Народы Дагестана
Последний выпуск » Опыт » Десять дней тишины

Десять дней тишины

 Впервые о випассане я узнала от девушки, с которой познакомилась, во время рейса Москва – Махачкала. Известный психологам «эффект попутчика» сработал и с моей соседкой по креслу. Кроме всего прочего, спутница рассказала о сложных взаимоотношениях со своей сестрой. По мнению девушки, отношения с родственницей не складывались, потому что та периодически уезжает в лес, чтобы молчать там по 10 дней. Подробностей моя случайная собеседница не знала и, судя по раздраженной реакции на мои расспросы, они не сильно ее интересовали.

Меня настолько поразила новость о возможности «уйти в лес, чтобы молчать», что по прилету я начала искать информацию об этом явлении. Так «нагуглила» випассану.

До этой встречи я уже была знакома с медитациями и часто думала об уединении ради интенсивных практик. А вот о существовании специальных ретрит-центров, где можно практиковать в молчании на протяжении 10 дней, даже не подозревала. Оказалось, что это распространённая во всем мире практика. В одной только Индии, на родине Будды, который эту самую випасссану придумал, тысячи Ашрамов (Ашрам – обитель для практикующих. – Прим.авт.).

ОСОБЫЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ СЕБЯ

Слово «випассана» означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле». Медитация випассана – простой, практичный способ достичь настоящего душевного спокойствия.

Ее может практиковать любой человек, также как асаны йоги, она доступна для всех. Випассана – способ познания себя через самонаблюдение. Человек фокусирует внимание на своих внутренних ощущениях, изучает работу ума, то, как ум взаимодействует с реальностью и с телом.

Ясность ума, повышение собственной продуктивности, улучшение концентрации внимания, памяти, ну и, конечно, уравновешенность – это не полный список того, чего можно достичь благодаря регулярным практикам.

В вопросах медитации наша страна отстает от Европы и Запада. К сожалению, практикующие часто сталкиваются с тем, что их принимают за участников какой-то секты. В то время как випассана – абсолютно не религиозная традиция, польза которой подтверждена многочисленными научными исследованиями. Это действительно рациональный метод очищения ума.

В Америке бум медитации начался во времена хиппи – в 60-70-е годы прошлого века. С тех пор медитация получила общественное признание, став массовым трендом.

К примеру, Стив Джобс в интервью часто указывал на связь своих инновационных технологий с успехами в медитации. Джобс был одним из первых адептов медитации в Кремниевой долине. Он предоставил своим сотрудникам право получасовой практики в течение рабочего времени, и это право нерушимо в корпорации Apple и после его смерти.

РАССВЕТ С ГОНГОМ И ДРУГИЕ ПРАВИЛА В РЕТРИТ-ЦЕНТРЕ

Прошло пять лет после случая в самолете, прежде чем я отправилась на свой первый ретрит. Сложно быть молодой девушкой из Дагестана, которая решилась пожить в лесу 10 дней без связи. Еще сложнее объяснить свой выбор близким. Ради спокойствия моих родителей я выбрала ретрит-центр в России. Осознание того, что нахожусь хотя бы не в Индии, вселяло некое спокойствие моим родственникам.

Мой выбор пал на единственный постоянный центр, находящийся в одной из подмосковных деревень. Территория центра очень большая. Она состоит из нескольких корпусов и зоны отдыха со скамейками, лавочками и облагороженными тропинками. Туда я и отправилась за своим опытом «молчания в лесу».

По приезду в центр необходимо заполнить анкету на английском, так как Учителя курса чаще всего иностранцы (в нашем случае Учитель был из Индии). После регистрации и ужина проходит небольшое собрание, где все студенты обязуются соблюдать следующие правила:

– воздерживаться от убийства живых существ (поэтому питание в центре строго вегетарианское);

– воздерживаться от воровства;

– воздерживаться от всех видов сексуальной активности;

– воздерживаться от лжи;

– воздерживаться от принятия любых опьяняющих веществ;

– отказаться от других техник, практик, ритуалов и т.д.;

– отказаться от восприятия и воспроизведения любой информации – нельзя читать, писать, слушать музыку, пользоваться диктофоном и т.п.;

– соблюдать тишину – не общаться как вербально, так и невербально с кем бы то ни было. Нежелательно даже встречаться взглядами. В качестве исключения – можно задавать вопросы Учителю в специально отведенное время;

– не взаимодействовать с противоположным полом – мужчины и женщины находятся в разных частях центра и не пересекаются друг с другом;

– одеваться невызывающе – должны быть полностью закрыты ноги и плечи;

– на протяжении курса не выходить за пределы территории центра. 

После того, как мы сдали в камеру хранения свои смартфоны и другие ценные вещи, нас расселили по номерам. Наша комната была разделена на шесть маленьких «ячеек». Интерьер в таких кельях очень скромный: кровать, стул, полка, прибитая к стене (если повезет).

Отсутствие общения с соседями создает ощущение, что ты находишься один в целом здании. В первый же день я почувствовала себя немного одиноко: кругом незнакомцы, да и с ними нельзя заговорить.

На все возникающие вопросы можно было найти ответы на стенах. В жилых корпусах, в столовой – всюду висели бюллетени с напоминаниями и инструкциями, как себя вести, как пользоваться тем или иным прибором. Самой часто встречающейся надписью была фраза: «Соблюдайте благородную тишину». Уже на второй день мне стало очень комфортно пребывать в молчании, казалось, что это мое привычное состояние и нет никакой необходимости в том, чтоб разговаривать.

Повторюсь, в центре действовало правило – не вступать в контакт друг с другом, даже глазами. Однажды во время прогулки по территории центра я увидела огромную бабочку, меня это очень удивило, так как дело было осенью и уже успел выпасть снег. Я подошла ближе и стала наблюдать за ее полетом. Бабочка села на выступ флигеля и слилась со зданием. Я долго стояла напротив, блуждая взглядом по каждому кирпичику, чтобы понять, куда именно приземлилась неожиданная летняя гостья. Неподалеку от меня остановилась девушка, которая также наблюдала за насекомым, она подошла ко мне и пальцем указала на место, где сидела бабочка. Это был контакт, и он меня очень возмутил. Я чувствовала себя так, словно со мной завели бессмысленный разговор, а я его поддержала. В центре у меня возникали совершенно другие представления о личных границах, и я стала ревностно относиться к их соблюдению.

Несмотря на удовольствие, которое я получала от тишины, «разлука» с телефоном стала самым сложным испытанием. Возникло ощущение тревожности: я постоянно переживала, что с моими близкими что-то случилось и они не могут  связаться с центром. Этот страх прошел только на шестой день ретрита. Жизнь вне центра – это моментальный доступ к любой информации и безграничная возможность общаться с людьми. Такая «связь» крепко вошла в привычку. Кажется, теперь я примерно понимаю, что испытывают люди, страдающие какой-либо зависимостью.

До начала курса я переживала, что не смогу просыпаться в 4 утра и даже подумывала о механическом будильнике. Но менеджеры курса отлично справляются со своей задачей: утренний гонг звучал подолгу, и чуть ли не у изголовья кровати. Несмотря на раннее пробуждение, я чувствовала себя выспавшейся и отдохнувшей, сказывалось отсутствие физических нагрузок.

Многочасовые медитации, которые были главной целью моего пребывания в центре, давались с большим трудом. В повседневной жизни я практически не справлялась с задачами, требующими продолжительной концентрации внимания. Я запросто отвлекалась на листание ленты в Instagram или на переписку в WhatsApp в процессе работы. Поэтому десятичасовые практики в течение дня (в совокупности) были настоящим мучением. Особенно по утрам – каждая медитация казалась вечностью. Зато в качестве бонуса после випассаны я обрела навык «досиживать» до заданного времени и доводить начатые дела до конца, несмотря на внутреннее сопротивление.

НИКТО НЕ ВЕРНЕТСЯ ПРЕЖНИМ

В некоторые дни после крайней медитации перед сном нам разрешалось задержаться дополнительные 15-20 минут, чтобы задать вопросы Учителю. Я сразу же полюбила такие вечера и всегда оставалась в зале, чтобы послушать, о чем спрашивают другие. Надеялась, что прозвучат вопросы, которые возникали и у меня. В основном студенты в красках рассказывали о своих ощущениях, жаловались на боли в спине, ногах, на головные боли. Учитель всегда очень внимательно слушал каждого, а затем объявлял: «Это нормально, просто наблюдай за этим» или коротко «Анитча». «Анитча» – на языке пали означает «бренность», «непостоянство», что-то вроде фразы «и это пройдет» на наш лад. Мы часто слышали это слово от Учителя и во время лекций. Иной раз я злилась, что наш «духовный наставник» не дает подробных объяснений и никак не утешает тех, кто пришел к нему с жалобами. Когда звучал очередной вопрос, я заранее знала, что он посоветует всего лишь наблюдать за своими ощущениями или скажет, что когда-нибудь и это пройдет. Только сейчас я понимаю, что Учитель был беспристрастен. Беспристрастность – это то, к чему медитирующие должны были стремиться, ведь абсолютно все бренно и переменчиво (привязываясь и зацикливаясь на том, что изменится вопреки нашей воле, мы причиняем себе страдания). Я вспоминаю об этом всякий раз, когда мне хочется о чем-то сильно забеспокоиться. Жить стало гораздо легче.

Випасссана оставила неизгладимое впечатление, а самым приятным воспоминанием стало молчание. Я начала обращать внимание на свою речь и легко отслеживаю связь мыслей с языком. Оказалось, что многое из того, что говорю, заслуживает остаться неозвученным.

За десять дней, проведенных на випассане, меня ни разу не посетила мысль покинуть центр раньше времени. Каждый день кто-нибудь из практикующих сдавался и уезжал. В основном это были мужчины. Женщины – действительно самые стойкие и выносливые существа.

Универсального отзыва о випассане не существует. Каждый переживет свой собственный опыт. Один по возвращении из центра уволится с работы и положит начало большим переменам в своей жизни. А другой станет суперпродуктивным и откроет новые возможности процветания в деле, которым уже занимается. Гарантировано лишь одно – после випассаны никто не вернется прежним.

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Зарина Умалхат

Категория фото: Опыт »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив