Народы Дагестана
Архив номеров » № 1,2020 от 14 Мая 2020 г » Этнология » Материальная культура даргинского народа

Материальная культура даргинского народа

 По археологическим данным, производящее хозяйство в горах сложилось в VI-V тыс. до н.э. Обе взаимосвязанные и взаимозависимые отрасли хозяйства – земледелие и скотоводство – характеризовались высоким уровнем развития. Одним из древнейших и крупных очагов террасного хозяйства и родиной многих культурных растений академик Н.И. Вавилов назвал Кавказ, в том числе и Дагестан.

Земледелие в Дагестане развивалось по пути создания террасных полей на горных склонах. Наиболее распространенным был тип террас с межевыми откосами, но большого искусства достигли горцы в сооружении полей на подпорных стенах, почва на них частью наносная. Основная масса таких террас, обрабатываемых нередко вручную мотыгами и лопатами, находилась в горных долинах, где проживали даргинцы. Здесь они выращивали пшеницу, ячмень, рожь, сеяли также овес, просо, фасоль, горох, чечевицу, лен, позднее кукурузу, коноплю, тыкву, морковь, чеснок.
Даргинцы также занимались садоводством. Существовали местные сорта фруктов и винограда, которые высоко ценились на рынках, шли на обмен. Кайтагцы хорошо знали технологию хранения свежих фруктов.
Как бы ни была высока культура земледелия горцев в условиях малоземелья, им своего хлеба не хватало, особенно в высокогорной зоне, где ведущей отраслью было скотоводство. Около 8 тыс. лет назад были выведены приспособленные к горным условиям – неприхотливые и выносливые – породы скота и лошадей. Преобладало внимание к крупному рогатому скоту, что связано с пашенным земледелием и получением молочных продуктов. Овцеводство как товарная отрасль развивается с XVII века.
Ограниченные возможности в развитии земледелия и скотоводства (малоземелье) издавна вынуждали даргинцев прибегать к поиску других источников существования, что привело к распространению отходничества и развитию различных промыслов и ремесел. Они были связаны еще с полунатуральным типом хозяйства и наличием свободного времени. Использовали не только разнообразное местное сырье – шерсть, дерево, но и привозное, особенно для оружейного, ювелирного и кузнечного дела. Широкой известностью пользовались кубачинские ювелирные изделия, сулевкентские, харбукские, кайтагские предметы – сувениры из дерева с насечкой.
Говоря об отходниках, отметим, что из даргинских округов в начале XX в. число их было довольно большим – около 10 % от общего числа крестьян, а ремеслом занимались 15 % от общего числа крестьян даргинцев.
Современное хозяйство базируется в основном на традиционных формах. Усилилась зональная специализация, в горах уменьшился удельный вес земледельческого труда, многие земли заброшены, что является свидетельством упадка культуры земледелия и животноводства.
Произошли большие изменения и в поселениях даргинцев. За последние сто лет они во многом изменились: одни укрупнились и благоустроились, другие уменьшились, и в них появилось много развалин, третьи перестали существовать, жители переселились на равнину или в города.
На характер поселений большое влияние оказали природно-экологические условия. Суровый климат горной зоны, большая пересеченность местности, крутые склоны, скудность пахотной земли, ее труднодоступность обуславливали размеры поселений. И сегодня немало селений, особенно в высокогорных районах, до которых нет нормальной автомобильной дороги и нелегко добраться. В целях экономии пахотной земли и в интересах безопасности селения располагались в естественно защищенных, укромных местах – у гребней хребтов, уступов склонов, скальных выходов, выступов ручейков.
Фактически каждый аул у даргинцев в старину был крепостью, в него можно было войти по одной или по двум дорогам-тропам с закрывающимися на ночь воротами. Кажущаяся «беспорядочная», «бессистемная» планировка на самом деле была продумана с учетом всех жизненных интересов и возможностей человека, жившего в XI-XIV  веках, в ней были разумный расчет и опытное решение.
Жилище даргинцев представлено было множеством типов и форм как по планировке, так и во  внешнем облике и архитектурной композиции. Первое известное науке постоянное жилище в горах появилось восемь тысяч лет назад. Круглоплановая каменная постройка с очагом в центре просуществовала здесь на протяжении трех с половиной тысячелетий, и она была самобытным явлением на Кавказе и вообще в истории мировой цивилизации.
Около четырех тысяч лет назад появляется новая форма – прямоугольная, и эта форма и многие элементы этого жилища – конструкция кровли, дверей, очага, нар – в усовершенствованном виде дошли до начала XV века. Еще в сороковых годах нашего столетия немало было используемых домов, построенных в XVII веке. Живость этих сооружений объясняется их природоспособностью, универсальностью конструктивных решений. Вместе с тем жилище меняется с экономическими и культурными изменениями в обществе.
Трудно найти в старом ауле два одинаковых дома. Были одноэтажные и многоэтажные, однокомнатные и многокомнатные, но в них отражались местные специфики. Бывали интерьеры, своеобразные по длине и ширине. В основном дома были двух- и трехэтажные.
По установившемуся обычаю, сын, женившись, отделялся в свое собственное хозяйство, родители старались отводить новой семье собственное жилище. Предпочитаемы были браки между родственниками, внутри тухума. Уход из аула осуждался, а также осуждалось похищение.
Свадьба, ее ритуалы и обычаи разнообразны не только по обществам, но и в каждом ауле.
Также разнообразна и одежда у даргинцев, особенно женская. Каждое общество имело свои особенности. Женщины в основном носили чухто и покрывало. Традиция украшать чухто уходит в глубокую древность.
Замена традиционной одежды у даргинцев происходит однотипно. На это влияет фабричная и заграничная форма. Сегодня отдельные традиционные элементы (чухто, платье-рубаха, платок, длинные штаны, вязаные носки и сапоги, чувяки, шуба) носят женщины старшего поколения. С уходом традиционной одежды исчезают и украшения. Спрос на них в последнее время возрос, но мало делается для их возрождения. Великолепие украшений сегодня можно увидеть на концертных костюмах участниц фольклорных ансамблей.
Несомненно, одежда во многом служит выражением сущности человека. Что же можно сказать о сущности сегодня, когда все одеты трафаретно и преимущественно в импорт? Мы теряем свою самобытность, индивидуальность. Конечно, нельзя призывать вовсе отказаться от европейского образца, но если мы говорим о возрождении лучших традиций прошлого, то надо чаще показывать богатство палитры национальной одежды. Тут широкое поле деятельности для наших модельеров, которые с успехом могли бы использовать национальные элементы в современной одежде. А как великолепно смотрелся бы национальный костюм на свадебном торжестве! Ведь он намного богаче и колоритнее шаблонных, привозимых за баснословные цены из Ирана, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов и т.д.
Обращение к национальному костюму, воссоздание многих его элементов в современной одежде может стать тем мостиком, который будет вести нас к духовному возрождению, восстановлению многих незаслуженно забытых промыслов.
 
«назад

Фотолента

фотографий: 7

Старый мост в с. Кунки

Категория фото: Этнология »

Весенние работы в с. Кунки

Категория фото: Этнология »

Старая улица в с. Кунки

Категория фото: Этнология »

Кубачинки в национальных костюмах

Категория фото: Этнология »

Продукция ремесла кункинцев

Категория фото: Этнология »

Продукция ремесла кункинцев

Категория фото: Этнология »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив