Народы Дагестана
Архив номеров » № 6,2019 от 12 Мая 2020 г » Общество » РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ДАГЕСТАНА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ДАГЕСТАНА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Народы Дагестана отметили 20 лет со дня разгрома международных террористов. В юбилейную дату в Дагестан прибыл Президент России В.В. Путин, который дал высокую оценку защитникам Отечества: «Это дорогого стоит. Тогда женщины, мужчины, даже дети принимали участие. Это было важно не только для Дагестана и этих суровых людей, это было важно для всей России – показать международным бандам, что народ не с ними. Вот в этом была заслуга».

Почти все этапы дагестанской истории дали целый ряд наглядных уроков того, что история народа, сохраняемая и воспроизводимая в виде коллективной памяти, – своего рода сфера национальной безопасности. История – одна из древнейших на земле профессий. Еще не возникло письменности, когда история уже существовала. Она складывалась из устных преданий и легенд. Сегодня, как никогда, следует уделять особое внимание вопросам исторического знания. Нам надо делать все возможное для изучения истории своей республики, активнее внедрять свою историю народов Дагестана в жизнь и в интернет. Мы заинтересованы в том, чтобы фундамент нашей исторической памяти был твердым и объективным.
Новый, более высокий уровень общественного сознания вообще невозможен без исторического мышления, которое помогает самостоятельному осмыслению сложнейших проблем современности, творческому подходу к решению социально-экономических задач.
Притягательная сила истории заключается в естественном желании знать как можно больше о своих предках, об их делах и помыслах. Кроме того, история отражает культурный уровень народа, характеризуя степень развития, на которой он находится. Познавая прошлое, мы выявляем закономерности исторического развития и на их основе учимся строить будущее. 
Во всех отношениях Дагест ан – это уникальный уголок с многовековой историей. Дагестан,           как на территории России, так и на Кавказе, занимает первое место по количеству генетически родственных языков и народов, искони распространенных на его территории, и исторически особое положение на Великом торговом пути между Востоком и Западом, по разнообразию географических условий (море, равнина, предгорная, горная, высокогорная зоны, характер рельефа – изрезанность глубокими оврагами, бурными реками и многочисленными речками, обилие родников и источников, в том числе и высококачественных целебных минеральных источников; высокоразвитое террасное земледелие и садоводство, богатая и уникальная флора и фауна и т.п.), по насыщенности бурными историческими событиями (легендарные войны с много раз превосходящими и могущественными иноземными завоевателями в защиту родного Дагестана, героическая борьба горцев за свержение царизма, местных ханов и шамхалов, за власть советов, самоотверженное участие в Великой Отечественной войне против гитлеровских захватчиков и т.д.), по богатству и разнообразию археологических памятников, по многожанровому богатству фольклора народов, особенно песенного, по общественно-политическому, социально-экономическому, культурно-бытовому укладам, по отголоскам разных верований и религий, по этнографическим особенностям, по отраслям хозяйства и ремеслам и т.д. 
Каждый народ вносит свой неповторимый вклад в историю человечества, что особенно становится очевидным по мере нарастания интеграционных мировых процессов. Каждый народ, удобряя почву цивилизации своим разумом, знаниями, опытом, своим трудом, наконец, своими жизнями, создает общий мировой цивилизационный фон, на котором развивается и совершенствуется весь человеческий род. 
Наукой и практикой давно доказано, что обучать ребенка на первых порах следует родной историей. Поэтому с научно-методической точки зрения в школах, затем в средних специальных и высших учебных заведениях важно обстоятельное преподавание истории Дагестана. В школе подробно изучаются курсы отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до наших дней. Чтобы понять и усвоить историю народов Древнего Востока, Европы, Азии и Америки, да и России, важно знать историю своего края.
«Можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; не любить историю может только человек, неразвитый умственно», – утверждал Н.Г. Чернышевский. В этом отношении не являются исключением дагестанские народы. Жизненно необходимо, чтобы каждый народ понимал свою историческую преемственность в потоке чередующихся времен, из чувства этого и вызревает главный гормон общественного бытия, вера в свое национальное бессмертие. 
С глубокой древности, на всех этапах исторического прошлого на территории современного Дагестана происходили те же исторические процессы, которые имели место в остальных регионах Кавказа. История древнейшей эпохи Дагестана воссоздается исключительно по археологическим, этнографическим материалам и данным историко-лингвистических реконструкций. С конца I тысячелетия до н.э. о предках дагестанских горцев появляются письменные сведения. 
Касаясь вопроса, что может дать история обществу, следует отметить, что история не принадлежит к наукам, способным дать прямой производственный эффект. В наше неспокойное время люди могут успешно справляться с различными проблемами внешнего и внутреннего характера, когда они вместе и осознают себя частицами единого народа, когда понимают, что их народ имеет богатое прошлое. В этом и состоит значение изучения исторического прошлого. «История является для нас воспоминанием, – писал Карл Ясперс, – о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История – основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека». История – это общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в действительности живет в сознании. Знание прошлого имеет колоссальное значение для созидания настоящего, ибо прошлое рождает настоящее, а настоящее готовит будущее. Отношение к истории, ее понимание – это зеркало, отражающее моральные ценности того или иного общества. Мудрость веков гласит: история учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться. Для человека и общества важна сама возможность извлекать из прошлого уроки для будущего.
В народе ныне вызывает неудовлетворение необоснованная критика со стороны недостойных людей нашей героической истории и исторических личностей. Да, были ошибки и драматические моменты в нашей истории, но позитивного героического было намного больше, чем негатива. Ни одна страна, кроме нас, не строит свою современную жизнь на основе критики прошлого.
Мы справедливо говорим сейчас о новом прочтении теоретического наследия прошлого. Не только прошлое помогает лучше понять настоящее и будущее, но и настоящее помогает глубже осмыслить исторический процесс.
В конце второго – начале третьего тысячелетия формируются демократические ценности взамен политики деидеологизации, которая претендовала на господство в обществе в период перестроечных реформ.
Другими словами, реальная потребность в новой идеологии, в национальной идее ощущается тем острее, чем нагляднее становится распад культуры, морали, экономики.
Искомая национальная идея должна быть в первую очередь идеей консолидации, собирания, объединения на основе укрепления федеративной российской государственности. В этой связи очень важное значение имеет формирование исторического сознания населения. Историческое сознание является важной жизнеобразующей основой любого общества. Основной признак наличия здорового исторического сознания населения – осознание, ощущение преемственности в развитии событий, связи времен. Человек в своем настоящем, окружающем его мире, как его реальной жизненной ситуации, зависит от того, что было раньше, от прошлого, на плечах которого он стоит, но это только часть его бытия.
К сожалению, история дает огромные возможности ссорить народы и приписывать друг другу самые негативные качества. Мы должны извлекать уроки из истории своих ошибок, а историю других народов рассматривать под углом достижений и хороших примеров, на основе которых можно строить добрые отношения.
Никто не выбирает своего прошлого – ни отдельный человек, ни целое общество; знание прошлого – такое же неустранимое условие жизни во всех ее проявлениях, как все ее остальные (материальные и другие) факторы. Память о прошлом – тот исторический фундамент, без опоры на который не может обойтись ни одно общество, ни одна эпоха. Значение прошлого для каждого нового поколения людей не сводится только к той или иной положительной или отрицательной оценке ушедшего времени, событий и лиц. Прошлое, уходя, не уносит с собой его последствий, а с ними каждое новое поколение не может не считаться, ибо это основа его жизни и деятельности. Не менее значимо прошлое в связи с попыткой общества в каждом случае определить, куда оно идет или куда ему следует двигаться. Определить эту перспективу, не оглядываясь на пройденный путь, невозможно. 
Научное историческое знание является главным, основным источником формирования исторического сознания населения как неразрывной связи времен.
Роль исторической науки как главного источника можно представить в данном случае лишь в идеале в том смысле, что здесь не обходится без влияния и порой, может быть, более значимого, чем влияние исторического знания, средств массовой информации. Формирование научного исторического мышления и исторического сознания – фундаментальные и взаимосвязанные задачи исторического образования. От решения этих задач зависит по преимуществу формирование у населения ценностных ориентаций, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование умения получить самостоятельно информацию для оценки прошлого и понимание настоящего. Несистемность изучения истории Дагестана в школах, в средних и высших учебных заведениях, сокращение часов на нее в пользу других непрерывно возникающих дисциплин ведет к историческому нигилизму и просто к невежеству.
История Дагестана делает явной, зримой связь локальной, региональной истории с историей Отечества, с событиями всемирного масштаба. История Дагестана должна быть сохранена в учебных планах школ и вузов республики.
Историческое прошлое Дагестана ждет от нас мудрости и понимания. Мы в долгу перед ним. При бережном и сочувственном обращении оно способно рассказать о нас самих очень много и, главное, дать простые и вечные ориентиры для будущего.
 
«назад

Фотолента

фотографий: 5

Встреча Уммупазиль Омаровой с представителями авторского коллектива учебников по истории Дагестана

Категория фото: Общество »

Встреча Уммупазиль Омаровой с представителями авторского коллектива учебников по истории Дагестана

Категория фото: Общество »

Поездка школьников Хлютской СОШ в исторический парк «Россия – моя история»

Категория фото: Общество »

Открытый урок на Унцукульской станции детско-юношеского туризма и экскурсий «Край мой - Дагестан»

Категория фото: Общество »

Открытый урок «Памяти учителя на все времена Гаджиева Булача» в Новокулинской СОШ №1

Категория фото: Общество »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив