Народы Дагестана
Архив номеров » № 4, 2020 от 21 Декабря 2020 г » Общество » Памяти Амет-Хана Султана

Памяти Амет-Хана Султана

 Он был храбрым не только на фронте, но и в жизни: отстаивал свою правоту в высоких кабинетах, всячески помогал депортированным в 1944 году крымским татарам. О своей национальной принадлежности говорил кратко: «Я герой не татар- ский и не лакский. Я – Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?». Советский летчик-испытатель, автор книг об авиации Игорь Шелест в одном из своих произведений рассказывает о том, как Амет-Хан Султан буквально «загорелся» небом. В 1937 году, после окончания семилетки, он поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После учебы работал в железнодорожном депо и параллельно учился в аэроклубе, который с успехом окончил в 1938 году. Отец юного Амет-Хана хотел, чтобы тот, как и он, стал рабочим. Но судьба распорядилась иначе. Благодаря занятиям в аэроклубе Амет-Хан смог поступить в Качинское военное училище. В ряды Рабоче-крестьянской Красной армии его призвали в 1939 году. Из официальных источников: «В 1940 году по окончании 1-й Качинской Краснознаменной военной авиационной школы имени А.Ф. Мясникова в звании младшего лейтенанта направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишиневом. Летал на самолетах И-15 и И-153».

Начало войны летчик встретил в Кишеневе и с первых же дней начинает охранять небо разных городов от вражеских самолетов.

Осенью 1941 года он защищает небо Ростова-на-Дону, используя советский истребитель И-153. Зимой следующего года весь полк переучивается и летает на британских «харрикейнах» (истребитель времен Второй мировой войны. – Прим. авт.).

В составе 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан одерживает свою первую победу: 31 мая 1942 года он, израсходовав весь боезапас, протаранил немецкий «Юнкерс-88». При ударе истребитель Амет-Хана Султана застрял в «юнкерсе». Летчик спасся – выбрался из самолета, воспользовавшись парашютом. В Ярославле, где тогда базировался полк героя, его наградили именными часами и вручили почетную грамоту. Позже за этот подвиг он будет удостоен ордена Ленина.

В августе 1942 года Амет-Хан Султан участвует в Сталинградской битве, управляя самолетом Як-7Б. Его уже считают признанным асом и включают в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Под Сталинградом его самолет сбили, но он вновь выжил благодаря парашюту.

С октября 1942 года и до конца войны Амет-Хан Султан воевал в звании командира 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Он участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, показал свой профессионализм при боях на Кубани, принимал участие в освобождении Крыма, Мелитополя, Таганрога.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану было присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан был награжден 29 июня 1945 года.

После войны его отправили на учебу в Военно-воздушную академию в Монино, где летчик проучился всего два месяца. Он подал рапорт об отчислении. Ему было сложно без неба, и всецело посвященным учебе он себя не представлял. Сказался также недостаток образования.

В 1947 году Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института в Жуковском.

В короткие сроки он освоил новую для себя профессию, а уже через 5 месяцев работы в ЛИИ он сам проверяет новых летчиков.

Феноменально, но на освоение новых типов самолетов у Амет-Хана Султана уходило несколько часов.

Летчик погиб в феврале 1971 года во время испытания нового реактивного двигателя.

«Причиной катастрофы самолета Ту-16ЛЛ № 8204117 явился обрыв внешних закрылков самолета, находившихся в посадочном положении, при скорости полета по прибору, превышающей 500 км/час. Причину отклонения закрылков в связи с полным разрушением самолета и уничтожением его фюзеляжа в результате пожара в месте падения установить не удалось», – говорится в акте расследования. Вместе с Амет-Ханом Султаном погибли еще 6 испытателей.

Незадолго до своей гибели в одном из интервью Герой признался, что смерть свою видит только в небе. Слова эти оказались пророческими.

В год столетия Амет-Хана Султана его вспоминают в Дагестане, Крыму, Ярославле, Украине. Его именем названы улицы, проспекты, аэропорт. Ему устанавливают памятники. Но самое главное – его помнят как непревзойденного аса и как человека слова.

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Амет-Хан Султан во время Великой Отечественной войны

Категория фото: Общество »

Амет-Хан Султан с однополчанами

Категория фото: Общество »

С родителями и сыном

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

В 1947 году Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем в ЛИИ

Категория фото: ОБЩЕСТВО »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив