Народы Дагестана

№4,2015 от 1 Февраля 2016 г

в номере:

Архив номеров » №4,2015 от 1 Февраля 2016 г » Память » Светя другим, сгораю сам

Светя другим, сгораю сам

- 28 июля 2011 г. был совершен теракт против начальника Управления информационной политики и пресс-службы Президента Дагестана, доктора философских наук Гаруна Курбанова. Группа наемных убийц из террористического бандподполья, выскочив из засады, расстреляла одного из лучших сыновей нашей республики. Тогда эта новость взорвала Интернет, прогрессивная общественность в Дагестане негодовала, соболезнования и сочувствия родным и близким Г. Курбанова выражали со всех концов нашей необъятной Родины. Алексей Львович, вот сейчас, по прошествии четырех лет, каким Вам представляется личность Гаруна Магомедовича? Чем особенным он Вам запомнился?
- Пользуясь возможностью, хочу передать через дагестанские СМИ свои глубокие соболезнования родным и близким Гаруна Магомедовича, его друзьям, ученикам и сослуживцам, всем тем, кто мыслит и живет на стороне добра и света. А также выразить уверенность, что светлая память о Гаруне Курбанове будет зажигать сердца дагестанцев в выборе между силами закона и беззакония в пользу первого.
Говоря о Курбанове как о политике, защитнике нашего общего Отечества – Российской Федерации, должен заметить, что он был моим коллегой – медиком по своему первому базовому образованию. Возможно, с воспитанием от родителей и образованием от учителей он воспринял идеалы милосердия и блага, воплощал их в своей многогранной деятельности. Для меня он ассоциируется с теми врачами, которые, светя другим, сгорают сами... Это латинский афоризм: «Aliis inserviendo consumor» – «Светя другим, сгораю сам». В обиход медицинской науки и врачебной практики эта сентенция вошла после того, как голландский врач Николас ван Тюльп (1593 - 1674) предложил европейскому медицинскому сообществу принять ее в качестве медицинского символа с изображением горящей свечи. Горящая свеча прочно вошла в деонтологическое сознание врачей, как образ самопожертвования ради здоровья людей, народов, во имя, как сказал бы царь античной философии Аристотель, счастья человеческого вида.
Гарун Курбанов, получив медицинское образование и проработав врачом, продолжил свой жизненный путь в мире философии, журналистики и политики. Тут существует очень имплицитная (скрытая от поверхностного взгляда) связь. Еще великий античный врачеватель Гален говорил: чтобы быть хорошим врачом, надо быть философом. И Гарун Курбанов в числе других великих врачей-философов подтвердил правоту Галена своей жизнью. В его публикациях в республиканских и федеральных СМИ, а также в научных трудах ярко выражена не только прогрессивная позиция гражданина и чиновника, но и беззаветная решимость бороться за интересы общества, светские ценности и конституционные устои государства.
Кроме того, многие медицинские темы связаны и даже зависимы от информационной гигиены, то есть от того, что обычно называется честной журналистикой. Именно информационно-экологической методологией, так важной для Дагестана, Северного и Южного Кавказа и России в целом, руководствовался Гарун Магомедович по принципу «мыслить глобально, действовать локально». Он развивал в теоретической науке, практической политике и средствах массовой информации межэтнический, межконфессиональный диалог, формируя единое информационное пространство, для объединения людей в единое социокультурное пространство России, от которого во многом зависит благополучие нашей страны.
Как видно из биографии и достижений на службе обществу и государству, Г. Курбанов производил прогрессивные идеи. Чего стоит одна лишь идея «федеральное сознание», которую Вы постулируете (развиваете и утверждаете) со ссылкой на Гаруна Магомедовича, как единство переживаний граждан Российской Федерации. На самом деле, законопослушные граждане Дагестана не остались равнодушными к стихийным бедствиям на Дальнем Востоке, когда в прошлом году несколько регионов пострадали от наводнений. Также дагестанцы приняли самое активное участие в оказании братской помощи жителям Крыма, вернувшегося в лоно Родины по принципу исторической справедливости, беженцам из ДНР и ЛНР.
В конце 60-х гг. прошлого века, когда в Дагестане произошли разрушительные землетрясения, из разных уголков тогда еще Советского Союза поспешили в Дагестан с помощью. Отстраивали Махачкалу всем миром. Сотни дагестанских школьников были устроены в школы-интернаты за пределами республики на полное государственное содержание.
И в этом смысле выдвинутый Гаруном Курбановым постулат о том, что в федеративном государстве и сознание граждан должно быть федеральным, дорогого стоит.
- Эта идея была сформулирована Гаруном Магомедовичем в 2008 г. в рамках государственной национальной политики, задачу которой он видел в более тесной интеграции россиян в единое социокультурное пространство. Но как Вы знаете, национальный вопрос – дело очень сложное. В республиках СКФО до сих пор существуют очаги экстремизма и терроризма, а в центральных регионах страны и прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге действуют разношерстные организации националистов и скинхедов, порой не менее опасных, чем религиозные фанатики.
В связи с этим, как Вы полагаете, насколько реализуема гаруновская идея «федеральное сознание»?
- Думаю и верю, что она реализуема в полной мере, но сколько еще времени и труда потребуется для этого, сложно сказать. Проблема в том, что общество, как социальный организм, имеет ряд заболеваний, таких, как национализм, экстремизм, коррупция и т.д. Их надо лечить во что бы то ни стало. А это святая компетенция таких философов, как Гарун Курбанов.
- А насколько верно, по-Вашему, утверждение о том, что «философ – это врач цивилизации»?
- Как говорят в народе: на все сто! Еще Гиппократ говорил: «Нет большой разницы между мудростью и медициной». И Цицерон замечал: «Философия является медициной души».
Ведь зло в природе человека не континуально, то есть не имеет характер беспрерывной, сплошной функции, как и добро. Источником социальной несправедливости, как и высшего благородства, оказывается человек. Наверное, тут нелишне подчеркнуть, что всякий человек может оступиться, ошибиться и даже соблазниться на противоправное деяние для реализации своего корыстного замысла. Все мы хоть раз в жизни совершали что-либо противоправное. И если витающие в интеллектуальной сфере общества элементы мудрости (основы философских знаний) каким-то образом будут восприняты конкретным, оступившимся от закона и принципов морали человеком, его интеллект (мыслящий дух) сориентируется на добро, на соблюдение законов. В этом и видел Аристотель смысл и значение катарсиса, т.е. очищение духа с помощью «страха и сострадания». Гарун Магомедович давал очень резонное толкование понятию катарсис, дополнял его чеховской сентенцией: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и одежда». Иначе, утверждал Курбанов, общество не сможет реализовать парадигмальные принципы цивилизации.
Лишь очищенный от заблуждений ум способен понять, что Дагестан и Россия в целом есть части единой мировой культуры. И, соответственно, подобного рода очищение мыслящего духа есть врачевание цивилизации.
Иными словами, утверждение о том, что философ есть врач цивилизации, в высшей степени верно и даже референтно...
На самом деле, ведь конструкты цивилизации (материальные ценности и формы социальных услуг, уголовные законы, политические принципы, социально-экономические, научные, культурные отношения, производственные силы и мн. др.) также изнашиваются. Изнашиваются в буквальном смысле, как органы человеческого тела, а потому и нуждаются в реставрации, профилактике и даже в лечении. Например, можно рассматривать принуждение Красной Армией гитлеровскую Германию капитулировать как врачевание цивилизации на высшем уровне. Также изолирование преступников от общества, заключение их в тюрьмы и лагеря есть врачевание цивилизации. Но поскольку юридическая и политическая науки не имеют в своем основании ничего иного, кроме академической философии, то и выходит, что философы опосредованно, через юристов и политиков занимаются врачеванием цивилизации. Но самое ценное в деле врачевания цивилизации – это способность философов убеждать и переубеждать людей, ориентировать человека на законопослушный образ жизни.
Из тех материалов о Гаруне Курбанове, которые мне удалось прочитать, а также из его научных трудов становится совершенно очевидно, что он как раз и был Врачом цивилизации с большой буквы.
Другой вопрос: сумеют ли дагестанские ученые, интеллектуалы, его ученики и сторонники реализовать в жизни республики гаруновские идеи? Хочется верить, что да. Ведь у народов нашей страны, как верно замечал Гарун Магомедович, нет иной судьбы, кроме совместного пути во имя процветания нашей Родины – Российской Федерации.
Светлая память о великих вместе с их прекрасными идеями должна пережить века!
Гарун ушел, чтобы навсегда остаться с нами. Человек не вечен. Вечен народ, Родина вечна. Но вечность и славу народа определяют преданные идее люди. Политик, философ, врач Г. Курбанов был верен интересам Отечества. Имя его в первом ряду крупных политиков, ученых не только Кавказа, но и всей России, ибо он показал на деле, что не только мечом, но и словом, идеями можно защитить и возвысить свой народ, свою Родину.
- Спасибо, Алексей Львович, за мудрые советы и раскрытие весьма непростых вопросов, связанных с личностью Гаруна Курбанова. Надеюсь, мы, сторонники гаруновских идей, совместно с органами власти Республики Дагестан сумеем их реализовать. Позвольте пожелать Вам крепкого здоровья и новых успехов на поприще медицинской науки.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 4

Гарун Курбанов на праздновании 9 Мая

Категория фото: Память »

Открытие мемориальной доски в память о Г. Курбанове на здании РГВК «Дагестан»

Категория фото: Память »

Г. Курбанов и М. Султанов на III Съезде народов Дагестана

Категория фото: Память »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив