– Вспомни день, когда ты написала свое первое стихотворение. Какие были ощущения?
– Я всегда чувствовала больше и острее, чем мои сверстники. Оглядываясь назад, понимаю, что первые мои стихотворения были в чем-то простыми и наивными, но и я тогда была подростком. Со временем, когда диапазон чувств и опыта расширяется/усложняется, это находит отражение и в строчках тоже. Но и тогда, и сейчас я писала, основываясь на собственных чувствах. Это освобождает в каком-то смысле. Пожалуй, можно сказать, что, перекладывая слова на бумагу, я нахожу новые пути к самой себе, познанию самой себя.
– Быть поэтессой в Дагестане – это…?
– Я предпочитаю называть себя «поэт». Быть поэтом где бы то ни было – непростой труд. В Дагестане всё осложняется тем, что потолок развития на сегодняшний момент низкий. Всегда были и будут такие глыбы, как Расул Гамзатов, Фазу Алиева, но хочется тянуться вверх в ритме сегодняшнего времени.
– Иногда ты в своих стихах обращаешься к женщине. Это собирательный образ или кто-то конкретный?
– Вообще любой поэт вам подтвердит, что обращение от мужского имени к женскому проще. Но дело, конечно, не только в этом. Я рассказываю истории. Это не обязательно мои личные истории. Это могут быть мои чувства, но в целом как поэт, как человек творческий я считаю возможным рассказывать истории, не привязываясь к конкретному гендеру. За этим не кроется что-то замысловатое. Просто иногда слова льются именно так, я их только записываю. Многие мои стихи посвящены той женщине, чью роль невозможно переоценить, – матери. Говорят, что дети учатся у своих матерей. Если мыслить в таком ключе, то я научилась многим вещам, к которым еще не была готова раньше времени. Я ни о чем не жалею и не оглядываюсь назад. Может, я пока не до конца понимаю суть всех уроков, которые преподнесла мне жизнь: они не были легкими или хотя бы понятными. Я научилась анализировать и пропускать всё через собственные фильтры доверия. Не хочу делать вид, что не испытываю боли или не задаюсь какими-то вопросами, которые перерастают в творчество. Чувствовать – это нормально. Не удивляюсь и тому, что люди часто спрашивают, чей это образ, что за этим кроется. Эта тема – очень личная для меня, я не хочу вдаваться в детали больше, чем уже рассказала здесь или через стихи.
Для меня и это – много. Если отвечать кратко, то да, я пишу о своей матери.
Почему я пишу и что за этим стоит – ответы на эти вопросы я хотела бы оставить себе.
– Марина Цветаева говорила: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…». Из чего растут стихи Индиры Зубаировой?
– Полагаю, что мои читатели хором могли бы сказать: «из печали».
Так уж вышло, что мой жизненный путь отличается от большинства историй, где всё хорошо и гладко. Мне не хочется вдаваться в детали, я всё это прожила и пережила, и творчество стало огромным пластом, где прощение стало возможным. Многие ситуации, через которые я прошла, были «отпущены» благодаря написанным мною словам.
– Поэзия для тебя – призвание или профессия?
– Я пишу уже много лет. Для меня это не выбор. Работать над собой, расти, обретать новые навыки – это выбор. А строчки, возникающие в голове, были со мной всегда.
***
Закрою наглухо замки,
уйду в затишье дней.
– Ты гость мой, завтра приходи
и позови друзей.
Или забудь все номера,
Этаж, квартиру. Тень
сюда не явится с утра,
а ночью просто лень.
И гляжу в глазок, и всё плывут
сутулые тела.
Забудь мой адрес, милый друг.
Вчера я умерла.
***
А во мне всё играет юность:
Сотня клятв и обид наперед,
и потеря – чужая глупость,
и надежда – последний взлет.
– Ты в любовь не играй, девчонка,
Не влюбляй меня в дерзость фраз.
Я любуюсь тобой тихонько
с сотней пар ненасытных глаз.
Я смотрел, как легка в полете,
Как смешна и наивна в час,
когда лживо сияет солнце;
когда кто-то внутри угас.
А во мне отыграла юность,
я забыл, что хотел сказать.
Лишь молчанию ты улыбнулась.
Я навеки готов молчать.
***
Моя печаль и груз надежд,
Ты будешь вновь прохожей.
Я ставлю этот красный крест
Над дверью, что в прихожей.
Я тверд в решении своем,
Не этого ль хотела –
Чтоб никогда с тобой вдвоем
Не обжигались телом.
Не запирали в сундучки
Людей, свободу, цифры.
Что ж, отпускай и прочь беги,
У нас все будут живы.
Суровым взглядом проведи
Меня ты на удачу.
Так, чтобы помнил я в пути,
Что ничего не значу.
***
Рама окна. Взгляд в поле:
люди, цветы и ветер.
Я так мечтал о лете.
Лета коснулось горе.
Время мое немое.
Моет дождем недели.
Двое в своей постели,
Небо их – голубое.
***
Там, где море качает тревожно,
За бессмысленный ряд буйков
Я без всяких прощальных слов
Заплыву, позабыв осторожность.
Там, где всем раздается по горю
С предпоследним талоном на жизнь,
Погружаясь в каспийскую синь,
Я глотаю соленое море.
И не важно, чрез сколько границ
Пронесут торопливо мой гроб.
Завещаю мой скромный кров –
Чердаки перелетных птиц.
Будь то Барсово, Ханты-Мансийск
Иль родная моя Шура –
Завещать вам хочу города,
Где прошла моя первая жизнь.
***
мой дом высоко в горах,
мой дом в столице.
мой дом не имеет улицы,
номера, стен и крыши.
меня называют птицей.
мой папа высокий,
усатый, седой мужчина
не любит рыбалку,
пьет «Дон» и курит «Winston».
мой папа живет за границей.
но скоро обрубят крылья
и выдадут номер.
мой дом на джигитской улице.
поезд и море,
а папа живет за границей.
***
Я вновь разбитый на паркете:
Осколки, слёзы, кот,
и в окна мутные бьет ветер,
и горем полон рот.
Кричу, скулю, и шепот в люстру,
а солнцу всё равно;
как будто бы пустое чувство –
отчаянье мое.
Собаки делят хлеб на свалке,
резвится детвора,
а кот забрал мои остатки,
что не доел вчера.
Я обнаружил щель и плесень
под рамою окна.
А в сердце много грустных песен,
и снова тишина.
Я вновь разбитый на паркете:
осколки, слезы, кот.
И в окна черные бьет ветер,
и горем полон рот.
«назадФотолента
Индира Зубаирова
Категория фото: НеГород »На творческом вечере
Категория фото: НеГород »