Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2020 от 18 Января 2021 г » Культура » Кумыкский театр: люди и судьбы

Кумыкский театр: люди и судьбы

 КАК ЗАРОЖДАЛСЯ ТЕАТР

«До революции Кумыкский театр особого статуса не имел», – начинает свою экскурсию по театру сын известного кумыкского поэта Анвара Аджиева Багаудин Аджиев. Руководитель литературно-драматического отдела, он знает об истории создания театра всё.

«В те годы были отдельные группы людей, назовем их бродячими музыкантами и актерами, которые разъезжали по аулам и показывали свое сценическое искусство. Эта труппа актеров и зачинала Кумыкский театр», – поясняет он.

Так, в 1925 году в Темирхан-Шуре (Буйнакск) на базе педагогического техникума была открыта театральная студия. Туда вошли артисты, музыканты, певцы, канатоходцы и другие. Инициатором создания студии был нарком просвещения ДАССР Алибек Тахо-Годи, руководителями и бессменными педагогами – подлинные энтузиасты театрального дела: композитор и сценарист Темир-Булат Бийбулатов, известные актеры и режиссеры Николай Шатров и Борис Байков. Большую роль в формировании творческого состава сыграл другой крупный деятель театрального дела – Николай Синельников, руководивший в те годы Русским драматическим театром в Порт-Петровске (Махачкала).

В 1927 году студия преобразовывается в музыкально-театральный техникум и переводится в Порт-Петровск. Тогда и появилась первая плеяда актеров и режиссеров, которые впоследствии прославили Дагестан. Ими стали: Гамид Рустамов, Алим Курумов, Амир Курбанов, Барият Мурадова, Елена Легоминиди, Хайбат Магомедова, Ушкият Сафаралиева, Шахмардан Абдуллаев, Абдурахман Магаев и другие.

АЙГАЗИ – ПАМЯТНИК КУМЫКСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Сам театр официально был открыт 24 октября 1930 года большим спектаклем «Дочь Индии». Основой репертуара Кумыкского театра стали 3 пьесы драматурга и переводчика Алим-Паши Салаватова: народные драмы «Айгази», «Красные партизаны» и сказка «Карачач».

Эти постановки настолько полюбились зрителю, что в 1944 году в честь 25-летия со дня основания Указом Президиума Верховного Совета ДАССР театру присваивается имя драматурга Алим-Паши Салаватова, добровольцем ушедшего на войну и погибшего на фронтах Великой Отечественной войны.

«Пьеса “Айгази” уже более 70 лет является визитной карточкой Кумыкского театра. Он и сейчас ассоциируется у многих с этой пьесой. Каждый театральный сезон открывается и закрывается этой народной драмой. Это наша “фишка” и бренд. Более 80 лет не уходит со сцены и “Молла Насрудин” Магомеда Курбанова. При одном упоминании имен героев этих бессмертных произведений зрителей охватывает восторг. Каждый из этих спектаклей сыгран нашими актерами более 600 раз», – поясняет Багаудин Аджиев.

Одним из актеров, сыгравшим главную роль в спектакле «Айгази», стал заслуженный артист России Байсолтан Осаев, который пришел в Кумыкский театр в 1973 году после окончания факультета музыкальной комедии Грузинского государственного театрального института им. Ш. Руставели в Тбилиси. На протяжении 8 лет он был директором Кумыкского театра. Именно при нем началось строительство нынешнего здания театра.

«Несмотря на то, что мы 33 года провели в здании Аварского театра и у нас были с ним самые прекрасные отношения (мы жили как одна большая семья), у нас возникали небольшие неудобства. Постоянные переносы репетиций в малые залы, смена декораций за ночь перед премьерой…, нам было тесно. Но и плюсы были. Например, актеры Аварского театра и наши всегда играли друг у друга в массовке, помогали, перенимали опыт коллег по сценическому искусству», – поясняет Осаев.

Даже будучи директором, Байсолтан Осаев не оставался без актерской работы. В театре им сыграно более сотни ролей. Здесь он нашел свою любовь. Его супруга – также актриса Кумыкского театра – заслуженная артистка РД Тотуханум Осаева.

«Я ВЫРОС В ТЕАТРЕ»

Отец Багаудина Аджиева – Анвар Аджиев – тесно сотрудничал с Кумыкским театром. Он перевел на кумыкский язык 11 пьес, которые до сих пор актуальны в репертуаре театра. Вместе с отцом Багаудин Аджиев с детства был вхож в эту «таинственную субстанцию». Так он именует театр.

«Все спектакли, которые я смотрел с самого детства, повлияли на меня, потому что я вырос в театре. Приходил с отцом, был влюблен в актрис, общался с людьми, которых уже нет в живых. Я писал стихи со школьной скамьи, публиковался в студенческой газете уже на 1 курсе педагогического института. Для репертуара родного театра мною были написаны пьесы, специальные песенные тексты к огромному количеству спектаклей последних лет. Переведены на кумыкский язык более 15 пьес зарубежной, русской и дагестанской классики», – рассказывает Багаудин Аджиев.

Еще один человек, который вырос в Кумыкском театре, – молодой режиссер Заур Алиев. В 1998 году в возрасте 14 лет он был принят в труппу театра.

«Мои бабушка и дедушка работали в театре, они часто брали меня с собой, и я буквально “заразился” театром. Поэтому вопрос о выборе будущей профессии никогда не стоял. Впервые на сцену я вышел, будучи актером массовки. После художественный руководитель Кумыкского театра Айгум Айгумов взял меня на работу», – рассказывает режиссер.

В 2004 году Заур Алиев окончил актерское отделение факультета культуры ДГУ, позже поступил в Театральный институт имени Бориса Щукина на режиссерский факультет. Первыми работами Заура Алиева в роли режиссера были детские сказки. Совсем недавно прошла премьера спектакля «Завещание» Зарипат Атаевой.

«Я никогда не говорю: “Я иду на работу”, говорю: “в театр”, потому что это мой второй дом», – говорит Заур.

 СЧАСТЛИВАЯ ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЬЕСЫ 

Постановку «Молла Насрутдин» в Кумыкском театре называют «счастливым» спектаклем, так как с самого начала он обрел своих главных героев на сто лет вперед.

Одними из первых, кто сыграл в этом спектакле, стали народный артист Тажудин Гаджиев и народная артистка СССР, легендарная Барият Мурадова, которые на протяжении 40 лет играли главных героев. «Театр для меня всё: и детство, и годы зрелости, и первая любовь. Свою жизнь я не представляю без нашего родного театра, на сцене которого выросло не одно поколение прекрасных мастеров, чудесных людей. Благодарю судьбу за тот час, когда маленькой девочкой я впервые поднялась на сцену», – Барият Мурадова, народная артистка СССР.  Спустя много лет Тажудину Гаджиеву в связи с возрастом пришлось передать свою роль молодому актеру Магомедамину Акмурзаеву. «Новый» Молла Насрутдин отлично подошел на эту роль. Торжественная церемония передачи ролей – одна из традиций Кумыкского театра, когда взрослый актер, находя себе замену, в присутствии всей труппы «отдает» свою роль новому, более молодому артисту. Барият Мурадова сыграла и со вторым актером роль Джумайсат. Но спустя время понадобился и третий «Молла Насрутдин», которым стал молодой артист Басир Магомедов.

В письме ему Магомедамин Акмурзаев, передавая свою роль, пишет: «Дорогой Басир! Именно в тебе я вижу нового Молла Настутдина. Хочу, чтобы именно ты им стал». Так и случилось. По сей день роль исполняет уже заслуженный артист России Басир Магомедов.

«Новую Джумайсат нашли сразу после ухода со сцены Барият Мурадовой. Ею стала народная артистка Тотуханум Осаева, которая отлично вжилась в эту роль и до сих пор ее играет. Вот такая счастливая судьба у этого спектакля», – поясняет Багаудин Аджиев.

СТАЖ РАБОТЫ – 60 ЛЕТ

После окончания Московского театрального училища им. Щукина в 1962 году народный артист России и художественный руководитель Кумыкского театра Айгум Айгумов возвращается в Махачкалу. И хотя у Айгумова были предложения по работе в Москве и он пару лет проработал в столице, но в Дагестан его сильно тянуло. Он легко вписывается в коллектив Кумыкского театра и завоевывает признание зрителей.

«Я пришел в талантливейший коллектив, где работали создатели театра, лучшие актеры на Северном Кавказе. Я имел честь работать с такими мастерами, как Тажудин Гаджиев, Барият Мурадова, Алим Курумов, Хайбат Казимагомедова и многие другие. Меня встретили с радушием. Старшее поколение всегда помогало нам. Моего возвращения на родину ждал Гамид Рустамов, который был в те годы единственным профессиональным режиссером у нас в республике. Он даже подготовил мне образ Ирчи Казака», – рассказывает актер.

Эта роль стала решающей в судьбе актера. Айгума Айгумова стали узнавать и приглашать в другие спектакли. В разные годы он был художественным руководителем Дагестанской государственной филармонии, директором Республиканского русского драматического театра им. М. Горького, директором Кумыкского театра.

«Стаж моей работы составляет 60 лет, из них 40 я отдал Кумыкскому театру. За это время я успел сыграть практически всех национальных и исторических героев: Айгази, Аманхора, Адилгерея Тарковского, Уллубия Буйнакского, Махача Дахадаева и многих других», – говорит Айгумов.

Сегодня театром руководит Скандарбек Тулпаров – театральный деятель с большим стажем.

В 2012 году Кумыкский театр завоевал Гран-при на Международном фестивале театров в Македонии, в котором участвовали признанные во всем мире театральные коллективы, в том числе лондонский Королевский театр, а сам Тулпаров получил звание лучшего режиссера за моноспектакль «Записки сумасшедшего» по Гоголю.

«назад

Фотолента

фотографий: 11

Багаудин Аджиев

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Алим-Паша Салаватов

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Байсолтан Осаев

Категория фото: КУЛЬТУРА »

«Молла Насрутдин» – визитная карточка Кумыкского театра

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Артисты Кумыкского театра на гастролях

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Актеры Кумыкского театра после спектакля по пьесе А. Атаева «Намус»

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Скандарбек Тулпаров

Категория фото: КУЛЬТУРА »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив