Народы Дагестана

Эхо старины

 Сегодня огромен интерес людей к истории своих аулов, архитектурным сооружениям и любому памятнику старины… Меня заинтересовало одно из старинных сооружений, расположенных в окрестностях моего родного аула Вачи Кулинского района. Об этом памятнике архитектуры наши сельчане знают все, но мало кто знает о времени его строительства, о тех, кто возводил сооружение, при каких обстоятельствах оно строилось… И я задался целью – найти хотя бы одного человека, который бы мог меня об этом осведомить. Знаток такой нашелся. Это представитель нашего старшего поколения, большой любитель истории Вачи Сулейманов Джафар Салихович. Вот что он мне рассказал.

От древнего аула Вачи Кулинского района на расстоянии примерно одного километра по дороге в Агульский район внимание прохожих пешеходов привлекает деревянный мост высотою свыше 40 метров. Он перекинут на самом узком переходе между двумя обрывистыми и скалистыми берегами бурной горной реки Кули, как наши вачинцы ее у себя называют «Хъун нех» (большая река), которая, сливаясь с другим таким же притоком в районе аула Кумух, образует единое мощное русло Кази-Кумухское Койсу.
Уникальный по своему инженерному замыслу и оригинальной конструкции мост известен в нашем селе как «Хъун ламу», что означает «Большой мост». Название закрепилось за мостом не зря, ибо оно соответствует ему в прямом и переносном смысле: с одной стороны, мост сооружен необычайно высоко и является достаточно масштабным даже для нашего времени, с другой – огромна его роль в хозяйственной и культурной жизни наших односельчан. В связи с этим я вспоминаю рассказы старожилов о строительстве этого замечательного объекта, услышанные мною еще в раннем детстве, – повествует Джафар Салихович. – …Неровная дорога, проходящая по правую сторону моста, имела свое единственное предназначение лишь как переход на левый берег реки «Хъун нех» в окрестностях аула Вачи, для чего и сооружался мост. Дальше дорога через Вачи шла в аул Вихли, где она разветвлялась на два направления: одно – в Кумух, другое – в Акуша, связывая центральный Дагестан и Темир-Хан-Шуру с Южным Дагестаном и Закавказьем.
…Все же главная причина строительства моста состояла в другом: аул Вачи, географически расположенный по левому берегу реки «Хъун нех», значительную часть своих пастбищных, земельных и сенокосных угодий имел на правом берегу реки. И поэтому вачинцы по нескольку раз в год возводили мост, который уносили бурные потоки весенне-осенних дож-
дей. Нельзя исключить и еще один важный фактор, связанный со строительством моста: вачинцы лишались возможности иметь торгово-экономические связи не только со своими земляками по району, а также их выхода в Агульский и Дахадаевский районы. Исходя из этого, по решению вачинского сельского схода в 1612 году по Григорианскому календарю были начаты работы. И в этом нас убеждает вмонтированная в левый «бок» моста каменная плита, на которой арабскими буквами выбита дата постройки: 1021 год хиджры. Таким образом, возраст моста составляет 388 лет...
Мой собеседник утверждает, что такого уникального и технически грамотно построенного моста-долгожителя не сыскать не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе. Представляет большой интерес и сам процесс строительных работ: сначала было решено возводить мост традиционным способом, в первую очередь с использованием камня, но из-за невозможности поднять его на 40-метровую высоту начали строить арочный мост из долгомерных бревен диаметром 400 мм. Необходимое количество кругляков соответственного качества, длины и диаметра доставляли волоком на 30 парах быков в течение 3 месяцев из аварского аула Карадах. Каждая пара быков должна была приволочь по 18 бревен. Количество уложенных бревен составляло по сегодняшним меркам более 200 куб. метров.
Самой печальной и трогательной страницей из истории строительных работ, по преданию наших предков, рассказывает Джафар Салихович, была эпидемия, от которой погиб весь продуктивный скот, в том числе и рабочие быки. Работа была приостановлена на неопределенное время. Позже вместо быков были использованы ослы и лошади.
Оригинальность инженерной мысли и технические методы, использованные при разработке Вачинского моста («Хъун ламу»), наводят на мысль, что модель знаменитого Кулибинского моста, разработанного И.П.Кулибиным, – это копия «Хъун ламу», – утверждает Джафар Салихович.
В чем же особенность Кулибинского моста и чем прославился его автор?
Кулибин Иван Петрович (1735–1818 годы) – выдающийся русский механик, изобретатель, конструктор. В 70-х годах XVIII века создал несколько проектов одноарочного моста через Неву с длиной пролета 298 метров вместо применявшихся 50–60-метровых пролетов.
При проектировании моста Иван Петрович не ограничивался общеизвестными приемами теоретических расчетов, а самостоятельно разработал экспериментальный метод определения расчета… Из биографии ученого известно, что Иван Кулибин никогда не был в Дагестане, тем более в Вачах, и поэтому утверждение моего собеседника не имело оснований. Но вместе с тем не исключена и такая возможность, что конструкторский замысел по сооружению арочных мостов ученого Кулибина мог быть повторением метода другого человека, жившего задолго до него и строившего подобные же мосты без всякой теории, благодаря своему природному уму и таланту. Ведь известны же в истории мировой науки факты об одинаковых открытиях, совершенных учеными разных стран независимо друг от друга и в разное время. Здесь же неоспоримо лишь одно: «Хъун ламу» – одно из древнейших и уникальных сооружений человеческого разума и таланта. Именно поэтому будущая судьба старейшего сооружения вызывает у Джафара Салиховича большое опасение, а вместе с тем и озабоченность.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Мост "Хъун ламу"

Категория фото: История »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив