Народы Дагестана

Не просто учитель

ЗАРАЗИЛСЯ ШКОЛОЙ НАВСЕГДА

Любовь к школе у Мусы Гаджиева началась во время педагогической практики. Он учился на филологическом факультете ДГУ. Свой первый урок детям он дал по творчеству Кондратия Рылеева. Тему для практики ему предложила первый учитель года в Дагестане (вторым впоследствии стал сам Муса Гаджиев) Лина Саволайнер. После первого открытого урока, который показался Гаджиеву неудачным, он зарекся никогда не идти в школу. Но, к счастью, у судьбы оказались иные пла- ны. В 1987 году по распределению он попал в Хасавюртовский район, в Андрей-аул (ныне село Эндирей), и на протяжении года вел русский язык и литературу у сельских детей.

«Первое время я отучал обращаться ко мне: учитель. Это был для меня хороший опыт, и дети были замечательные. Кто-то им сказал, что учитель приезжий, надо помочь, и однажды девочка-староста подошла ко мне на перемене и попросила ключ от дома. Я вернулся с занятий, а мое холостяцкое жилище блистало чистотой. С собой в аул я привез пластинки с детскими песнями, и мы часто их слушали», – вспоминает он.

С тех пор у учителя осталась привычка включать пластинки не только своим ученикам, но и всем желающим. Вот уже 16-й год Муса Гаджиев руководит клубом  любителей авторской песни «Порт-Петровская гавань» и знакомит его участников с работами бардов. В клубе каждую последнюю субботу месяца проходят литературно-музыкальные вечера, посвященные творчеству поэтов, чьи стихи стали источником вдохновения для многих бардов.

Учитель хорошо помнит, когда в конце 1987 года к урокам литературы добавили 4 дополнительных часа, он испытал восторг и радость – у него есть бездна материала, которой он может поделиться с учениками.

«Для меня, как для молодого учителя, это была прекрасная возможность набраться опыта. Идеальный момент, чтобы “заразиться” школой навсегда», – делится он.

Муса Асельдерович долгое время работал в школе № 3 и лицее № 39. Активную учительскую деятельность он, как признается, проявил именно в лицее. Учителю пришла мысль о проведении «Воскресных чтений», на которых он читал литературные произведения вслух. Первые два года они проходили исключительно для лицеистов. Сегодня «Воскресные чтения» доступны каждому махачкалинцу.

Несмотря на то, что сейчас Муса Гаджиев преподает литературу на филологическом факультете, себя он все же считает учителем. Имея многолетний опыт работы в школе, он убежден, что с детьми нельзя разговаривать с позицией «над».

«Ты можешь их чему-то научить, когда по-настоящему с ними. Когда показываешь им, что это ваш совместный путь, труд. Доверие между тобой и учеником возникает тогда, когда он понимает, что ты спрашиваешь не из формальных побуждений, а тебе на самом деле важно его мнение. И еще одно. Мои учителя говорили: “Ни единой буквой не лгите. Дети это чувствуют”», – говорит Муса Гаджиев.

РИСОВАТЬ С ЧУВСТВОМ

Сергей Ивахненко работает учителем изобразительного искусства уже на протяжении 30 лет. Окончив художественно-графический факультет ДГПУ, он по распределению попал в школу № 13. Студенческое время Сергей Николаевич вспоминает с особым трепетом.

«У меня была мечта с детства – стать художником. Тогда и худграф был другим, уникальным факультетом. Очень много было молодых людей, которые стремились к чему-то. Но попасть в Союз художников им было сложно, потому что они очень часто экспериментировали и отходили от классического искусства. А в то время идеология страны этого не позволяла», – вспоминает он.

Во время работы в школе учитель параллельно занимался росписью фарфора. Сейчас Сергей Николаевич работает в одной из частных онлайн-школ. По детям, правда, немного скучает, но признается, что интересен сам опыт работы в онлайн-школе.

«Тут ты совершенно по-другому подаешь материал, нет обратной связи и живой энергетики. Я должен сразу отснять свой урок так, чтобы ребенок заинтересовался моим предметом», – говорит он.

Своих учеников Сергей не ограничивает ни в чем. Главное – рисовать с чувством, уверен он, тогда и результат не заставит себя ждать.

«Как бы это парадоксально ни звучало, но в Советском Союзе у нас было больше свободы. Мы писали сочинения сами, и на свободную тематику, не используя клише и штампы. А сейчас педагог пытается из ребенка выудить его мнение по поводу того или иного произведения, а когда ученик говорит, то учитель возмущается, что это не по стандарту», – делится Ивахненко.

Важнейшей задачей на уроке Сергей Николаевич считает умение научить ребенка образно мыслить, ведь правильность в рисовании вовсе не нужна.

РАБОТА С ДЕТЬМИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Молодой учитель географии Ильдар Хусаинов в 2019 году стал лучшим учителем города Махачкалы и республики, позже представлял Дагестан на Всероссийском этапе конкурса. Его ученики отзываются о нем так: «Он не строгий, а требовательный». И действительно, желание получить от детей обратную связь является для Ильдара главным условием.

Хобби Ильдара – экстремальный туризм и автостоп. Как ни странно, оно помогает ему на уроках географии.

«В 8-ых классах в школах проходят курсы, посвященные географии России, и на первых уроках мы знакомимся с географическим положением нашей страны. В этом году один из таких уроков начался с моего рассказа о крайних точках России. Летом 2020 года я участвовал в фестивале экстремальных видов туризма “Ярыдаг – 2020”, который проходил в Докузпаринском районе. За 5 дней моего пребывания там мы совершили два восхождения: одно – на гору Сельды и двухдневное восхождение на Базардюзю», – вспоминает Ильдар.

Впервые путешествовать автостопом учитель начал в 2015 году.

«Во время путешествия автостопом опасности могут подстерегать на каждом шагу. Вы можете спланировать путешествие от и до, но как оно пойдет, решают лишь обстоятельства и везение. Иногда мы продвигались быстро, иногда в день ни на километр. Очень много интересных случаев произошло за время моего путешествия. И, слава Богу, все они закончились благополучно для нас», – говорит Ильдар.

В 2020 году Ильдар выиграл грант в размере 297 тысяч рублей на реализацию своего проекта «Видеокурс по географии Дагестана».

«Проект заключается в создании обучающего контента по географии Дагестана для дополнительного образования школьников. Мне будут помогать ученые из дагестанского отделения Русского географического общества и мои коллеги, имеющие опыт преподавания школьного курса географии Дагестана», – рассказывает учитель.

Главный принцип Ильдара как учителя – умение слушать детей. Он не сторонник повышать голос на учеников, напротив, убежден, что с детьми обязательно нужно уметь вести диалог. В школе старается стереть пропасть между учеником и учителем. Для него важно выстроить рабочий процесс так, чтобы учитель выступал добрым наставником, но никак не строгим и авторитарным педагогом.

УЧИТЕЛЬ – ДРУГ

Учитель английского языка Лариса Шихбабаева стала лучшим учителем Дагестана в 2020 году. Как признается, в конкурсе участвовала не в первый раз. Пару лет назад был опыт в конкурсах «Самый классный классный» и «Учитель года». В этом году она нацелена была победить – была мечта представить республику на Всероссийском этапе.

Быть учителем Лариса не собиралась. Мечтала поступить на журфак, но из-за запрета родителей пришлось поступать на факультет иностранных языков. Но когда попала на практику, поняла, что любит общаться с детьми.

«С детьми работать всегда было тяжело, и неважно, какое поколение. У меня подход простой: учитель – друг. Я часто демократична, особенно со старшеклассниками. И они это принимают», – делится она.

Лариса много путешествует, развивая свой английский язык. Она прожила полгода в США, проходила языковую практику. Во время одного из таких путешествий она познакомилась с учителем из небольшого английского города. Обменявшись контактами, они стали «классами-побратимами». И теперь на каждый праздник ученики из Англии выходят на связь с махачкалинскими школьниками по скайпу и общаются на английском.

Вне уроков молодой учитель занимается велоспортом. Считает, что правильный пример детям нужно показывать всегда, и неважно, где ты находишься. «Каждый шаг учителя может отразиться в сознании детей, поэтому нужно быть крайне внимательным», – считает Лариса.

«назад

Фотолента

фотографий: 6

Муса Гаджиев дает открытый урок . Фото Ф. Зимбеля, 1993 год.

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Ильдар Хусаинов во время открытого урока на конкурсе « Учитель года – 2019».

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Ильдар Хусаинов. Фото Гюльшад Шихкеримовой

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Учитель года – 2020 Лариса Шихбабаева

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Учитель года – 2020 Лариса Шихбабаева

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив