Народы Дагестана
Архив номеров » № 2, 2016 от 1 Августа 2016 г » Личности » Экстраординарная личность в искусстве

Экстраординарная личность в искусстве

 Когда-то в детстве ее называли «пластиковой девочкой» ... Гибкая, ловкая, с суставами как будто бы на шарнирах или вовсе без них. «Разве у меня нет костей?» – спрашивала в слезах маленькая Диляра у своей мамы Патимат. С того времени прошло немало времени и в жизни девочки многое изменилось. Сегодня Диляра Абдуллаева заслуженная артистка РД, первая и единственная работающая в стиле оригинального жанра на Северном Кавказе.

– Началось все с мечты моей матери. Мне было лет пять-шесть. Мама была портнихой, но творческий потенциал, который был в ней «богом заложен» и который она не могла выразить, видимо, решила воплотить во мне. Несмотря на то, что в то время многие родители старались своих детей (особенно девочек) держать подальше от сцены, моя мама, напротив, хотела видеть меня на сцене и все делала для этого. Она отдала меня в махачкалинскую спортивную школу, чтобы я занималась гимнастикой. Кроме того, мама дополнительно занималась со мной дома. У нее было огромное желание видеть дочь на сцене.

Когда мне исполнилось одиннадцать лет, в Махачкалу на гастроли приехал московский цирк «Шапито». В цирке работала и дагестанская группа канатоходцев из высокогорного аула Цовкра под руководством народного артиста из этого села Яраги Гаджикурбанова. Конечно, мы с мамой не могли пропустить такое важное мероприятие и пошли посмотреть выступление. А на следующий день мама повела меня на репетицию цирка. Яраги Гаджикурбанович тут же стал давать мне различные задания – сесть на шпагат, пройтись по канату. Меня взяли в цирк!

– Диляра Раджабовна, Вам в цирке нравилось или это было трудно для горянки?

– Это было очень интересное время, а тем более для такой маленькой девочки, какой я тогда была. Еще бы! Я работала тогда с очень знаменитыми артистами цирка – Дуровым, Назаровым. Днем – репетиции, а вечером – на манеже. Совмещать учебу с работой никак не получалось. В конце концов, родители приехали за мной в Сочи и забрали домой. Мне пришлось вновь вернуться в Махачкалу. Вновь учеба в школе, вновь спортшкола, соревнования, выезды по городам. Я получила разряд по художественной гимнастике – кандидат в мастера спорта СССР. Где только не приходилось выступать за это время: Ростов, Ленинград, Москва. И везде и всюду мама сопровождала меня. А эти награды и дипломы моих спортивных достижений – не мои, а моей мамы!

– Вы работали в ансамбле «Лезгинка»?

– Какое-то время я работала в студии ансамбля «Лезгинка» под руководством Танхо Израилова, который хотел поставить новый оригинальный танец с моим участием. Но вдруг вновь приезжает цирк «Шапито». Меня вновь заманили огни большого манежа, и я уехала работать вместе с цирком. Позже как-то, встретившись случайно в Москве с Яраги, Танхо Израилов повздорил с ним из-за того, что он увез «его девочку», на которую возлагал большие надежды. Но и это продлилось недолго, ведь необходимо было закончить учебу, и поэтому пришлось вернуться домой к родителям.

– Диляра Раджабовна, где Вы работали после возвращения в Дагестан?

– После окончания учебы в Махачкале я поехала в Новолак и работала там в Доме культуры, в 18 лет вышла замуж, родила двоих детей.

– А как Вам удавалось совмещать свою работу с семьей, ведь постоянные выезды, связанные со спецификой творчества, не совместимы с семейной жизнью?

– Было очень сложно, особенно с двумя детьми – постоянные гастроли, репетиции не могли не отразиться на моей семье. После каждого ребенка терять год, если не больше, и вновь себя восстанавливать было почти невозможно.

– Вы ведь работаете, как правило, в оригинальном жанре?

– Я работала и сегодня работаю в оригинальном жанре. Он включает в себя и пантомиму, и акробатику, и канат, и юмор – эксцентрику, хореографию.

– Как развивался Ваш дальнейший творческий путь?

– В 1977 году меня пригласили работать в Дагфилармонию. В 1982 году по некоторым обстоятельствам пришлось уехать в Москву. Здесь я поступила во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ). Чтобы учиться в этой студии, нужны были деньги, а у меня их не было. Филармония, где я более 5 лет работала, оплачивать учебу не могла. К счастью, в Росконцерте нашлись добрые люди, которые помогли мне.

– Что дало Вам обучение в этой студии?

– Мне хотелось одного: поскорее выучить тот или иной номер. А для этого я занималась, как говорится, днем и ночью целенаправленно. Еще принимала участие в нескольких московских телепередачах «Шире круг». Здесь мне удалось шире раскрыть свой талант, уже в плане юмора. До этого выполняла несколько акробатических элементов, а тут меня научили хореографии, поставили юмористический танец «Пастушок и Чаплин» (англо-американский киноактер и режиссер, сценарист, универсальный мастер кинематографии, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кинообраза бродяжки Чарли – У.У.). Кроме того, в студии обучали известные педагоги по режиссуре Ирина Осипова, Николай Павловский, хореограф Анна Райдель и другие. В 1985 году я закончила студию и приехала домой в Махачкалу.

– Диляра Раджабовна, а как сейчас складывается Ваша творческая жизнь, ведь артисты на пенсию уходят рано, тем более с Вашей профессией?

– Я с вами полностью согласна, конечно же, как в молодости, не исполнишь акробатический номер, не пройдешь по канату, не сядешь на шпагат, но на клоунаду, на юмор, на исполнение номера «Пастушок и Чаплин» возраст мало влияет.

– Из Вашей юмористической программы мне, да и другим, наверное, больше всего нравится, как Вы воплощаете образ Чарли Чаплина. Интересно узнать, как он возник?

– Вопрос хороший. Отвечаю. Маленький человек в котелке с тросточкой, в непомерно больших башмаках, одиноко бредущий утиной походкой вдоль дороги. Таким я увидела впервые своего кумира в кинофильме «Малыш», который смотрела в детстве много раз. Позже старалась смотреть все фильмы с его участием, изучать его неповторимую походку, его жесты. Как-то мы, студенты студии Всесоюзной мастерской эстрадного искусства, где я училась, организовали «Капустник». Каждый хотел показать что-то смешное. Я надела огромные ботинки, фрак, нацепила цилиндр и станцевала с кордебалетом канкан в стиле Чаплина. Так и возникла идея номера. Конечно, подражать Чаплину невероятно трудно. Иногда я удивляюсь своей смелости. Но отступать уже поздно.

– Чем Вы сегодня занимаетесь?

– В данный момент, несмотря на свой возраст, я еще продолжаю работать, но только в оригинальном жанре (иллюзия, юмор, клоунада, фокусы). Работаю с коллективом из единомышленников «Фабрика праздника». Выступаем в Махачкале, Каспийске, Хасавюрте, Дербенте, Кизляре. В основном это детская программа. Ходим по школам и детским садам. Это такое удовольствие для души, когда детям приносишь радость! И главное, видишь, как на их лицах сияют улыбки.

 

Таков творческий путь в искусстве заслуженной артистки Дагестана Диляры Абдуллаевой, достойно живущей на этой земле, принося радость людям.

 

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Д. Абдуллаева. Пластический этюд

Категория фото: Личности »

Д. Абдуллаева в образе Чарли Чаплина

Категория фото: Личности »

Пантомима «Пастушок»

Категория фото: Личности »

Д. Абдуллаева. Пантомима «Пастушок»

Категория фото: Личности »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив