учащихся экспортировались в 80 стран мира, такие как Индия, Франция, США, Италия, Бразилия, Тунис, Япония, выставлялись в Ленинграде, Москве, в Третьяковской галерее, Эрмитаже и в Доме художников на Крымском валу, неоднократно становились победителями и дипломантами международных, всероссийских и республиканских выставок детского творчества.
70 учащихся награждены медалями «Юный участник ВВЦ». 9 учащихся школы стали стипендиатами Министерства культуры России и Дагестана. Учащиеся детской художественной школы оформили спектакль Дагестанского кукольного театра «Незнай – победитель великанов», книжку детского поэта В. Портного «Слепой дождик». Учащиеся школы – авторы нескольких настенных росписей «Мой мир», «Добро и Зло», «Цирк», «Стремление» и т.д.
 В художественной школе 16 педагогов, а возглавляет коллектив член Союза художников России, Союза дизайнеров России, заслуженный деятель искусств Дагестана, выпускник Ленинградского высшего худучилища им. В. Мухиной, участник международных выставок Гамзат Гусейнов.
Гусейнов Гамзат Абдулкадырович – один из талантливых художников Дагестана. Участвовал в многочисленных всесоюзных и всероссийских художественных выставках. Персональные выставки Гусейнова Г.А. прошли в 1993, 2005, 2010, 2015 годах. Им спроектированы и созданы экспозиции 14 музеев.
Гусейнов Г.А. стоит у истоков создания художественного текстиля в Дагестане. В выставке художественного текстиля в Чехии (г. Прага) участвовал с гобеленом «Память», в международном триеннале художественного текстиля в Бельгии (г. Брюссель) с гобеленом «Камни Кала-Корейша».
В 2010 году награжден дипломом Союза художников России «За творческие успехи и вклад в изобразительное искусство России» и стал стипендиатом государственной стипендии Президента России, победителем «Биеннале Шуну-Даг». В 2012 г. награжден Почетной грамотой Министерства культуры РФ. Решением правления Союза дизайнеров России награжден почетным знаком за заслуги развития дизайна в Дагестане.
В 2016 г. награжден дипломом Союза художников России «За успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России», дипломом Российской академии художеств за создание графической серии «Чабан». В 2017 г. за участие и успех на всероссийских и международных выставках дизайна награжден грамотой Союза дизайнеров России, в 2018 году – почетным знаком дружбы народов «Белые журавли России».
 
– Гамзат Абдулкадырович, расскажите немного о себе, сколько лет уже Вы занимаете место руководителя Детской художественной школы им. Наримана Алиева? Как менялась школа за время Вашего руководства? И что сегодня представляет собой ДХШ?
– Наша Детская художественная школа была создана в 1972 году. На тот момент она являлась единственной в республике. До этого действовали различные студии искусства. Заслуга в открытии этой школы принадлежит директору виноградарского совхоза Дербентского района Нариману Алиеву, который активно участвовал в общественно-политической жизни республики. При нем поселок Мамедкала процветал. Он также считался одним из лучших специалистов в сельском хозяйстве республики: долгие годы возглавлял местный винсовхоз, являлся Героем Социалистического Труда, доктором      сельскохозяйственных наук. После его убийства я стал добиваться присвоения школе его имени. И сегодня наша школа носит имя Наримана Алиева.
В Мамедкалинской художественной школе я начал преподавать уже в 1975 году, на тот момент директором школы был В. Куцев. Проработав там год, я пошел служить в армию, и через несколько лет меня снова направили туда, но уже в должности директора. Поначалу я отказывался из-за состояния здоровья, после все-таки меня уговорили, и в 2001 году я возглавил школу, а это было уже другое государство, тяжелое время. На тот момент судьба школы мало кого волновала, и средств для ее поддержания не хватало. Но сегодня она существует, работает, так как социальная потребность человечества в искусстве неоспорима.
 – Сколько детей посещают сегодня художественную школу? Вы принимаете всех обратившихся к Вам детей? Или есть какая-то отборочная программа? 
 – Сегодня художественную школу посещают около двухсот детей. Раньше, конечно, было их больше. Дело в том, что в свое время у нас были филиалы, со временем их сократили, и под сокращение попал наш коллектив. Но мы принимаем всех желающих, так как это все-таки поселок, а не город, где может действовать специальная отборочная программа. 
– Все дети рисуют, кому-то это дается легко, кому-то приходится прилагать усилия. Как понять родителям, что у ребенка все-таки есть талант, что нужно брать его за руку и вести в художественную школу?
– Я считаю, что у каждого ребенка есть способность к творению искусства. У кого-то сразу выявляется талант, у кого-то со временем. Но чем раньше отправят родители своего ребенка в школу, тем больше возможностей развить в нем художественный дар. Я работаю в этом направлении уже 44-й год, и за этот период мне приходилось сталкиваться со многими творческими личностями. Бывает такое, что сегодня у ребенка не проснулся талант, а завтра он проявляется. У нас учились дети с психическими отклонениями, но им это не мешало быть талантливыми художниками. Они были довольно-таки способными детьми. Я помню одного, он, правда, по причине болезни умер еще молодым, но каким он был гением в искусстве! Талантище! 
 – Есть ли у Вас какая-то формальная, при этом исключительная методика обучения? 
 – Есть. Мы не занимаемся по бумажке, по написанной программе. Программа программой, а приспосабливаться надо к местным условиям. Раньше с ребенком намного было проще, до того как появились нанотехнологии, гаджеты, в которых дети сегодня зависают. Прежде преподавателю было достаточно направить ученика, и все, он воодушевлялся, у него раскрывался талант. К примеру, даем мы им тему для урока – нарисовать аул, но он не знает, как изобразить его на бумаге, он не видел его воочию. Или быка, осла. Раньше в поселке почти в каждом дворе было свое хозяйство (быки, коровы). Сегодня редко у кого встретишь. Вот дети и не знают, что собой представляет это животное. Мы стараемся объяснить ребенку, что нарисовать пейзаж, портрет, натюрморт интереснее, чем сфотографировать. Почему? К этому нужно подвести. Мы пытаемся не просто изобразить предоставленную тему — «Мир. Труд. Май», «Край», а даем возможность познать художественный материал. Как себя ведет акварель? Что можно передать маслом? В чем преимущества гуаши? Какие техники существуют? Для ребенка очень важно переживать и передавать эмоции. Познать чудо творчества, потратив пять, шесть, семь, восемь часов на создание картины, в таких условиях тем более ценно. Главная награда для нас — если удалось донести это до ученика и у него получалось. 
– Какие возможности предоставляются выпускникам Вашей школы?
 – У нас дети учатся с 6 лет (как подготовительная база), уже в 7 лет он идет в первый класс. У нас пятилетнее обучение, и по окончании выпускник получает диплом. Таким образом, он прошел специальную подготовку, которая позволит ему без затруднений поступить в специальный вуз. Наши ребята поступают в лучшие училища страны, становятся художниками и дизайнерами, а я испытываю гордость и удовлетворение, что нашего полку прибыло.
– Расскажите, как проходит обучение в школе? Какие предметы включены? Какие направления живописи преподаются сегодня в школе? 
– У нас проводятся уроки три раза в неделю. В программу включены такие предметы, как живопись, рисунок, композиция, история искусств, скульптура (лепка). Мы занимаемся по классической программе, строим наш учебный процесс с акцентом на всестороннее гармоничное развитие, ориентируемся и на личностный выбор ребенка, его субъектную позицию.
– Есть такая фраза – «я так вижу». Существует много течений в современной живописи, но, наверно, в академической школе эта фраза неуместна? И можно ли научиться в Детской художественной школе такому направлению в искусстве, как сюрреализм?
 – Уместна. Мы даем свободу ученику в этом плане. Особенно в живописи, там необходима фантазия. Он может изобразить так, как у него это получается, как он видит. Ведь это дети. Не совсем правильно требовать от них рисовать все натуралистично. Другое дело при подготовке к поступлению в вуз. Там нужно как положено по композиции, более натуралистично. А писать картины в направлении сюрреализма им дается, пожалуй, даже легче. Но то свойство является как бы личностным свойством человека. И оно либо есть, либо его нет. Кому-то нравится, когда у него цвета перемешиваются, переливаются, и ему не важно, как зритель к этому отнесется. Он получает удовольствие именно от того, насколько это красиво в цвете. Как этот цвет гармонично «сидит» на листе.
– Как часто проводятся выставки детских работ?
– Выставки мы организовываем довольно часто. В год проводятся 5–6 выставок, они могут проходить в Дербенте, Махачкале, у нас в поселке и т.д. И наши работы уже узнают по почерку, по краскам и композициям. 
Мое огромное желание – привить детям любовь к искусству, к тому, чем они занимаются, обогатить их духовно. На это я направляю все свои силы. Ведь порой за успехами учеников стоит большой, кропотливый труд преподавателей.
– Самые яркие выпускники Вашей школы? Где они сегодня?
– Есть двое, которые уже отличились своим талантом. Это Гарунов Аладдин, заслуженный художник Республики Дагестан. Работает в Москве, является членом Союза художников России. Кроме того, Гарунов одержал победу на Венецианском биеннале современного искусства в 2011 году. Стал одним из двух международных победителей авангардного искусства в США. Еще один выдающийся выпускник нашей школы – Ю. Ханмагомедов, графическая работа которого была куплена в подарок королеве Великобритании Елизавете II. Он также является народным художником России. 
– Что бы Вы сказали молодым художникам, кроме как работать и работать?
– Самое главное – постоянно работать над собой, над своими произведениями, но при этом развиваться не только в искусстве, но и во всем остальном. Ведь художник должен уметь реалистично или абстрактно изобразить жизнь в своем творчестве. 
 
«назад

Фотолента

фотографий: 4

Воспитанники художественной школы

Категория фото: Искусство »

В художественной школе

Категория фото: Искусство »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив