Народы Дагестана
Последний выпуск » Бизнес » Не выходя из дома

Не выходя из дома

 ОТКРЫЛИСЬ НЕ ВСЕ

Власти республики объявили о начале снятия первых ограничений с 15 июня. С этого дня открылись магазины непродо- вольственных товаров и предприятия сферы услуг.

Стала возможной работа магазинов пло щадью до 400 квадратных метров. При этом среди основных требований – наличие отдельного уличного входа и соблюдение санитарно-противоэпидемических мероприятий, масочного и дезинфекционного режимов, социального дистанцирования.

В целом, на 1 этапе в республике имели возможность возобновить свою работу почти 12 тысяч торговых объектов, однако в реальности не все они открылись, так как не успели подготовиться, соблюдая все требования. Об этом 15 июня на совещании с представителями торговых центров площадью свыше 400 квадратных метров, а также ассоциациями бизнеса сообщил премьер-министр РД Артём Здунов.

«В ходе разговора с бизнесом выяснилось, что одной из причин того, что они не открылись, является невозможность исполнения ими всех рекомендаций Роспотребнадзора», – отметил Председатель Правительства.

На данной онлайн-встрече бизнесменов волновал главный вопрос – когда смогут заработать организации общественного питания?

Руководитель управления Роспотребнадзора Николай Павлов ответил, что открытие таких объектов станет возможным только на 3 этапе снятия ограничительных мер.

Сфера общепита оставила без работы тысячи человек. Если у владельцев этого бизнеса еще была какая-то финансовая «подушка безопасности», то в самой трудной ситуации оказался обслуживающий персонал – официанты, повара, технические работники.

С тем, что пандемия больше всего нанесла ущерб предприятиям общественного питания, согласен руководитель Бизнес-сообщества Махачкалы (БИСОМ) Абдулхаким Пахрутдинов.

«Рестораны, кафе и раньше занимались доставкой, но это был небольшой объем, в пределах 10%. Если удастся на 2 этапе выхода из режима ограничений запустить летние кафе, это позволит общепиту быстрее восстановиться. Летом город осиротел без веранд», – рассказал «НарДагу» Пахрутдинов.

Он отметил, что по стране много предпринимателей были вынуждены закрыть свой бизнес. Однако в Дагестане, в основном, люди сумели его сохранить.

«Мы постоянно находимся с предпринимателями на связи, провели несколько видеоконференций. Больше всего пострадал общепит. Для Махачкалы это своеобразная градообразующая сфера. Совместно с мэрией мы выступили с инициативой начать с открытия летних кафе. Пока предлагается открыть нескольких ресторанов на открытом воздухе, опыт которых покажет, как можно правильно организовать этот процесс.

По словам представителей Роспотребнадзора, в этом случае важно соблюсти нормативное расстояние между столами, обеспечить дезинфекционную обработку каждые два часа, ограничить присутствие посетителей за одним столиком», – говорит Абдулхаким Пахрутдинов.

ЕДА НА ВЫНОС

Ряд кафе и ресторанов, чтобы удержаться на плаву, начали доставлять еду клиентам на дом. Такая услуга у некоторых практиковалась и ранее, но не была столь востребована, как в условиях самоизоляции.

Пандемия стала хорошей возможностью для служб доставки активизировать свой бизнес. Хотя курьерские службы, наряду с такси, получили разрешение работать, им пришлось столкнуться с трудностями при передвижении по городу из-за многочисленных полицейских постов. По этой причине возникали задержки в доставке заказов.

Директор компании «Едостав» Ильяс Урганаев рассказал, что в их компании за последние 3 месяца количество заказов с доставкой увеличилось примерно на 30 процентов.

Развитие этого вида бизнеса в условиях пандемии он связывает с тем, что доставка еды и продуктов в условиях ограничений являлась одним из разрешенных видов бизнеса.

По словам Урганаева, сложнее всего пришлось тем кафе и ресторанам, которые ранее не практиковали доставку на дом или для которых доставка была незначительным сегментом. Кроме того, он отметил, что предприятия общепита начали адаптировать свое меню именно под доставку.

Что касается стоимости доставки, то обычно она составляет сумму проезда на такси.

«На полностью бесплатную доставку мало кто переходит. В основном, снижают сумму, от которой доставка становится бесплатной», – говорит Урганаев.

По данным компании, с начала пандемии также увеличилось количество обращений об устройстве на работу в качестве курьеров и водителей.  

Управляющая кафе Hinkal Brothers Джамиля Велиева рассказывает, что количество клиентов, как и у многих заведений, снизилось.

«Доставка работала у нас всегда, но до карантина не так активно. Сейчас 80% еды идет за счет доставки и 20% заказов гости забирают сами. По спросу на блюда – в основном, те же позиции, что и раньше, проверенные нашими постоянными гостями, – хинкал, чуду, курзе», – отметила она.

Режим пандемии сказался и на работе сети ресторанов «Гамбит». Здесь и раньше работала доставка, теперь рестораторы полностью перешли на онлайн-заказы. Но их количество невелико, вырученных средств едва хватает на финансовую поддержку сотрудников компании, в том числе тех, кто вынужденно пока не работает.

Владелец кафе-шашлычной в Махачкале Султан Гаджиев рассказал «НД», что его бизнес за последние три месяца потерпел значительные убытки.

«Почти три месяца живем без финансовых поступлений. Беспокоюсь не за себя, а за персонал – поваров, официантов, многие живут на съемных квартирах. У нас есть большая летняя веранда, почему не разрешают там работать со всеми требованиями Роспотребнадзора?», – говорит предприниматель. 

С ЖЕНИТЬБОЙ ПОВРЕМЕНИТЬ

В республике от режима самоизоляции пострадали не только предприятия общепита. Рухнул свадебный бизнес, в котором заняты тысячи людей. Кроме банкетных залов, это фотографы, видеооператоры, стилисты, фирмы по дизайну и украшению помещений.

В середине июня около 50 владельцев банкетных залов подписали обращение к Главе республики Владимиру Васильеву. Они просили дать конкретные разъяснения, когда им можно будет открыться.

«У нас плотный график свадеб, распи- санный до конца года. Клиенты, распланированные на лето, спрашивают, что им делать, но у нас нет информации. Большой штат сотрудников банкетного зала остался без работы и средств к существованию», – говорит представитель махачкалинского банкетного зала «Европа». (Владелец бизнеса Мумму Гасангусейнов скончался в этом году, предположительно, от коронавируса. – Прим. авт.)

По ее словам, часть свадеб, запланированных на лето, перенесена на осень. Некоторые клиенты, внесшие предоплату, отказались от проведения торжества.

Убытки потерпели и предприниматели, занимающиеся цветочным бизнесом.

Как рассказала «НД» победительница дагестанского конкурса «Фабрика предпринимательства» Альбина Магомедова, которая занимается флористикой и цветочным бизнесом, пандемия коронавируса внесла свои коррективы – в условиях режима самоизоляции клиентов, в том числе по доставке, практически, не было.

«Последний пик, когда покупали цветы, пришелся на Восьмое марта. После введения режима самоизоляции заказов нет. Сейчас популярна только доставка еды», – выразила свое мнение Альбина.

Владелица цветочного салона в Махачкале Мадина Гаджиева также подсчитывает убытки.

«В основном, мы специализировались на оформлении банкетных залов, свадебных букетов для невесты, украшении цветами машин. Свадеб нет, в розницу цветы не покупают, бизнес пришел в упадок», – призналась Мадина.

КУПИМ И ПРИВЕЗЕМ

В условиях введенных на передвижение ограничений кое-какую выгоду получили водители такси. Хотя количество клиентов уменьшилось, многие перешли исключительно на перевозку и доставку заказов.

Сервис такси «Максим» ввел специальный тариф – «Купим и привезем продукты, товары, лекарства». Он дороже обычной перевозки пассажиров на 50 рублей. «Яндекс такси» предложил два новых тарифа – «Курьер», с помощью которого можно доставить передачи до 10 килограмм, и «Доставка» – до 20 килограмм.

В справочном сервисе «2ГИС Дагестан» есть информация о компаниях, которые осуществляют доставку еды и продуктов питания. Здесь можно найти адреса, телефоны, сайты всех кафе, ресторанов и магазинов, которые делают доставку продуктов и готовой еды.

По сути, сервис доставки продуктов в какой-то мере помог выжить определенному сегменту бизнеса, связанному с торговлей и общепитом. Причем это общемировая тенденция. В Дагестане ранее службой доставки пользовались, в основном, в экстренных случаях – пришли гости, нет времени готовить, или для перекуса в обеденный перерыв на работе.

Кроме того, ментальность дагестанцев предполагает многолюдные застолья, даже если для этого нет особого повода.

Пандемия внесла свои коррективы. Доставка еды и других товаров стала популярной услугой. Как эта ситуация изменится после того, как жизнь вернется в привычное русло, узнаем совсем скоро.

«назад

Фотолента

фотографий: 3

В период пандемии многие заведения перешли в режим «Только на вынос»

Категория фото: Бизнес »

Ильяс Урганаев

Категория фото: Бизнес »

Количество заказов еды в период COVID-19 увеличилось

Категория фото: Бизнес »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив