Народы Дагестана

Под парой парусов

 ПОПЛЫВЕМ НА СВОЕМ

Директор предприятия Арсен Курбанов рассказал, что производство моторных яхт было начато еще в прошлом году. Но работы пришлось приостановить, так как большого спроса на продукцию не было.

В этом году Дагестан переживает туристический бум. На популярном месте отдыха – Сулакском каньоне, где можно покататься на прогулочных катерах, летом в очереди приходилось ждать несколько часов.

«Видя такую популярность водных прогулок, производство яхт мы решили возобновить. До конца года будут готовы первые экземпляры – прогулочные яхты на шесть и восемь мест», – рассказал Арсен Курбанов.

Изготовление подобного судна – удовольствие не из дешевых. Средняя цена без двигателя составляет около 300 тысяч рублей. Пока предприятие обходится собственными силами – финансирование осуществляется из своих источников. Помочь с реализацией судов обещал Минпромторг Дагестана.

«Развитию туристического кластера, который может стать локомотивом социально-экономического развития, руководством Дагестана уделяется значительно внимание. У завода есть колоссальные возможности в этом направлении, а Минпромторг в свою очередь готов оказать всяческую поддержку для увеличения производственных мощностей и получения первых заказов», – пообещал побывавший на предприятии министр промышленности и торговли Дагестана Батыр Эмеев.

В Дагестане есть и энтузиасты, которые пробовали собственными силами организовать производство яхт. Один из них – Арип Магомедов. Несколько лет назад он арендовал помещение и с добровольцами приступил к строительству 19-метровой парусной яхты. Большая часть работ судна была готова, предстояли отделочные работы. Предприниматель мечтал создать яхт-клуб, который стал бы достопримечательностью Махачкалы. Но проект пришлось приостановить.

Арип не хочет пока общаться с журналистами на эту тему – проект не доведен до конца, и он не желает хвастаться раньше времени.

Исполнительный директор федерации парусного спорта Дагестана Мухтар Омаров рассказал «НД», что проект не был завершен, потому что инвестор, спонсировавший проект, по разным причинам прекратил финансирование. Но Арип Магомедов не отчаивается и ищет новых меценатов для реализации задуманного.

ПЛАНЫ ДО ГОРИЗОНТА

Власти Дагестана ранее озвучивали намерения по развитию морского круизного и яхтенного туризма.

В 2012 году в Дагестане побывал первый вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта Игорь Ченцов. Целью визита было обсуждение перспектив развития парусного спорта в республике. Он отметил, что несмотря на имеющиеся благоприятные природные условия и наличие протяженной морской акватории, парусный спорт региона функционирует лишь благодаря небольшой группе энтузиастов.

Тогда была учреждена Федерация парусного спорта Дагестана. Ее первым руководителем стал директор филиала «Русгидро» Тимур Гамзатов.

В декабре 2019 года в правительстве республики прошло совещание по развитию морского круизного и яхтенного туризма на Каспии. В нем приняли участие руководители Минтуризма РД, представители Махачкалинского морского порта, администраций Махачкалы и Дербента, других заинтересованных министерств и ведомств.

Как отметил вице-премьер Анатолий Карибов, в настоящее время в мире наблюдается устойчивый рост популярности морского круизного туризма. В этой связи Дагестан имеет значительный потенциал по внедрению и развитию морского круизного и яхтенного туризма. По итогам проведенного в 2012 году экспертом в области круизного туризма Международной туристской организации при ООН (UNWTO) Робертом Клевердоном обследования Каспийского побережья Дагестана, была дана высокая оценка перспективам развития круизного и яхтенного туризма на Каспии.

Но, как добавил Карибов, сейчас сегменты морского круизного и яхтенного туризма на побережье республики находятся в зачаточном состоянии. Нет необходимой прибрежной инфраструктуры для приема пассажирских судов и яхт, сервисной базы, подготовленных кадров.

Глава Минтуризма РД Расул Ибрагимов рассказал, что для подготовки к реализации международных круизных маршрутов, Минтуризмом РД разработаны одно- и двухдневные туристские маршруты с включением объектов культурного и исторического наследия и природных памятников: «Дагестан на перекрестке Великого Шелкового пути», «Дербент многоликий», «Город на берегу моря», «Сулакский каньон – феномен природы».

Он добавил, что Стратегией развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним, к 2025 году предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию пассажирских терминалов: причальной набережной для круизных судов, яхт и катеров в порту Махачкалы, строительство морского вокзала для круизных судов, яхт и катеров в Дербенте.

Перспективы развития морского туризма в Дагестане обсуждались в октябре этого года на совещании под руководством врио главы Дагестана Сергея Меликова.

Говоривший о пространственном развитии приморского туристического кластера председатель Комитета по архитектуре и градостроительству РД Незир Гусейнов отметил, что земля и побережье Каспийского моря на сегодняшний день являются неиспользованным ресурсом. При привлечении крупных инвесторов выясняется, что тот или иной участок земли относится к лесному фонду, сельскому хозяйству или к землям отгонного животноводства. Поэтому необходимо, в первую очередь, уточнение границ туристического приморского кластера.

Сергей Меликов поручил провести ревизию таких земель, вместе с главами муниципальных образований при общественных слушаниях жителей определить целесообразность перевода земли в другой разряд.

НА ВСЕХ ПАРУСАХ

А пока Махачкала является одним из немногих крупных приморских городов мира, где нет своего яхт-клуба. В Федерацию парусного спорта Дагестана обращались российские турфирмы с предложением организовать такой маршрут: спуститься по Волге в Каспийское море, оставить на причале яхту, и отправиться на автомобильные или пешие экскурсии по горным районам Дагестана, посетив разные достопримечательности.

Но тут есть свои сложности. В 2014 году в Дагестане проводился этап международной регаты крейсерских яхт «Золотой нактоуз». При этом яхтсмены из казахстанского города Актау не могли войти в махачкалинский порт, чтобы принять участие в соревнованиях. Как мотивировали пограничники, в международный морской порт Махачкалы разрешено входить только торговым судам. По яхтам и другим видам пассажирских судов в каждом случае принимается отдельное решение на уровне Правительства РФ.

Энтузиаст парусного спорта Дауд Мухумаев принимал участие в регате «Золотой нактоуз», его судно побеждало в соревнованиях крейсерских яхт. Он рассказал «НД», что до сих пор существуют ограничения на передвижения парусных и пассажирских судов в дагестанской части акватории Каспийского моря. Есть и другие сложности.

«В этом году пытался выйти в море, но меня предупредили, что без специального навигационного оборудования, которое сможет отслеживать местоположение парусника, я не могу даже поплыть из Махачкалы в Ачи-Су – передвигаться смогу только в светлое время суток. А оно стоит недешево. Наверно, единственный выход - оформиться как коммерческое грузовое или рыболовное судно», - говорит Мухумаев.

Он рассказал, что пассажирского пункта пропуска в махачкалинском морском порту до сих пор нет, хотя до распада СССР порт считался грузопассажирским, затем из документов пассажирский статус куда-то исчез.

«Минтранс России должен признать махачкалинский порт пассажирским и оборудовать пункт пропуска, тогда проблемы снимутся. Взять порт Оля возле Астрахани: расположен практически в глуши, но имеет статус грузопассажирского. Руководству махачкалинского порта ходатайствовать о присвоении пассажирского статуса пока особого смысла, видимо, нет – они зарабатывают на грузовых перевозках. Руководство республики, если хочет развивать морской туризм, должно проявить инициативу в этом вопросе», – считает Дауд Мухумаев.

А ВЕДЬ БЫЛИ ВРЕМЕНА

Международная регата «Золотой нактоуз» была посвящена памяти известного дагестанского путешественника и мореплавателя Евгения Гвоздева, который на миниатюрной яхте совершил несколько кругосветных путешествий. Федерация парусного спорта Дагестана также носит имя прославленного мореплавателя.

Евгений Гвоздев родился в 1934 году. В 70-х годах он увлекся парусниками и путешествиями. Денег построить собственное судно у него не было. Он достал списанный вельбот, из которого за два года соорудил небольшую яхту.

В 1979 году Гвоздев совершил первое путешествие по Каспийскому морю по маршруту Махачкала-Баку. В 1992 году, построив пятиметровое суденышко «Лена», он отправился в кругосветное путешествие. Плавание завершилось спустя четыре года. Оно стало первым в истории человечества кругосветным одиночным путешествием на яхте класса «микро». В 1999 году Гвоздев совершил второе кругосветное путешествие.

В октябре 2008 года 74-летний энтузиаст-мореплаватель отправился в третье кругосветное путешествие. Он прошел Черное море, Босфор и достиг берегов Италии. После этого на связь не выходил. 10 декабря на побережье Неаполя было найдено его тело с раной на голове. Недалеко спасатели обнаружили яхту со сломанной мачтой. В то время у берегов Италии бушевал шторм, и мореплавателю на небольшом судне, видимо, не удалось справиться с непогодой…

Яхта Евгения Гвоздева, на которой он совершил второе кругосветное путешествие, стала экспонатом махачкалинского исторического парка «Россия – Моя история». 

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Пока туристам доступны только прогулки на катерах по Сулакскому каньону

Категория фото: НеГород »

В 2014 году «Золотой нактоуз» проходил памяти Евгения Гвоздева

Категория фото: НеГород »

Лодка Саид нашла свой последний причал в здании музея Россия - моя история

Категория фото: НеГород »

В 2014 году « Золотой ноктоуз» проходил памяти Евгения Гвоздева

Категория фото: НеГород »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив