Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2021 от 10 Января 2022 г » Наука » Мусульманское искусство Дагестана XII–XV веков

Мусульманское искусство Дагестана XII–XV веков

 За годы воинствующего атеизма мусульманская культура Дагестана и ее составная часть – исламское искусство – понесли значительные потери. Без присмотра были разрушены многие памятники культовой архитектуры: мечети, минареты, медресе и мавзолеи. Погибло немало ценных произведений исламского искусства: образцы художественной резьбы по камню и дереву, штуковые (из ганча) рельефы, представлявшие собой составные части декора мусульманских архитектурных сооружений, ковровые и другие изделия с исламской символикой или декоративными арабскими надписями. Утрачено немало и памятников письменной культуры: рукописей на арабском, персидском и местных языках.

В свете тех существенных позитивных перемен, которые произошли в отношении к религии в современном обществе, ныне представляется возможность подробного изучения исламского искусства Дагестана и объективной оценки роли средневековой арабо-мусульманской культуры в его формировании и развитии.

В истории культуры народов Дагестана ислам играл и ныне продолжает играть большую роль. Принятие дагестанскими народами ислама оказало огромное влияние на их исторические судьбы и на все сферы духовной культуры. Процесс исламизации горного края охватывал длительный период с VII по ХVI века и завершился утверждением здесь мусульманской веры суннитского толка как официальной религии и идеологии.

С VII-VIII вв. Дагестан надолго оказался в сфере политического и культурного влияния стран арабо-мусульманского Востока. Вместе с мусульманством в Дагестан проникла высокая и передовая в условиях средневековья арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя важнейшие достижения в области науки, философии, медицины, художественной литературы стран Ближнего и Среднего Востока. Одновременно с этим в Дагестане получают распространение специфические формы искусства, присущие художественной культуре мусульманских стран Востока.

С укреплением в Дагестане позиций ислама разворачивается строительство зданий мусульманской культовой архитектуры: мечетей, минаретов, мавзолеев, а также учебных заведений – медресе, которые возводились лучшими народными зодчими. Детали этих сооружений: двери, порталы, окна, опорные столбы, тимпаны, михрабы и минбары – украшали великолепной орнаментальной резьбой и декоративно оформленными арабскими надписями знаменитые резчики по камню, дереву, штуку (ганчу) и другие мастера.

В средневековом Дагестане, как и в странах Ближнего и Среднего Востока, одним из распространенных видов художественного творчества становится арабская каллиграфия. Исследователи средневекового искусства мусульманского Востока справедливо отмечают, что высокоразвитая каллиграфия, которая была письмом не только религии, но и поэзии, философии, науки, расценивалась как искусство, занимая среди других его видов почетное место. Достигнув необычайной тонкости и изящества в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья.

Изречения из Корана, афоризмы, благопожелания, имена строителей, резчиков по камню и дереву, художественного бронзового литья, надписи исторического содержания, с большим мастерством выполненные декоративно трактованными арабскими буквами, украшали различные произведения прикладного искусств Дагестана: художественную керамику, металлические изделия, оружие, предметы из резного дерева, ковры и шелковые ткани, детали культовых и гражданских архитектурных сооружений. Очень широко использовались декоративные арабские надписи, обычно вплетенные в орнаментальные композиции, для художественной отделки мемориальных (надмогильных) памятников в виде вертикально поставленных каменных плит (стел).

Известный исследователь искусства арабских стран и Ирана Б.В. Веймарн отмечал, что «ни один алфавит мира не получил такого эстетического значения и столь богатой художественной разработки, как арабский, распространенный в средние века во всех странах мусульманского мира».

Изысканной художественной отделкой украшали и рукописные книги, которые собирались в средневековом Дагестане в виде частных и мечетских коллекций, среди которых были труды не только по теологии, но и по гуманитарным и естественным наукам, философии, филологии, математике, географии, астрономии, медицине. Книжная орнаментика составляла особую область прикладного искусства.

Переписывание и художественное оформление книг в Дагестане, как и в странах Востока, считалось весьма почетным занятием. Этой деятельности, требовавшей длительной выучки, огромного труда, терпения и усидчивости, а также хорошего знания арабского языка, многие алимы посвящали всю свою жизнь. Во многих дагестанских селениях: Акуше, Кубачи, Шири, Кумухе, Хунзахе, Согратле, Ихреке, Башли, Эндирее и других – в средние века работали профессиональные переписчики книг – катибы, достигшие высокого мастерства в арабской каллиграфии.

Мусульманское искусство Дагестана периода средневековья нельзя считать целиком привнесенным извне вместе с проникновением в горный край арабо-мусульманской культуры. Искусство это формировалось на основе синтеза арабо-мусульманского искусства и богатых традиций доисламского декоративно-прикладного искусства, народного зодчества и устно-поэтического творчества дагестанцев.

Еще до проникновения ислама в Дагестан и утверждения его как официальной религии здесь развивались различные виды декоративно-прикладного искусства: художественная обработка металла, ковроделие, керамическое производство, резьба по камню и дереву, обработка кости и т.д., имеющие развитые традиции, базирующиеся на многовековом опыте.

На столь же древних традициях основывались строительное дело и архитектура. В средние века и позднее мусульманские культовые сооружения и учебные заведения: мечети, минареты и мавзолеи, медресе – обычно возводились с учетом сложившихся в Дагестане в доисламское время архитектурно-художественных традиций. «Приняв ислам, а вместе с ним и характерные для него типы мемориально-культовых сооружений, дагестанские народы сохранили в облике мечетей, минаретов и мавзолеев черты местной архитектуры», – писал известный исследователь дагестанской архитектуры академик С.О. Хан-Магомедов.

Проникновение в Дагестан арабо-мусульманской культуры существенно обогатило его традиционное искусство. Она дала новый толчок для его дальнейшего развития и определила на многие века путь исторического развития искусства Дагестана в общем русле развития художественной культуры и искусства стран мусульманского Востока.

В средневековом искусстве Дагестана, как и в искусстве мусульманских стран Закавказья (Азербайджан), Ближнего и Среднего Востока, большое место занимал орнамент. В эпоху развитого средневековья, в XIV–XV вв., он достигает невиданного ранее расцвета. С полным основанием можно отнести к средневековому дагестанскому орнаменту слова проф. Б.В. Веймарна о том, что «искусные мастера восточного орнамента достигли виртуозности, создавая изумляющие взор и волнующие чувства композиции, которыми они украшали и огромные архитектурные плоскости, и разнообразные бытовые предметы, и листы рукописных книг. Широкое распространение искусства орнамента, чрезвычайно многогранно вошедшего в жизнь людей и тесно связанного с народными художественными традициями, было одним из специфических выражений декоративности, характерной для средневековой художественной культуры вообще».

В разработку различных орнаментальных композиций растительного стиля, как, впрочем, и эпиграфического, ленточного, геометрического и других, дагестанские мастера внесли свой вклад. На протяжении многих веков орнамент совершенствовался, оттачивался и обогащался многими поколениями мастеров. При этом он приобретал присущий для той или иной исторической эпохи «почерк», т.е. особенности стиля и этнического своеобразия. За многие столетия сложились местные локальные особенности растительного орнамента – кубачинского, лакского, аварского и т.д.

В средневековом Дагестане в художественном убранстве различных архитектурных сооружении и мемориальных (надмогильных) памятников, а также произведений декоративно-прикладного искусства особое значение придавалось декоративным арабским надписям, составляющим эпиграфический орнамент. Почерком надписей большей частью служил поздний цветущий куфи, являвшийся одним из основных видов декоративного почерка. Встречаются еще надписи, выполненные почерком сульс. С конца XV в. и в последующее время стал широко применяться почерк насх, особенно хорошо сочетающийся по характеру написания букв с растительным орнаментом.

Эпиграфический орнамент выполняли каллиграфы, достигшие высокого совершенства в своем искусстве – красоты, изящества и художественной выразительности письма. Они являлись и превосходными орнаменталистами, умеющими составлять не только эпиграфический узор, но и сложные многочастные композиции, в которых гармонично сочетались растительный, эпиграфический и другие типы орнамента. В ХIII–ХV веках в сел. Кубачи – одном из крупнейших художественных центров Дагестана – были созданы выдающиеся произведения мусульманского искусства, которые вошли в бесценное национальное культурное наследие всего Дагестана и в сокровищницу мировой художественной культуры.

Многие из этих произведений – каменные рельефы – детали архитектурного декора не сохранившихся до настоящего времени зданий, литые бронзовые котлы с превосходной декоративной отделкой, художественно отделанное холодное оружие, а также керамика ближневосточного происхождения, вывезенные в разное время из Кубачи, ныне хранятся в крупнейших отечественных и зарубежных музеях (Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Оружейная палата Московского Кремля, Лувр в Париже, Британский музей и Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Галерея искусств Фрира в Вашингтоне и др.). Значительное количество их находится в республиканских музеях: Национальном музее Республики Дагестан им. А.А. Тахо-Годи, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Историко-этнографическом музее им. Р.М. Магомедова Дагестанского государственного университета.

Немало памятников камнерезного искусства, а также отдельные произведения резьбы по дереву, художественного бронзового литья, медночеканного дела сохранились в селении Кубачи.

Созданные в пору высокого экономического и культурного подъема средневекового сел. Кубачи – центра государственного образования Зирихгеран (перс. «кольчугоделатели») – каменные рельефы украшали различные, не сохранившиеся до настоящего времени архитектурные сооружения (за исключением ныне полуразрушенной Большой пятничной мечети – Хвала мишит) – культовые постройки (квартальные мечети и Джума-мечеть (переделанную в XV в. в Большую мечеть), медресе), отдельные жилые дома, а также давно развалившиеся (в середине XVIII в.?) общественные здания дворцового типа, так называемые Хвала хъулбе (Большие дома), принадлежавшие высшему органу местного самоуправления Чине (Совет старейшин). Здание Хвала хъулбе отличалось ярким местным своеобразием архитектурных форм и необычайно богатой декоративной отделкой фасадной каменной рельефной скульптурой.

Создав в XII–XV вв. многочисленные памятники мусульманского искусства – выдающиеся произведения резьбы по камню, дереву и штуку (ганчу), художественного бронзового литья, медночеканного производства, оружейного дела, а также богатое орнаментальное искусство, памятники арабской и персидской эпиграфики и декоративной каллиграфии, воздвигнув оригинальные здания горской культовой архитектуры с яркой декоративной отделкой, народы Дагестана внесли свой вкладсредневековую мировую художественную культуру.

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Надмогильный памятник 1381–1382 гг. из селения Кубачи

Категория фото: Наука »

Надмогильный памятник 1381–1382 гг. из селения Кала-Корейш

Категория фото: Наука »

Двери минбара Большой мечети (Хвала мишит) в с. Кубачи. В верхней части дверей – рельефная арабская надпись с именем изготовившего минбар мастера Хартума, XV в.

Категория фото: Наука »

Штуковая орнаментика одной из сторон четырехугольной базы опорного столба в мечети с. Каракюре Ахтынского района. XII–XIII вв.

Категория фото: Наука »

Минарет и мечеть (слева) в с. Рича Агульского района. XII в. Позднее неоднократно перестраивались и ремонтировались. Высота минарета – около 17 м.

Категория фото: Наука »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив