Народы Дагестана
Архив номеров » №3.2011 от 16 Июня 2011 г » Образование » Модернизация –это инновационные образовательные технологии

Модернизация –это инновационные образовательные технологии

Д.М. Маллаев – ректор Дагестанского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. В 1971 г. окончил педуниверситет, в 1972–1973 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1979–1982 гг. учился в аспирантуре. После долгие годы работал на разных должностях в ДГПУ. Он заслуженный деятель науки РД. Награжден знаками «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», «Сердце и Лебедь», ему присвоено звание «Рыцарь гуманной педагогики». В 2008 г. награжден орденом имени А.С. Макаренко и дипломом участника энциклопедии «Выдающиеся деятели России», а в 2009 г. – орденом «Почетный гражданин России».
Д.М. Маллаев – автор многочисленных научных книг, статей и других публикаций. С научными докладами выступал на конференциях в российских, зарубежных вузах и научных центрах. Под его руководством работает научная школа, в которой подготовлено более 50 кандидатов и 3 доктора наук. Он проводит большую общественную работу в республике и в масштабах России.

– Джафар Михайлович, расскажите, пожалуйста, коротко о деятельности Дагестанского государственного педагогического университета. По каким основным принципам формируется качество высшего педагогического образования?
– Деятельность ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» строит свою деятельность в свете государственных задач, поставленных перед оте-чественным высшим педагогическим образованием. Оно формируется на принципах преемственности, перемен и развития, модернизации, информатизации, инновационности, компетентности, научности, взаимосвязи теории и практики, единства подходов и требований к образованию студентов со стороны родителей, работодателей и единых норм к роли и функциям педагогического образования.
Сегодня деятельность ДГПУ выстроена на передовых инновационных позициях учебной, научной, воспитательной, международной деятельности, вхождении и реализации принципов Болонской декларации.
– Как Вы относитесь к переменам и реформам в сфере образования, происходящим в нашей стране, республике? Какие законодательные акты, решения гос-органов управления приходят на помощь реформам в образовании, какими базовыми условиями для этого мы располагаем и каковы итоги, результаты модернизации?
– Китайская пословица, которая часто цитируется в наше время, гласит: «Не дай Бог родиться во времена перемен…», но многие не договаривают ее до конца: «Если не знаешь, что делать». Поэтому сегодня критиковать все легко, но вот как и что делать зависит от компетентности и профессионализма. Новые реалии и новое время требуют перемен, но перемены без преемственности не приведут к развитию, поэтому мы должны перенести все положительное, что было в старом времени, в новое. Реформы в сфере образования необходимы, но они должны происходить с учетом региональных, национальных и культурных ценностей. Переход на двухуровневую Болонскую систему и ЕГЭ требует от нас новых усилий для реализации поставленных задач.
На это нацелена стратегия государства в отечественном образовании. Но иногда в реформах, актах, решениях гос-органов, то бишь Минобразования, не учитываются состояние практики и готовность образовательных учреждений реализовать этих решения. Основными законодательными актоми в сфере оьразования являются Конституция РФ, «Закон об образовании», но при этом многие реформы и акты разнятся с этими законодательными документами. ФГОС, образовательные стандарты постоянно обсуждаются, принимаются без учета преемственности. Например, принят стандарт начального образования, но нет среднего цензового, принят ФГОС третьего поколения для вузов, но пока не принят стандарт средней школы. А как педвузу готовить учителей без учета этого стандарта? Вот и получается «правовая коллизия».
Сегодня образование – самая главная отрасль для страны, и от его состояния и уровня зависит будущее любого государства. В нашей республике образование также является приоритетом для населения. Об этом и о необходимости реформирования, повышения качества, конкурентоспособности выпускников, борьбе с коррупцией говорит с постоянной заботой Президент Республики Дагестан М.М. Магомедов.
Каковы итоги модернизации? Это не то, что модно, а то, что необходимо сегодня для развития отрасли образования в стране. Поэтому модернизация – это инновационные образовательные технологии.
– Джафар Михайлович, может ли реформирование высшего педагогического образования республики способствовать повышению качества школьного образования?
– Естественно, ДГПУ готовит профильно педагогов, психологов для школьного образования республики, и от того, какими будут выпускники, будет зависеть качество школьного образования, но не на все 100%. Это зависит от стандарта старших классов, школы, финансирования и многих других ресурсов. Положительным сегодня является то, что в этом году в педагогическом образовании введен пятилетний бакалавриат, то есть выпускник получает два профиля, например: математика – информатика, информатика – иностранный, география – иностранный и др., что очень важно для сельской и малокомплектной школ.
– Джафар Михайлович, как преподавательский коллектив, ректорат воспринимают затею разделения на бакалавров и магистров?
– Переход на двухуровневую подготовку в системе высшего профессионального образования профессорско-преподавательским коллективом был воспринят неоднозначно. В 1992 году ДГПУ одним из первых перешел на европейскую систему в рамках Болонского процесса, а с 1996 года мы начали готовить магистров в связи с приказом Рособразования «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования». С 2008 года впервые наши лучшие студенты стали участвовать в мобильном обмене на бесплатной основе согласно договорам между университетами Бельгии, Польши, Англии, Москвы, Санкт-Петербурга и смогут получать сертификат европейского образца, дающий право им продолжить обучение в европейских странах или устроиться на работу. Болонский процесс создает условия для интеграции нашего образования в единое Европейское образовательное пространство. После разделения на двух-уровневую систему (бакалавриат – магистратура) сохранилась возможность учебы и поступления на моноуровневую подготовку специалистов, но по строго утвержденному списку специальностей, а их более 100.
– После введения ЕГЭ, наверное, вузы получают абитуриентов с высокими баллами. Интересно, как они участвуют в образовательной деятельности по университетским программам?
– Действительно, вузы получают абитуриентов с высокими баллами, и «высота» баллов зависит от статуса профильности и состояния зарплаты в социуме: стоматология, юриспруденция, экономика, менеджмент, информатика, информационные технологии и др., а меньшее количество баллов у абитуриентов по педагогическим и сельскохозяйственным профилям. Рейтинг у этих вузов по баллам ЕГЭ выше именно по вышеуказанным профилям. Как отмечают многие ректоры России, зачастую высокие результаты ЕГЭ разнятся с итогами успеваемости в вузе, это раскрывается в процессе освоения вузовских программ на 1–2-м курсах.
– Вы представляете, что будет со школой после того, как улягутся страсти по ЕГЭ и стандартам?
– Страсти по ЕГЭ уже улеглись, а речь идет о том, как совершенствовать процедуру приема ЕГЭ, сделать ее более объективной и мотивированной для выпускников. У нас всегда борются с нарушениями, но не пытаются их предупредить. Поэтому задача учителей, родителей – мотивировать учащихся к стремлению учиться и сдавать ЕГЭ самостоятельно. Пора понять всем, что честно учиться и работать выгодно для всех, потому что быть компетентным и профессиональным значит быть востребованным социумом и достойно жить.
– В США в финансировании вузов участвуют три субъекта: государство, сами учащиеся, учебные заведения. Но непонятно, как у нас происходит в вузах финансирование, поддержка негосударственного сектора образования.
– Сегодня образовательные учреждения разделены на три типа: казенные, бюджетные и автономные, и, естественно, финансирование их происходит по-разному. Первые два типа финансируются из федерального бюджета или субъектов РФ, второй тип может заниматься внебюджетной деятельностью, автономные могут финансироваться частично из бюджета, а в основном – за счет попечителей, бизнесменов, самих учредителей. Многие вопросы, связанные с образованием, регламентируются Законом Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992г. №3, 266-1), Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.1996г. №125-Ф3), федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Эти законодательные акты есть нормативно-правовое сопровождение образования, но имеются разногласия с некоторыми реформами, актами, изменениями, происходящими в стратегии образования.
– Джафар Михайлович, многие ректоры страны считают, что принятие нового закона об образовании означает не кризис, а катастрофу. (А.Запесоцкий – ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета.) А как относится к этому Ваш коллектив?
– Время потребовало новый закон об образовании. Мы получили новый закон, но его обсуждение вызвало негативную реакцию и критику со стороны руководителей и практиков. Многие статьи закона действительно разрушают сложившуюся систему образования. Проект закона был обсужден в коллективе, были предложены наши изменения и дополнения в Комитет по образованию и науке Госдумы Федерального Собрания. Что касается Рособрнадзора, он функционирует и создан. Многие годы вузы проходят лицензирование, аккредитацию, определяющие уровень знаний и соответствие типу и виду образовательного учреждения. Наш университет прошел через это в 2009 году и получил право быть лицензированным, и ДГПУ аккредетирован по всем профилям подготовки до 2014 года.
– В соответствии с новым законом «Об образовании» появляется Роспотребнадзор, который будет вторгаться в проблемы качества образования. Нужно ли такое КРУ для учебных заведений? Если да, то куда девать Минобразования?
– У Минобрнауки – нашего учредителя – другие функции, организационные, министерство обеспечивает финансирование и контроль за образовательной, научной, воспитательной, административно-хозяйственной деятельностью вузов.
В процессе многолетних реформ мы потеряли главное, что было приоритетом раньше, – воспитание, «похоронив» его в понятии «образование». Сейчас опомнились и говорим о значении воспитания. Вспоминаю жаркие диспуты в период моей учебы в очной докторантуре Академии педагогических наук СССР (ныне РАО – Российская академия образования) о том, что нельзя выхолащивать из системы образования воспитание.
– Кстати, за получение некачественного образования студент может подать на ректора, преподавателей в суд. Не абсурдно ли это?
– Вернемся к проекту нового закона «Об образовании». В нем говорится частично о коммерциализации, но подавляющее большинство педагогов и руководителей против рыночных механизмов в образовании. Оно должно быть больше государственным и бесплатным. На недавно прошедшем 30–31 мая с.г. VI съезде Всероссийского педагогического собрания Председатель Правительства РФ В.В. Путин заявил, что общее образование должно быть бесплатным. В этом же законе закрепляется положение о том, что студенты вправе требовать от руководства вуза замены педагога, если он не дает профессиональных, компетентных знаний.
– Джафар Михайлович, в нынешних условиях как работает Академия образования? Ей удобно считать, что школа должна быть консервативной, что детсады нужны?
– Российская академия образования (РАО) является именно таким местом, где обсуждаются все проблемы образования с участием практиков и находят в большей части решение этих проблем.
– Существует совет ректоров России. По настоянию чиновников создан еще некий альтернативный совет ректоров. Не происходит ли и здесь чехарда, как с созданием нескольких исламских высших органов России?
– Системой высшего профессионального образования руководит, решая многие вопросы, Российский совет ректоров, и он является единственным и главным общественным органом. Существуют ли другие? Возможно, что имеются и другие, как и различные общественные академии наук.
– Джафар Михайлович, я слежу за работой Минобразования РФ и пытаюсь понять, что хотят сделать с будущим поколением, и у меня никак не выстраивается четкая концепция. А как у ректора?
– Министерство образования и науки РФ, как уже было сказано, является учредителем и выстраивает государственную стратегию образования, но у каждого вуза или другого образовательного учреждения есть четкая своя концепция, выстраиваемая на каждые пять лет и последующие годы.
– Не считаете ли, что взрослые сами дезориентированы в проблемах образования? В Советском Союзе были ГТО, ясли, детсады, школы, пионерия, вузы, созданные под индустриальный уклад жизни. Сегодня уклад жизни поменялся, а прежние институты остались. В будущем будут востребованы люди, которые способны сами принимать решения и действовать самостоятельно. Не отстала ли наша школа в технологиях, в информационной революции, в самостоятельном добывании информации?
– Считаю, что зачастую многие родители сами дезориентированы в проблемах образования и его реформирования. Нам необходимо чаще встречаться с общественностью, выступать в СМИ. Да, действительно, в СССР было много хорошего, оно учитывало тот уклад жизни, но надо понимать, что сейчас другое время и реалии. Мы должны использовать положительный опыт прошлого в новом, как это содержалось в мудрости наших аксакалов. Если взять за измерение 100%, то наша школа отстала и в технологиях, и в информационной революции на 30–40%.
– В США компания Apple ввела в Интернете обучающую школьную программу. Многие школьники, сидя дома, заканчивают школу и получают сертификаты о ее окончании. А когда мы дойдем до этого или не знаем, куда деть гвардию учителей?
– В США и некоторых странах компанией Apple проводится обучение школьников через Интернет, и дети заканчивают школу дистанционно и получают сертификаты. Мое мнение, что без живого контакта с учителем трудно стать высокообразованным и культурным человеком, и, кроме того, человек и особенно дети должны расти, развиваться в своей среде, без общения и совместной деятельности люди станут одиночками и эгоистами.
– Джафар Михайлович, коррупцией охвачена вся Россия. Встречаются ли такие явления в Вашем университете, и как реагирует ректорат на эти промахи в жизни преподавателей?
– Сегодня развитию экономики, производства, образования мешает коррупция, она такая же древняя, как и общество.
Византийскую империю разрушила коррупция. Ее сила в нашей стране в том, что в ней участвуют учащиеся, родители, педагоги. Получается какой-то порочный круг, и об этом говорил в своем выступлении на конгрессе интеллигенции Президент республики М.Магомедов. Замкнутый круг должны разорвать руководители образовательных учреждений.
У нас в университете мы создали комиссию по профилактике коррупции, которая контролирует ход зачетно-экзаменационных сессий, государственных экзаменов, проводим встречи ректора в формате один на один с активом, кроме того, меняем формы контроля и оценки знаний – письменные работы, тестирование и др.
Все это дает определенные результаты, но не может полностью уничтожить зло.
– Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии вуза с работодателями, о связи университета со своими выпускниками.
– Мое мнение – необходимо создать мотивацию к честной учебе, как необходимость будущей востребованности выпускника работодателем.
В этом вопросе вуз взаимодействует с работодателем, в первую очередь с Минобр-науки РД, органами управления образованием, Министерством труда и социального развития РД и др.
При университете создана служба занятости и трудо-устройства выпускников, мы сегодня заключили договоры с работодателями, прослеживаем каждого выпускника.
В настоящее время образование не может развиваться без участия общественности, и поэтому от каждого из нас зависит будущее образование человека, а сущность человека есть совокупность общественных отношений, которую мы формируем вместе – семья, школа, вуз. Вместе мы можем двигаться к звездной высоте образования.
– Джафар Михайлович, какие общие цели и задачи ставит последний съезд педагогов?
– В Москве 30-31 мая 2011 г. прошел VI съезд Всероссийского педагогического собрания, где я был делегатом. На съезде выступил и В.В. Путин. Он сказал, что с 1 сентября 2011 г. повысится зарплата учителям на 30%, а через 2 года планируется поднять ее до уровня средней зарплаты в регионе. В сельской местности сохранятся малокомплектные школы. Он также отметил, что общее образование останется бесплатным, и в ближайшие 3 года будут выделены дополнительно 3 млрд руб. на образование. Съезд считает актуальными проблемы образования – статус учителя, право на образование, совершенствование ЕГЭ, разработка стандарта общего образования. На съезде Дагестанское отделение Всероссийского педагогического собрания было признано лучшим среди 63. В. Путин предложил привлекать к школам молодых специалистов педвузов. Для этого 700 выпускникам педвузов, выразившим желание поехать в сельскую местность, выплачиваются подъемные по 500 тыс. руб. и предоставляются льготы. Педколлективы должны бороться за гармоничное развитие молодежи и позитивные перемены в ее жизни.

«назад

Фотолента

фотографий: 6

В 2008 г. Д.М. Маллаев награжден орденом имени А.С. Макаренко

Категория фото: Первая категория1 »

На конференции, посвященной юбилею

Категория фото: Первая категория1 »

Гости ДГПУ,участники форума «Неделя дружбы студенческой молодежи»

Категория фото: Первая категория1 »

С гостями из Европы на художественно-графическом факультете

Категория фото: Первая категория1 »

В ДГПУ развивается регби

Категория фото: Первая категория1 »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив